Для того чтобы приготовиться к следующему десятилетию, автопроизводители должны задать себе пять вопросов:

• Какие продукты требуют адаптации?

• Какие изменения требуются в бизнес-моделях?

• Какие тенденции наблюдаются на рынках?

• Какие проблемы существуют в цепочках поставок?

• Как будет эволюционировать спрос?

Как подчеркивают в Ernst&Young, ответы компаний позволяют выделить несколько мегатенденций, начинающих влиять на отрасль, чье воздействие в будущем только усилится.

Законодательные требования к безопасности и экологичности перевозок. Правительства различных стран фокусируются на трех вопросах автовладения: сохранение ресурсов, соответствие требованиям экологических норм и безопасность водителя.

В ответ производители, что вполне естественно, создают экологически чистые, безопасные и самые разноплановые транспортные средства, включая автомобили с нулевым выхлопом.

С точки зрения потребителя, на принятие решений о приобретении автомобилей и их использование будут оказывать влияние различные штрафы и поощрения. Штрафы могут включать плату за въезд на перегруженную территорию (например, в центр городов) и пользование дорогами, а поощрения — компенсации, снижающие стоимость владения экологически чистыми машинами.

Разработчики создают новые продукты, отвечающие на изменения потребностей в передвижении. Как известно, потребности автовладельцев в развитых и развивающихся странах значительно различаются. Продолжающаяся урбанизация заставляет потребителей развитых стран искать альтернативы владению средством передвижения, тогда как в развивающихся они вынуждены приобретать больше машин. Разделенное владение автомобилем и интегрированные услуги по перевозкам будут приобретать в развитых странах все большую популярность. В развивающихся же странах все больше людей вынуждены покупать автомобили исключительно для удовлетворения своих потребностей в передвижении, но развитие инфраструктуры не успевает за ростом числа автовладельцев.

Производители будут вынуждены диверсифицировать портфели своих предложений, включая в них самые различные сервисы, чтобы обеспечить себе максимальное присутствие во всех сегментах рынка.

Появление новых игроков. Это неизбежно и обусловлено развитием технологий и неудовлетворенными потребностями клиентов. На рынок выходят компании, не являющиеся автопроизводителями, и предлагают услуги аренды, разделенного владения, страховые услуги, основанные на мониторинге стиля вождения, развлекательные автоуслуги. Появление новых бизнес-моделей приводит к образованию новых звеньев в традиционных цепочках создания стоимости, добавляет новые возможности, но при этом и порождает новые риски.

Социальные сети перестраивают маркетинговые модели. Традиционные красочные визуальные приемы уходят в прошлое. За последние годы были сделаны огромные шаги в области доступности информации, помогающей принять решение о покупке. Социальные сети дали доступ к нецензурируемым отзывам и впечатлениям.

Теперь на принятие решений больше влияют существующие клиенты, влиятельные сайты и блоги — источники, неподконтрольные производителю. В то же время социальные платформы дают возможность выстроить более близкие отношения с клиентами. Компании понимают произошедшие изменения и пытаются их использовать в маркетинговых целях.

Сотрудничество между компаниями. Изменения в технологиях породили изменения в бизнесе. Ведущие производители готовы к сотрудничеству больше, чем когда бы то ни было, причем не только внутри отрасли. Примером может служить партнерство с ИТ- и телеком-компаниями при разработке единых протоколов взаимодействия устройств.

Оптимизация портфеля продуктов. Опасаясь кризиса, многие производители хотят не только роста, но и стабильности.

Новые риски вследствие глобализации индустрии. Многие компании вынуждены радикально перестраивать операционные стратегии именно из-за появления этих рисков — от несогласованности спроса и предложения и колебания цен на материалы до законодательных изменений и нехватки квалифицированных рабочих. Фактически индустрия проходит проверку на прочность.

Кризис и конкуренция вынуждают поставщиков второго эшелона пересматривать стратегии. «Затягивание поясов» и повышение эффективности ведущими производителями представляют дополнительную угрозу для более мелких игроков, особенно из-за их слабого финансового здоровья и отсутствия разнообразия — как с точки зрения продуктов, так и рынков.

Вместо того чтобы пытаться сделать больше меньшими средствами, следует применить более стратегический подход. Наиболее успешные компании, вероятно, избавятся от непрофильных бизнесов и диверсифицируют свои риски путем увеличения числа партнеров.