За рубежом давно существуют и востребованы магазины формата «модный дискаунтер», которые около пяти лет назад впервые на рынке России представила сеть магазинов Modis (компания «Одежда 3000»). «Мы предлагаем доступные цены в сегменте модной одежды, и до нас в России этого никто не делал. Чтобы иметь низкие цены, нужно правильно выстроить бизнес-модель, математически точно рассчитать денежные потоки.

Для большой сети нужно делать большие закупки и жестко контролировать затраты», — рассказывает Денис Долматов, генеральный директор сети Modis. В сети сегодня уже действуют 40 магазинов в 26 городах России, а к 2015 году число магазинов должно достичь нескольких сотен. Дискаунтер выигрывает только за счет оборота, поэтому расширение сети, ассортимента, номенклатурных групп и т. п. — основа успешности бизнеса.

Modis — компания розничная, ей необходимы кассовые аппараты и системы, их обслуживающие, контроль продаж, закупки товара, затрат и т. д. Отличает модную розницу высокая «хронологическая скорость». «У нас нет товаров, артикул которых не меняется в течение 3–5 лет, регулярная смена коллекций осуществляется через 8–12 недель в зависимости от изделия. Доля часто сменяемого товара у нас очень высока», — рассказывает Долматов.

Чтобы успеть продать товар, пока он не вышел из моды, нужно понимание, что и как продается, иметь возможность все анализировать, а еще лучше — видеть в режиме реального времени, что происходит.

 

Выбор BI-системы

В компании генерируется огромное количество данных — например, по чековому обороту, по количеству посетителей. Эти данные должны быстро обрабатываться и отображаться — такова одна из особенностей бизнес-процессов розничной торговли. Поэтому одним из основных требований к будущей BI-системе была возможность быстрой обработки большого объема данных. Помимо учетной системы на базе продукта SAP, в компании существует много других источников информации, которые практически никак не интегрированы друг с другом. Нужен был инструмент, позволяющий свести данные из разнородных систем, анализировать их в совокупности, по множеству различных срезов определять изменение денежных, товарных и других параметров. Еще одна задача состояла в предоставлении среднему и высшему руководству мобильного аналитического решения, которое позволило бы удаленно контролировать ситуацию в компании.

Денис Долматов, генеральный директор сети Modis
«Сегодня для нас QlikView — основа для принятия управленческих решений. Кроме того, благодаря BI-системе мы смогли отслеживать дополнительные показатели на постоянной основе», Денис Долматов, генеральный директор сети Modis

Сеть Modis развивается очень динамично, и нужна была система, не требующая длительного цикла разработки и внедрения. «Из массы решений мы выбирали наиболее подходящее, с учетом нашей специфики и наших потребностей. Решение «АТК QlikView: Розничная торговля», представленное консультационной группой «АТК», понравилось нам скоростью работы и уникальным интерфейсом, дающим возможность «рассмотреть» данные с любой стороны, практически по одному клику мыши, — рассказывает Долматов. — Система не предъявляла высоких требований к оборудованию, за исключением объема оперативной памяти сервера. Еще одно преимущество, важное для нас, — пофазное внедрение, позволяющее использовать готовую часть системы, пока консультанты работают над остальным функционалом».

В процессе выбора крупной системы обычно взвешивают качество, сроки внедрения и стоимость владения, но в Modis пошли дальше в своих требованиях — учитывали еще и удобство интерфейса, быстродействие, требования системы к оборудованию, ее мобильные возможности. «На момент начала проекта идей было много, и некоторые изначальные предположения могли оказаться не столь важными при реализации. Поэтому мы учитывали «готовность к экспериментам» как самой системы, так и подрядчика в процессе внедрения», — комментирует Михаил Ясаков, директор по ИТ сети Modis.

 

Результаты

Обычно внедрение BI-систем в розничных компаниях начинается с анализа продаж. Modis — не исключение, внедрение QlikView начали именно с создания всесторонней, комплексной аналитики по продажам и маржинальности для поддержки экспансии сети. Первый этап внедрения завершился к осени 2011 года. «Наше понимание ситуации и задач эволюционировало по ходу проекта: мы внедрили функционал первой фазы, посмотрели, как это работает, откорректировали, начали активно эксплуатировать, а параллельно консультанты уже наращивали функционал следующих фаз, дорабатывая наши комментарии по предыдущим задачам», — поясняет ход работ Ясаков.

Проект длился около полугода, а первые результаты в Modis начали получать и использовать уже спустя 10 дней после начала работ. В ходе проекта консультанты интегрировали решение QlikView с различными модулями SAP, счетчиками посетителей, источниками информации по планам продаж и себестоимости продукции. «Это было важно для компании, так как много необходимой для анализа информации разрозненно, содержится во вспомогательных системах и ведется разными подразделениями для внутренней аналитики», — рассказывает Ясаков.

Два ключевых направления проекта — разработка аналитической системы для оперативного принятия решений и создание системы панелей управления для высшего руководства и инвесторов. «Все интуитивно понятно: пользователь решает свои бизнес-задачи, оперируя привычными ему терминами и видя привычные данные. При этом он абстрагирован от каких-либо технических нюансов. Это очень удобно, хотя и непривычно поначалу», — комментирует Ясаков.

Панели управления на основе QlikView, разработанные специалистами подрядчика, сейчас используют акционеры, инвесторы и топ-менеджмент Modis, чтобы следить за динамикой развития бизнеса из любой точки мира с мобильных устройств, через Wi-Fi или 3G-соединение. В том, что руководство высшего звена и акционеры активно используют внедряемые системы, Ясаков видит основу успеха любого проекта по внедрению учетной системы или системы бизнес-аналитики: «Подход «снизу вверх», когда внедренная система используется только средним менеджментом и рядовыми сотрудниками, а руководители высшего звена по старинке требуют отчетность на бумаге — не наш метод. BI-система стала действительно ценным повседневным инструментом для инвесторов, акционеров и руководителей среднего звена. Система дает возможность строить именно те аналитические отчеты, которые необходимы здесь и сейчас, на данном уровне управления. Здорово, когда именно топ-менеджмент является локомотивом проекта, не теряет интереса на полпути, ежедневно уделяет огромное внимание проекту и вникает во все нюансы».

Приложение сегодня обеспечивает аналитику по основным KPI розничного бизнеса, рейтингам, анализу like-for-like в нескольких сотнях различных срезов данных. Системой ежедневно пользуются руководители высшего и среднего звена, линейные менеджеры, сотрудники, обеспечивающие предварительную подготовку принимаемых решений. «BI-система для нас — основа для принятия управленческих решений. Благодаря ей мы можем отслеживать дополнительные показатели на постоянной основе. Например, мы стали ежедневно контролировать коэффициент конверсии: сколько из зашедших в магазин людей совершили покупку за определенный период времени. И это уже дает свои плоды — мы пробуем новое планирование торгового пространства, промоакции в магазинах и отслеживаем, как это влияет на повышение спроса и какова эффективность этих маркетинговых затрат», — рассказывает Долматов.

 

Развитие

Для Modis одним из основных направлений развития технологий является совершенствование и расширение возможностей BI-системы на базе QlikView. Сегодня в компании уже принято решение о разработке аналитических контуров по финансам и товародвижению. «Следующим шагом развития системы станет создание полнофункциональной системы прогнозирования, а также его доработка в рамках проекта создания сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC). Например, мне, как ИТ-руководителю, интересно не только увидеть стандартные показатели эффективности моего подразделения, понять, как привязать их к показателям эффективности всей компании, но и определить, как те или иные параметры ИТ влияют на прибыльность сети не только в историческом или текущем разрезе, но и в будущем. Сейчас мы не только занимаемся поддержкой уже внедренного решения, но и самостоятельно развиваем его», — поясняет Ясаков.

Михаил Ясаков, директор по ИТ сети Modis
«Система QlikView стала действительно ценным повседневным инструментом и для инвесторов и акционеров, и для руководителей среднего звена. Она дает возможность строить именно те аналитические отчеты, которые необходимы здесь и сейчас, на данном уровне управления», Михаил Ясаков, директор по ИТ сети Modis

Функционирование систем и компании в целом сегодня поддерживают чуть более двадцати ИТ-специалистов, работающих по трем направлениям: инфраструктура, техническая поддержка и корпоративные информационные системы. Инфраструктурное направление занимается как вопросами поддержки и развития инфраструктуры, так и проектами открытия новых магазинов в части ИТ. Системные администраторы традиционно ответственны за бесперебойное предоставление опорных ИТ-сервисов. «Еще до заключения договора об аренде торговой площади для нового магазина инфраструктурное направление ИТ детально прорабатывает вопросы подключения магазина, обеспечения его всей необходимой техникой, лицензионным ПО, выполняет предварительные настройки оборудования и систем. Затем выполняются подрядные работы по прокладке СКС, монтажу контура безопасности. На заключительном этапе на место выезжает инженер отдела ИТ для окончательной сборки и настройки кассовых узлов, рабочих мест, серверов и сетевого оборудования, всех слаботочных систем. Параллельно идет работа по настройке учетных, кассовых и других систем», — рассказывает Ясаков.

Направление корпоративных информационных систем представлено функциональными консультантами SAP (складская, транспортная логистика, финансовый, бухгалтерский, управленческий учет), отдельным консультантом по ведению НСИ, программистами SAP ABAP и специалистами по поддержке базиса системы SAP. Их основная задача — решение сложных инцидентов в системе, восстановление ее работоспособности в случае серьезных сбоев, доработка и развитие функциональности. Но есть еще и персонал менее высокой квалификации. «На первой линии поддержки учетной системы стоят операторы SAP, которые исправляют ошибки пользователей и выполняют рутинные операции, отрабатывая инциденты ServiceDesk, по своей тематике», — комментирует Ясаков.

Есть в отделе ИТ и свой собственный бизнес-аналитик, работающий в тесном взаимодействии не только со своими коллегами из отдела аудита и бизнес-процессов, но и со всеми пользователями корпоративных систем. «Наш бизнес-аналитик работает «на стыке» бизнес-процессов, корпоративных систем управления и BI-системы, являясь экспертом сразу в нескольких областях. Эти компетенции в комплексе дают замечательный эффект, в том числе и для целей поддержки и развития системы QlikView», — говорит Ясаков.

Запланированный рост розничной сети должен сопровождаться адекватным масштабированием практически всех ИТ-систем. «У нас в наличии целый портфель ИТ-проектов, запланированных на 2012–2015 годы. В ближайшее время нам не обойтись без модернизации системы компании SAP, функционирующей с 2007 года, когда был внедрен лишь необходимый минимум. К сожалению, наши партнеры не всегда готовы идти на конструктивный диалог, и это тоже вносит существенные коррективы в ИТ-стратегию», — комментирует Ясаков.

Будут модернизироваться и опорная инфраструктура, и сетевое оборудование, и центр обработки и хранения данных. Рост числа магазинов в разы увеличит в ближайшие годы нагрузку на эти компоненты ИТ-инфраструктуры. Но основные проекты отдела ИТ лежат в области ключевых бизнес-процессов всей компании. «На 2012–2013 годы у нас запланирован проект под кодовым названием «Коммуникации», суть его — в построении эффективной системы взаимодействия сотрудников компании. Это очень важно, ведь именно сбои в коммуникациях являются той самой болезнью роста, с которой сталкиваются все бурно развивающиеся компании. Проект включает в себя различные блоки: от модернизации внутрикорпоративной системы обмена сообщениями и создания корпоративного портала до внедрения системы электронного документооборота в масштабе всей розничной сети. Есть и другие проекты: внедрение системы управления складами, технологий RFID и многие другие. Отдельная тема — проекты в области безопасности, не только информационной, но и торговой. Хотим предложить нашим покупателям накопительные и подарочные карты уже в начале текущего года. А в будущем попытаемся заняться электронной коммерцией», — продолжает свой рассказ Ясаков

«Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, и в этом — секрет нашего успеха. В динамично меняющихся условиях необходимо не только быстро принимать решения здесь и сейчас, но и быть на шаг впереди», — резюмирует Долматов.

Купить номер с этой статьей в PDF