С использованием социальных сред в бизнесе связаны большие надежды, вместе с тем соцсетям еще предстоит найти свое место в корпоративном секторе. Так, опрошенные в ходе подготовки очередного исследования IBM CEO Study руководители компаний признались, что стремятся повысить открытость, прозрачность бизнеса и вовлеченность сотрудников в достижение общего успеха, при этом открытость они связывают с широким использованием социальных сред как основной движущей силы сотрудничества и инноваций.

Российские CIO трезво оценивают потенциал соцсетей в бизнесе и их влияние на открытость компаний. «Открытость организации определяется не только наличием ее страницы в популярных соцсетях, но и прозрачностью ее бизнес-процессов, отчетности, клиенто-ориентированностью», — считает Кирилл Карманов, руководитель департамента ИТ компании Societe Generale Insurance. «Компании, работающие в розничных сегментах, конечно, должны быть открыты к общению со своими клиентами, в том числе через соцсети, — отмечает Андрей Герасимов, начальник отдела ИТ компании «Мир детства». —

В сегменте B2B взаимодействие с внешним миром через соцсети, полагаю, не настолько выгодно, как, например, открытость перед кредитными организациями или аналитиками фондовых рынков». Алексей Емельянов, ИТ-директор ING Commercial Banking, уверен, что «успешно использовать соцсети в интересах бизнеса сегодня смогут разве что наиболее инновационные компании, а также те, кто работает на массовых рынках, — банки стараются не увлекаться играми с соцсетями из-за связанных с ними высоких рисков».

Как отмечают аналитики, успешные организации внедряют у себя социальные среды, чтобы раскрыть потенциал коллективных знаний и неформального взаимодействия сотрудников. Вероятно, руководители этих организаций рассчитывают, что социальные коммуникации ускорят поиск и освоение новых идей и решений и в конечном итоге улучшат финансовые результаты.

Насколько я знаю, однозначного подтверждения того, что использование внутренних социальных коммуникаций заметно способствует успеху бизнеса, пока нет. На мой взгляд, должно пройти время, пока сложится культура нацеленного на результат взаимодействия сотрудников посредством внутренних социальных сред либо в компаниях появятся менеджеры или неформальные лидеры, которые сумеют выстроить общение с использованием соцсетей так, чтобы бизнес получал реальную пользу.

«Использование социальных сред внутри организации может создать конкурентное преимущество для компании за счет стирания части административных барьеров, — предполагает Карманов. — Очевидно, что лидировать в конкурентной гонке будет тот, кто эффективно адаптируется к постоянно изменяющейся ситуации на рынке и поощряет кооперацию в команде. Использование социальных сред может стать одним из решений для организации такого подхода».

Повлечет ли распространение новых средств и видов внутренних коммуникаций заметные изменения в шкале корпоративных ценностей? Карманов считает, что в России доля компаний, где не только четко сформулированы корпоративные ценности, но и имеются сотрудники, которые их правильно понимают и следуют им, очень мала, к тому же «традиционные» ценности, такие как клиенто-ориентированность, не зависят от того, какие инструменты применяются для ее достижения.

«Возможно, конкурентное преимущество получат компании, которые научатся с помощью соцсетей находить интересные идеи и адаптировать их к своим потребностям и особенностям. Для этого бизнес должен быть гибким. Кроме того, ему необходимо сформировать культуру быстрого отбора и внедрения инноваций, — отмечает Емельянов. — По мере изменения корпоративной культуры трансформации подвергнутся и системы KPI сотрудников, и корпоративные ценности».

Что касается ИТ-руководителей, то им, на мой взгляд, предстоит сыграть роль «сталкеров», сопровождающих бизнес в ходе этой культурной трансформации.