Не успели розничные компании оправиться от кризиса, как многие эксперты стали отмечать в конце 2011 года тенденцию к стагнации экономики. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2011 году вырос и составил 107,2% к 2010 году, но практически не превысил темпов роста 2010 года, хотя эксперты ожидали его существенного увеличения. Несмотря на это, спрос оставался достаточно стабильным и даже активным, переместился только в более дешевые категории. Оборот оптовой торговли составил 104% к 2010 году. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 31,2% оборота оптовой торговли. Оборот розничной торговли торгующих организаций увеличился на 8,4%; доля розничных рынков и ярмарок сократилась на 1%. По данным исследовательского холдинга «Ромир», рост потребительских расходов в декабре 2011 года составил всего 7% (Росстат — 9,5%) по сравнению с декабрем 2010 года.

Разрастание

Доля торговых сетей в обороте продолжает расти. Сегодня сети формируют в среднем по России 19,9% общего объема оборота розничной торговли, что на 1,4% больше, чем в 2010 году. В торговле пищевыми продуктами их доля составляет в среднем 22,5%. В 18 субъектах РФ сетевые структуры обеспечивают менее 10% общего объема оборота розничной торговли, тогда как в Москве доля сетевых игроков составляет 21,7%, в Санкт-Петербурге — 51,5%. «На рынке розничной торговли высокая конкуренция, имеют место ценовые войны, но ситуация кардинально отличается в Москве и регионах. В среднем по стране рынок не насыщен, велика доля неорганизованной торговли, мала доля сетевых игроков», — считает Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ группы компаний «Утконос».

Объем регионального рынка остается неисчерпанным. «Розничный рынок, особенно в регионах, далек от насыщения, — говорит Илья Рязанов, директор по развитию бизнеса «ПиР Продукт». — Поэтому в ближайшие годы будем наблюдать экспансию как розничных операторов, так и дистрибьюторов в регионы». 2011 год был насыщен такими событиями: открытием новых магазинов и поглощением региональных игроков. При этом сетевые операторы развивали различные розничные форматы: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «у дома» и т. д. Х5 Retail Group увеличила свою сеть более чем на 500 магазинов за счет покупки местных игроков. «Магнит» в 2011 году открыл 1254 новые точки, и на начало года общее число магазинов достигло 5309. Сеть «Дикси» приросла сетью «Виктория» и вошла в пятерку ведущих игроков рынка. В течение трех лет все магазины сети «Каравай» в Красноярском крае перейдут под голландский бренд Spar. Эксперты ожидают, что тенденция по покупке иностранными ретейлерами локальных игроков и дальше будет усиливаться. Сеть «Монетка» в 2011 году продолжила развитие московского кластера и по количеству открытых магазинов выросла на 52%, «Линия» — на 15%, «Магнолия» — на 25%, «Авоська» — на 17%, а сеть FixPrice («все товары по одной цене») удвоила количество своих магазинов: сегодня их более 300. Сеть «Избенка», реализующая в Москве молочные продукты в день их изготовления, ежемесячно открывает 10–13 новых магазинчиков. Компания «ПиР Продукт» развивала региональную филиальную сеть логистического и дистрибьюционного направления. Потребление алкогольных напитков, по данным Росстата, увеличилось в среднем на 3,1%, но компании-дистрибьюторы чувствовали себя по-разному — например, сеть «Алианта» развивалась, и ее товарооборот вырос на 66% по отношению к 2010 году, тогда как некоторые существенно снизили обороты.

Крупнейший сотовый ретейлер «Евросеть» купил сеть салонов «Альт Телеком», из 520 объектов которой около половины будет ребрендировано в салоны «Билайна» («Вымпелкому» принадлежит 49,9% «Евросети»). Развивает монобрендовую сеть и европейский оператор мобильной связи Tele2, теперь она насчитывает более 400 торговых точек. Дистрибьюторский бизнес «Пирит» в течение 2012 года будет поэтапно интегрирован с дистрибьюторским бизнесом «Ланит», работающим под торговой маркой Treolan. В Ростове-на-Дону открылся первый кибермаркет сети интернет-магазинов электроники «Юлмарт». Несмотря на то что рост спроса в магазинах техники по сравнению с 2010 годом составил 20–30%, а по данным Росстата, в декабре возросла реализация телевизоров (на 85%), компьютеров, холодильников и морозильников, стиральных машин, мобильных телефонов (на 58–63%), сети, торгующие электроникой и бытовой техникой, по некоторым данным, вдвое сократили планы по экспансии на 2012 год.

В более сложном положении находятся сегменты, связанные с большой значимостью брендов и дизайна — одежный, обувной, ювелирный, товары для дома. По оценкам некоторых фэшн-ретейлеров, спрос упал на 10–30% по сравнению с 2010 годом. «2011 год был для рынка достаточно напряженным. Ожидали большого роста, но он не состоялся, многие компании даже сократили продажи. В среднем по рынку одежды цифры очень скромные. В 2011 году продажи сети «Modis» выросли, открыли 7 новых магазинов — теперь их 40, к 2015 году планируется открыть несколько сотен», — рассказывает Денис Долматов, генеральный директор сети модных дискаунтеров Modis. Чтобы стимулировать покупательскую активность, магазины одежды начали снижать цены. В компании FINN FLARE в последнюю неделю декабря – первую неделю января отметили увеличение выручки на 29%. Краснодарская сеть товаров для спорта «Высшая Лига» в 2012 году планирует достичь докризисных показателей за счет выхода за пределы Юга. Adidas Group развивала розничную сеть в регионах и планирует расширять ее и далее, открыв к 2015 году около 400 магазинов. «ЦентрОбувь», дискаунтер на обувном рынке, открыла более 200 магазинов. Экс-владелец сети «Эльдорадо» собирается развивать обувной бизнес — сеть Kari.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов и табачных изделий составил 47,8% (при росте на 3,1%), непродовольственных товаров — 52,2% (при росте на 10,7%), в 2010 году — 48,6% и 51,4% соответственно. Сдвиг спроса в сторону непродовольственных товаров свидетельствует о положительных тенденциях, но многие полагают, что такое смещение обусловлено реализацией отложенного спроса.

Отсутствие оптимизма подтверждается и исследованиями Росстата конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле: индекс предпринимательской уверенности снизился по сравнению с 2010 годом, и более половины опрошенных считают, что в I квартале 2012 года экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. «Уже во второй половине 2011 года европейские сбытовики почувствовали резкий спад продаж промышленных товаров, в то время как в России продолжался рост. Нельзя сказать, чтобы мы испытывали особый оптимизм, ведь Россия не изолирована от мирового сообщества. Общие тенденции не так сильно затронут тех, кто живет по средствам без привлечения кредитов. Всем будет трудно в ближайшие три года», — считает Алексей Дубовский, директор по ИТ компании «Гедоре Веркцойге».

Не отформатированные

Наряду с органическим ростом за счет открытия новых магазинов и поглощения более мелких сетевых игроков владельцы розничных сетей ищут альтернативные пути расширения доли рынка — внедрение новых форматов торговли и применение новых технологий самообслуживания и инновационных решений по формированию клиентоориентированного управления ассортиментом и ценообразованием. «Роснано» с X5 Retail Group и «Ситроникс» планировали открыть первый «умный» магазин, использующий RFID, в этом году, но его запуск пока отложен. В борьбе за покупателя компании ищут и новые форматы, а покупатели в своем выборе все больше руководствуются соображениями функциональности и экономичности. Стремясь к здоровому питанию, зачастую они делают выбор в пользу фермерских продуктов, и компании движутся в этом направлении. Стали появляться разделы с фермерской едой в «Глобус Гурмэ», «Азбуке вкуса», «Ашане», в региональных магазинах «Спар», московской сети «АБК». «Ростик Групп» открыла экобазар, предлагающий свежие продукты напрямую от производителя. До 2016 года столичные власти намерены переформатировать розничную торговлю на европейский манер.

Все большую конкуренцию привычным форматам составляют интернет-магазины. Стив Смит, вице-президент Manhattan Associates в регионе EMEA, называет интернет-продажи убийцами традиционных магазинов и приводит пример Англии, где около 40% магазинов на периферии в результате закрылись. Уже сегодня интернет-торговля, на которую приходится, по разным оценкам, от 1,6 до 4% товарооборота, растет на 33–45% ежегодно, происходит «перетягивание» покупателей между обычной розницей, развивающей этот канал продаж, и интернет-магазинами. Но в столицах впечатляющего роста продаж больше ждать не приходится, вектор развития электронной торговли, так же как и традиционной, постепенно смещается в регионы.

Потребности будущего и настоящего

Развитие мультиканальности связано в первую очередь с тем, что сегодня пришло новое поколение потребителей с новыми ценностями. Компаниям требуется большая гибкость в обслуживании, учет индивидуальных особенностей клиентов, анализ социального окружения. Добавление новых каналов продаж ставит задачи оптимизации и повышения эффективности, качества обслуживания (внедрение CRM-систем, коммуникационные возможности сенсорных устройств, мобильные каталоги, мобильные помощники), внедрения инновационных технологий и поддержки новых форматов.

Но пока ретейл в России решает в основном традиционные задачи — стремится сокращать издержки, повышать скорость и качество обслуживания, лояльность покупателей.

Среди насущных задач эксперты выделяют развитие и модернизацию ИТ-инфраструктуры, формирование ИТ-инфраструктуры с нуля в новых точках, оптимизацию существующих решений. Совершенствовала корпоративную сеть «Подружка» (более 100 магазинов): только в 2011 году подключили около полутора десятков новых магазинов. Сеть «ТВОЕ», объединяющая 176 собственных и 270 франчайзинговых магазинов одежды, завершила проект по оборудованию ЦОД. Модернизировал инфраструктуру и дистрибьютор «Алианта». В компании «Утконос» внедрена виртуальная инфраструктура на базе оборудования HP и ПО WMvare, оптимизированы каналы связи с целью снижения затрат и повышения надежности, модернизировано серверное оборудование Sun, используемое для ERP-системы SAP R/3.

Рост и развитие сетей потребовали обновления основных учетных систем. Перешли на новую версию Microsoft Dynamics NAV в компании «Гедоре Веркцойге». Сеть Modis планирует модернизировать учетную систему на базе продукта компании SAP, внедренную около пяти лет назад. SELA, один из лидеров индустрии моды, реализует проект внедрения ERP SAP for Retail. Розничную сеть компании «МегаФон» автоматизировали с помощью решения novaRetail. «Ювелирная сеть 585» реализует проект внедрения системы управления предприятием на базе SAP for Retail и SAP CRM. Многие компании для автоматизации товародвижения выбирают систему Gestori Pro. Среди них сеть супермаркетов «Эконом» (Тамбов), сеть салонов оптики «Айкрафт». Продолжает автоматизацию на базе Gestori Pro и системы аналитики DiAna сеть «Линия». Одежная сеть O'STIN вложила средства в создание «облегченного» рабочего места кассира — системы, работающей без постоянной связи с учетной системой магазина, что позволяет отказаться от размещения сервера в каждом магазине и вести полноценный учет продаж централизованно.

Не меньшее внимание компании сектора уделяют проектам по внедрению BI-систем, систем бюджетирования и планирования. «М.Видео» реализовала проект на базе информационной системы SAP BI-IP NetWeaver 7.1. Модернизировали систему бюджетирования в группе компаний «Спортмастер», создав новую бюджетную модель на платформе IBM Cognos TM1. Финансовые подразделения сети «Ашан» усовершенствовали свои бизнес-процессы на основе Oracle E-Business Suite. Сеть Modis реализует проект внедрения системы бизнес-анализа на базе QlikView. Разработал и внедрил хранилище данных по накоплению информации по клиентской базе дистрибьютор «Алианта». В «Утконосе» в прошедшем году внедрили систему аналитической отчетности на базе SAP BW/BO, автоматизировали с помощью системы компании SAP процессы управления платежами, инвестиционной деятельности и т. п.

Еще одна потребность — обеспечение надежного процесса поставок, для чего внедряют системы автоматизации складской и транспортной логистики, управления цепочками поставок. Значительное расширение сети «М.Видео» привело к внедрению нового решения в сфере логистики и складских запасов на базе информационной системы SAP SCM. В рамках проекта перехода на новую систему управления логистическими операциями в компании «ПиР Продукт» произведена интеграция с внутренней торговой системой и с системами заказчиков логистических услуг. В дистрибьюторском подразделении внедряют электронный документооборот (на основе EDI) с сетевыми операторами, готовятся к вводу электронных счетов-фактур. Оптимизировали процессы управления движением транспорта и разработали и запустили процесс работы с внешним поставщиком в компании «Утконос». Автоматизировали управление закупками, оптимизировали логистику и планирование маршрутов по доставке продукции в компании «Алианта», а также внедряли систему электронного документооборота на базе Microsoft Sharepoint. В ближайших планах «Л'Этуаль» — использование возможностей портала для организации доступа магазинов к сведениям о наличии товара в других торговых точках, налаживания более оперативной связи магазинов со всеми службами компании, оперативной передачи электронных данных.

Взаимодействие с потребителями обеспечивает компаниям возможность совершенствовать свои бизнес-процессы. С этой целью оптимизированы: процессы обработки обращений и жалоб покупателей в компании «Утконос», развивающей сервис доставки на дом; процессы размещения заказов за счет внедрения автоматизированной системы размещения заказов покупателей через внешний контакт-центр; целевой маркетинг; введение оплаты пластиковыми картами через интернет и т. п.

Перспективы

Большинство экспертов полагают, что в ближайшее время следует ожидать роста инвестиций в ИТ. Современная розница — это ИТ, так как невозможно быть конкурентоспособным без соответствующей поддержки со стороны ИТ.