Идея гибридного облака лежит на поверхности: с каждым днем на рынке появляется все больше облачных сервисов, которыми вполне можно воспользоваться, реализовав их «симбиоз» с внутренними виртуализованными ИТ-сервисами. Однако российские предприятия пока не спешат с созданием гибридных облаков. Причин множество — от неизученности процессов их создания до свойственных России больших расстояний и, как следствие, длительных задержек в телекоммуникационных каналах.

Оксана Смирнова-Крелль, заместитель председателя правления по технологиям «Связного Банка»
«Ресурсы в гибридной системе — это просто расходный материал: хранение как сервис, разработка как сервис, база данных как сервис, бизнес-процессы как сервис, в конце концов», Оксана Смирнова-Крелль, заместитель председателя правления по технологиям «Связного Банка»

Привлекательные стороны

Как отмечает Оксана Смирнова-Крелль, заместитель председателя правления по технологиям «Связного Банка», чаще всего гибридные облака используются как надежная возможность выхода за пределы облачных мощностей компании в случае пиковых нагрузок: «Критически важные приложения можно оставлять в частном облаке, а остальные выводить, например, на серверы Microsoft или Amazon. Либо стоит использовать внешние облака как полигон, временное рабочее пространство».

По мнению Алексея Ларина, исполняющего обязанности технического директора в компании «Ласнет» (она работает под брендом «Росинтегра»), основным преимуществом гибридного облака является консолидация ресурсных пулов провайдера и его клиента, позволяющая им быть в единой информационной системе, а также гибкость и масштабируемость используемых ресурсов, дающая возможность легко увеличить производительность в пиковые нагрузки за счет мощностей провайдера. «Гибридное облако позволяет перенести часть сервисов на площадку сервис-провайдера вместе с внедрением и поддержкой, тем самым оно высвобождает ресурсы внутренней ИТ-службы клиента, а также позволяет производить оплату по фактическому потреблению», — добавляет Ларин.

Впрочем, отмечает он, далеко не всякий «тандем» внешних облаков и внутренней виртуализованной инфраструктуры можно назвать гибридным облаком, а лишь тот, который соответствует определению облачных вычислений NIST-800-145. В частности, в гибридном, как и в любом другом, облаке должны обеспечиваться самообслуживание посредством портала, быстрая эластичность (гибкость), объединение ресурсов в общий пул, широкие возможности сетевого доступа к ресурсам и функции измерения реально потребленных ресурсов.

«Подход «все как сервисы» (XaaS), знакомый по банальным веб-сервисам, стал базовой концепцией вычислений на основе гибридного облака, когда облако превращается из среды, основанной на SaaS, в XaaS — такую систему, где бизнес-приложения сокращаются до своих основных функций и работают как компоненты — готовые, независимые части бизнес-процесса, — рассказывает Смирнова-Крелль. — Таким образом, идею XaaS можно сжать до еще одного понятия, а именно, прийти к тому, что ресурсы в гибридной системе — это просто расходный материал: хранение как сервис, разработка как сервис, база данных как сервис, бизнес-процессы как сервис, в конце концов».

«Главное преимущество именно гибридного облака в том, что при необходимости (например, если вдруг возникнут проблемы с облачным партнером) компания сможет в кратчайшие сроки перевести приобретаемые извне функции в собственную виртуализованную среду», — считает Александр Першутов, директор по информационным технологиям ТД «Седьмой Континент».

«Иногда компании готовы передать в облако часть инфраструктуры (например, резервные серверы), однако основные рабочие системы все же остаются в локальной сети. Таким образом, компания может избежать значительных расходов на развертывание избыточных мощностей и в то же время обеспечить план быстрого восстановления после сбоя в собственном ЦОД, — говорит Смирнова-Крелль. — Особенно выгодны гибридные облака при необходимости создавать гео­графически распределенные ЦОД. Два собственных ЦОД могут позволить себе немногие компании. В то же время аренда необходимой инфраструктуры обойдется значительно дешевле. При этом та же команда может управлять как облачной частью, так и основным решением. Ну а пользователи при правильной настройке вообще не заметят, с каким именно облаком они в данный момент работают».

«В перспективе гибридная модель выглядит интересной, поскольку позволяет воспользоваться преимуществами SaaS, но не несет рисков, связанных с передачей информации за пределы корпоративной сети, к тому же она свободна от ряда ограничений, накладываемых регулятором. Но это все прогнозы на будущее», — считает Максим Смирнов, главный ИТ-архитектор компании «ВымпелКом».

По наблюдениям Ларина, созданием гибридных облаков чаще всего интересуется тот средний и крупный бизнес, которому свойственны пиковые нагрузки в определенные периоды времени. Согласно оценкам Першутова, наибольшую выгоду от гибридных облаков получат организации, у которых нет большого количества внутренних ИТ-ресурсов и высококвалифицированных специалистов для их сопровождения, а также молодые компании и проекты.

 

Максим Смирнов, главный ИТ-архитектор компании «ВымпелКом»
«В перспективе гибридная модель выглядит интересной, так как позволяет воспользоваться преимуществами SaaS, но не несет рисков, связанных с передачей информации извне, к тому же она свободна от ряда ограничений, накладываемых регулятором», Максим Смирнов, главный ИТ-архитектор компании «ВымпелКом»

Проблемы и риски «гибридов»

По словам Смирнова, проблем с гибридными облаками в настоящий момент много, их спектр — от интеграции с внутренними информационными системами до разграничения зон ответственности между всеми сторонами.

«Большие возможности обычно сопровождаются большими рисками, — добавляет Смирнова-Крелль. — Серьезная проблема — безопасность данных. В гибридной среде есть как минимум три базовых риска: отсутствие полного контроля над данными (их безопасность и техническое обслуживание систем, которые их обрабатывают и хранят, должен обеспечивать поставщик услуг), неопределенность физического местонахождения данных и отсутствие контроля над резервным копированием, что повышает риск потери данных». По мнению Смирновой-Крелль, очень важно, чтобы провайдер также на должном уровне обеспечивал разграничение доступа для разных категорий пользователей, шифрование данных и применял у себя системы обнаружения вторжений.

Другая серьезная проблема, которую она отмечает, — это пропускная способность: когда данные и вычисления отдаляются от пользователей, повышаются требования к пропускной способности канала связи пользователя с данными. Еще одна проблема из области телекоммуникаций — задержка сигнала в сетях. «Миллисекунды задержки между облаком и конечным пользователем могут дорого обойтись предприятию. Конечные пользователи ожидают быстрой реакции и уходят, если не получают ее», — поясняет Смирнова-Крелль.

Першутов считает, что основные риски гибридных облаков связаны именно с ответственностью внешних ИТ-партнеров за работоспособность систем, а также с отсутствием в России возможности страховать облачные риски.

«Многие клиенты опасаются за сохранность своей информации, передаваемой облачному провайдеру и обратно через внешнюю интернет-сеть. Но с развитием технологий криптозащиты эта опасность уходит на второй план, — уверен Ларин. — На сегодняшний день основной риск состоит в выборе добросовестного поставщика облачных услуг, так как он и будет гарантировать сохранность данных и соответствующий уровень обслуживания».

Что приобретать извне и что оставить внутри?

«Какие именно приложения размещать в гибридном облаке — это вопрос стратегии компании и ее технологической зрелости», — считает Смирнова-Крелль. По мнению Першутова, извне следует приобретать достаточно стандартизированные сервисы, не оказывающие серьезного влияния на основной бизнес компании: электронную почту, порталы, а также, возможно, документооборот, CRM, HRM — а внутри компании надо оставить нестандартные и существенно кастомизированные прикладные решения, а также те, что критичны для организации.

«Выбор сервисов для каждой компании индивидуален и зависит от ее специфики, — подчеркивает Ларин. — Одни компании используют гибридное облако для хранения резервных копий, другие переносят ресурсоемкие сервисы на хостинг провайдера, третьи используют cloud bursting — технологию, обеспечивающую возможность в случае возрастания нагрузки переносить приложения из частного облака в публичное, а затем обратно».

С чего начать?

В первую очередь необходимо определить цель перехода в гибридное облако, отмечает Ларин. Также нужно четко определить риски, возможные в случае отказа провайдера в обслуживании, а также в связи с потерями хранимой у него информации. После этого необходимо провести нагрузочное тестирование услуг и принять положительное либо отрицательное решение.

Начать переход к гибридной облачной системе Першутов рекомендует с небольших по охвату и бюджету проектов, связанных с некритичными для бизнеса разновидностями облачных систем, которые широко представлены на рынке, таких, например, как почтовые облачные системы — они имеются у Microsoft, Google и множества других поставщиков.

«Главное преимущество именно гибридного облака в том, что при необходимости компания может в кратчайшие сроки перевести приобретаемые извне функции в собственную виртуализованную среду», Александр Першутов, директор по информационным технологиям ТД «Седьмой Континент»

«Стремитесь минимизировать расстояние между облаком и конечными пользователями, это сократит задержку и повысит производительность приложений, — советует Смирнова-Крелль. — В отношении гибридных облаков и задержки заклинанием должно быть «местоположение, местоположение и еще раз местоположение»». Более детальную информацию она рекомендует черпать из документов, которые публикуют некоторые аналитики и поставщики ИТ, в частности IBM. Там же можно найти и рекомендации по сопровождению гибридных облачных систем.

«На сегодняшний день основной риск состоит в выборе добросовестного поставщика облачных услуг, ведь он и будет гарантировать сохранность данных  и соответствующий уровень обслуживания»,  Алексей Ларин, исполняющий обязанности технического директора компании «Ласнет»

Что касается самой общей оценки особенностей обслуживания гибридных облачных систем, то, по мнению Ларина, процесс их обслуживания с точки зрения ИТ-службы практически ничем не отличается от обслуживания обычной виртуализованной инфраструктуры. «Особенность состоит в том, что клиент может самостоятельно увеличивать и уменьшать серверные мощности в реальном времени, не привлекая для этого службу поддержки провайдера и таким образом масштабируя доступную ИТ-инфраструктуру в соответствии со своими нуждами», — добавляет он.

* * *

На мой взгляд, уже довольно скоро многие предприятия и организации возьмутся за создание гибридных облачных систем — в первую очередь исходя из экономических соображений. Вероятнее всего, внутренние части гибридных облаков будут строиться на базе ранее приобретенных ресурсов — это сэкономит ИТ-бюджеты. Что же касается дополнительных возможностей и прикладных функций, то приобрести их «корзину» извне, причем именно в нужных количествах, будет гораздо выгоднее, чем инвестировать в них из своего кармана.