Российские компании могут шагнуть в будущее, перескочив промежуточные ступени развития, считает Стив Смит, старший вице-президент корпорации Manhattan Associates в регионе EMEA. По его мнению, прогресс компаний из развитых стран тормозится «грузом устаревших технологий». И преимущество отечественного бизнеса состоит в том, что ему не нужно отказываться от старых технологий для успешного принятия новых, необходимо лишь приобрести их и вывести бизнес на новый уровень развития. Перспектива, нарисованная Смитом, чрезвычайно радужная. Однако давайте задумаемся — все ли так просто на самом деле?

Вряд ли можно отрицать, что унаследованные системы и богатый опыт работы нередко тормозят проекты по модернизации ИТ-поддержки бизнеса. Однако препятствует ли этот фактор успеху предприятия в целом или только успеху отдельного проекта (либо даже отдельного консультанта)?

Сметая на своем пути все препятствия, в том числе уже имеющуюся корпоративную культуру, проектная команда нередко, как говорится, вместе с водой выплескивает ребенка. Безусловно, так дешевле и быстрее, но устойчивого успеха добиваются те, кто идут путем эволюции. Исторический опыт говорит нам, что нельзя перескочить в «светлое будущее», минуя промежуточные стадии развития.

Предложение «прыгнуть в будущее» напоминает миф об «экономике услуг» — постиндустриальной экономике. Действительно, в развитых странах, где налажено производство высококачественных материальных товаров и не существует проблемы получения их в любом необходимом количестве, большое значение приобретает нематериальное производство. Все прочие страны реализуют «экономику услуг» на материальной основе, созданной развитыми странами, пока не будет перекрыт канал поступления этих товаров.

Современные ИТ нередко требуют системного подхода и комплексных решений для получения положительного эффекта. В своем выступлении Смит останавливался на этом вопросе. Одним из ярких примеров являются интернет-магазины. На первый взгляд, они действительно решают проблему организации торговли в труднодоступных местах (если, конечно, предположить, что Интернет в этих местах все же есть). Разнообразие предложений дает возможность подобрать практически все, что нужно, и по приемлемой отпускной цене. Однако облегчает ли это жизнь покупателя из труднодоступного района и поставщика? Товар ведь надо еще доставить. И если мы учтем сложность и, соответственно, стоимость логистики, то сроки поставки и итоговая цена могут сделать предложение вовсе не привлекательным. При большом географическом разбросе клиентов не обойтись без распределительных центров и информационных систем управления цепочками поставок. Вообще, позиционирование интернет-торговли как «убийцы торговли традиционной», озвученное Смитом, вызывает сильные сомнения. Многие товары требуют личного осмотра при приобретении. Например, ботинки все же хорошо бы померить, прежде чем покупать.

Управление цепочками поставок действительно очень важный для современной экономики вид деятельности. Отлаженные процессы в этой области позволяют существенно снизить издержки производства. Примером является сеть дискаунтеров компании Wal-Mart — одной из богатейших в мире, составившей свое состояние при крошечном размере торговых наценок.

Впрочем, чтобы разбогатеть, необязательно быть дискаунтером. Смит приводит в пример организацию цепочек поставок компании Apple. Эта компания предлагает покупателям наиболее удобный для них способ получения товара. Тем самым существенно повышается лояльность клиентов. Однако здесь не все так просто. Очевидно, что компании необходим клиент не просто довольный, а еще и прибыльный. В случае с Apple этот вопрос решается относительно просто: специфика ее продукции и закрытость архитектуры позволяют компании самостоятельно получать все доходы, связанные с ее продукцией. Пытаясь максимально удовлетворить клиентов, необходимо постоянно просчитывать, во сколько обойдется это удовольствие и не будут ли расходы выше ожидаемых доходов. И здесь есть широкое поле деятельности для ИТ-департамента, связанное с организацией мониторинга всех бизнес-процессов, в частности оценки их стоимости.

Как видим, конкурентные преимущества создаются не за счет обладания новыми технологиями и бизнес-процессами, а благодаря умению воспользоваться ими для эффективного и результативного развития бизнеса, которое возникает в результате продолжительного опыта работы в данной области, понимания их сильных и слабых сторон, степени их адекватности реальным условиям ведения хозяйственной деятельности.