Мэрия Ярославля модернизировала серверную инфраструктуру, используемую для ИТ-поддержки деятельности органов городской власти, создав виртуализованную среду — по сути, частное облако, на основе которого сможет предоставлять электронные государственные услуги

Муниципальные органы государственной власти и управления не просто присматриваются к облачным технологиям, но и полным ходом готовятся к их развертыванию. В самом деле, консолидация и виртуализация городских ИТ-ресурсов позволит местным мэриям и администрациям заметно увеличить эффективность использования серверной инфраструктуры, снизить расходы по ее сопровождению и, вероятнее всего, повысить качество ИТ-услуг для структур города и электронных государственных услуг для его жителей, предприятий и организаций.

Правда, в немалом количестве городов ИТ-инфраструктура устарела и морально, и физически, а потому нуждается в модернизации. В начале нынешнего года мэрия Ярославля развернула мощный отказоустойчивый вычислительный кластер на базе серверов Fujitsu. О контексте этого решения, а также о сегодняшнем видении процессов информатизации деятельности мэрии и предоставлении электронных госуслуг рассказывает Валерий Тихонов, заместитель директора муниципального казенного учреждения «Центр информационных технологий города Ярославля».

Как считаете, способны ли ИТ повысить производительность и качество работы городских чиновников? Если способны, то в совокупности с какими условиями это возможно?

Безусловно, информационные технологии, внедряемые в органах власти, как раз и предназначены для повышения эффективности работы чиновников всех уровней, чтобы сделать их деятельность более прозрачной и оперативной. Для этого необходимо использовать все современные достижения и технологии в области информатизации.

Какие факторы сегодня способствуют, а какие — препятствуют реализации концепции городского «электронного правительства» в Ярославле?

Поскольку основным заказчиком и организатором «электронного правительства» является государство, то все успехи и продвижения в этом направлении зависят от готовности к реализации проектов. Мэрия довольно успешно включилась в эту работу, и вся наша инфраструктура готова как к представлению услуг в электронном виде в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р, так и к другим способам общения с гражданами. Для реализации этих мероприятий разработана целевая Программа информатизации до 2015 года, с помощью которой мы внедряем современные информационные технологии, модернизируем уже имеющиеся системы.

Все финансирование мэрии построено на планировании бюджета на несколько лет вперед, поэтому проекты в области информатизации разрабатываются и реализуются в ходе достаточно продолжительных этапов. Основным разработчиком является МКУ «Центр информационных технологий города Ярославля». В ходе планирования проектов учитываются предложения всех подразделений, выполняющих задачи городского самоуправления. Для консолидации бюджетных средств на выполнение больших проектов создаются целевые программы с конкретным финансированием.

Валерий Тихонов, зам. директора муниципального казенного учреждения
«Инициирование и реализация проектов в области «электронного правительства» вполне могут происходить при сотрудничестве органов власти и бизнеса», Валерий Тихонов, заместитель директора муниципального казенного учреждения «Центр информационных технологий города Ярославля»

Удается ли справиться с такими факторами, как разнородность ИТ, в первую очередь приложений, и межведомственные барьеры?

Разнородность информационных технологий в системе городского самоуправления досталась нам в наследство, когда подразделения, не имея достаточно целевых средств, создавали свои сегменты. Сейчас эта задача успешно решается, поскольку есть целый ряд нормативно-правовых документов, в том числе и по «электронному правительству», и межведомственному документообороту. У нас создан мощный современный кластер как вычислительных мощностей, так и СУБД.

Какой уровень надежности ИТ-инфраструктуры реально требуется мэрии города (например, по степени отказоустойчивости, по длительности простоев и пр.) и какую надежность она готова оплачивать из своего бюджета?

При создании и модернизации информационной системы мы ставили перед собой задачи обеспечения электропитанием аппаратных средств с трехфазным источником бесперебойного питания, рассчитывая только время, необходимое для корректного завершения работы всех систем, поскольку специфика работы пользователей не требует постоянной работы сети. Такое решение позволяет экономить на системе питания. Все серверные комнаты оборудованы специальными системами кондиционирования воздуха с запасом по отводу тепла и мощностям. Особое внимание уделяется и системам хранения данных как самой инфраструктуры, так и пользователей.

Централизация ИТ в масштабах города имеет множество преимуществ, но риски тоже велики, поскольку, образно говоря, «все яйца складываются в одну корзину». Есть ли возможность каким-то образом минимизировать эти риски хотя бы для мэрии?

Под централизацией информационных технологий для мэрии Ярославля мы подразумеваем использование единых транспортных потоков, единых систем управления базами данных, а также единое системное администрирование. Вся система построена на едином корневом домене, который как раз и должен сводить к минимуму все риски, определяя единую политику для всех участников сети.

Нужен ли мэрии суперкомпьютер или ей достаточно мощного кластера? Какой запас производительности должна иметь городская ИТ-инфраструктура?

На мой взгляд, для организации работы всей инфраструктуры мэрии достаточно создать устойчивую и надежную кластерную систему, состоящую из современных серверов и систем хранения данных, причем с разделением. Резервные копии и архивы могут храниться на разных системах, что позволит экономить бюджетные средства.

Как вы относитесь к идее предоставлять сторонним организациям ИТ-услуги на базе ИТ-инфраструктуры города — например, для научных исследований, для ИТ-поддержки органов власти районов города, оказания коммерческих услуг и пр.?

Особенности работы органа городского самоуправления исключают оказание услуг в области информационных технологий на платной основе, все это строго регламентирует действующее законодательство. Однако система построена таким образом, что может использоваться для оказания услуг населению в электронном виде на основе технологий и информационных систем, разработанных как государственными органами, так и различными организациями.

Облачные услуги для города: насколько это может быть востребовано в Ярославле — например, для ИТ-поддержки работы чиновников, оказания услуг сторонним организациям и пр.?

Безусловно, все новые разработки в области информатизации, в том числе и облачные услуги, востребованы и для работы чиновников, особенно это будет применяться для обеспечения их работы во время командировок и на различных мероприятиях вне территории города. Используя внедренный электронный документооборот, можно принимать решения с помощью мобильных устройств, не присутствуя в своем служебном кабинете.

Как считаете, насколько тесным может быть сотрудничество граждан, бизнеса и городской власти в ходе создания «электронного правительства»? Возможно ли подобное сотрудничество в плане финансирования проектов информатизации?

Поскольку любое правительство работает именно в интересах граждан и бизнеса, от их сотрудничества и будет зависеть качество и эффективность использования этого инструмента. Инициирование и реализация проектов вполне могут происходить при сотрудничестве органов власти и бизнеса. Сферы применения этих интересов так же могут быть различны: это и создание общих информационных ресурсов, организация обучающих центров для населения, предоставление каналов связи и т. д.

Серверный кластер в Ярославле

Модернизация серверной инфраструктуры мэрии города потребовалась, чтобы повысить устойчивость, надежность и доступность электронной почты на базе Microsoft Exchange, системы документооборота и сервера архивирования, а также чтобы создать портал электронных госуслуг. ИТ-подрядчиком в проекте модернизации была выбрана ярославская компания «Тензор».

Развернутый серверный кластер включает три стоечных сервера Fujitsu Primergy RX600 S6, каждый из которых оснащен четырьмя процессорами Intel Xeon E7-4850 и оперативной памятью 128 Гбайт. Среда виртуализации реализована на базе технологий VMware, в рамках этой среды функционируют виртуальные машины с Windows Server Enterprise 2008R2 и Microsoft Exchange Server.

Кому, на ваш взгляд, должна принадлежать ИТ-инфраструктура, используемая для информатизации городских органов власти и реализации «электронного правительства»? Какая ее часть должна обязательно находиться в собственности мэрии, а какая — у частных компаний или государственных, но не зависящих от мэрии?

Считаю, что ИТ-инфраструктура, которую использует мэрия, может быть построена на партнерских началах. Владельцем всей интранет-сети бе­зусловно должна быть сама мэрия, а вот транспортные потоки, построенные на основе волоконно-оптических сетей, могут управляться как частными компаниями, так и государственными организациями.