Нередко приходится слышать о том, что ничего существенного для CIO сейчас не происходит, однако это не так. Более того, происходящие вокруг перемены могут существенно повлиять на роль и позицию ИТ-руководителя. О влиянии изменений, которые несут с собой тенденции в экономике и бизнесе, на будущее CIO, рассказывает Игорь Скородумов, член наблюдательного совета программы Executive MBA Государственного университета управления.

Как основные тенденции в экономике сказываются на позиции CIO?

В настоящее время мировая экономика проходит короткий (10-летний) экономический цикл, следующий после окончания сразу нескольких циклов. Не так давно завершился длительный экономический цикл, который начался в 80–90-е годы, когда экономика получала преимущества от развития таких видов технологий, как новые коммуникации, средства обработки данных и пр.

Проявилась и еще одна любопытная тенденция, она нашла свое отражение в программных продуктах для управления жизненным циклом изделий: компания-производитель начинает все больше продавать знания, а не сам продукт. Для этого компания продает услугу (например, получение твердых копий документов), которая состоит из лизинга оборудования в сочетании с услугами по его установке, настройке и обслуживанию. Модель расчетов базируется на фиксированном платеже, включающем окупаемость плюс переменный платеж, привязанный к себестоимости получения одного листа. Компании — операторы услуг связи передают свою инфраструктуру производителям телекоммуникационного оборудования, включая в контракты обязательства по ее развитию. Данная модель позволяет поставщику услуги менять аппаратную линейку в рамках действующего контракта и быстрее окупать вложения в разработку новых продуктов.

 

Судя по всему, на этом изменения для CIO не закончатся?

Первые изменения в позиции CIO были видны еще в начале 2000-х годов. Уже тогда стало ясно, что более эффективна работа тех, кто понимает, какой выигрыш технологии дают для бизнеса, а не тех, кто знает, как эти технологии работают и как их поддерживать. В течение нескольких лет отмечается тенденция, когда зарплаты CIO, ориентированных на получение бизнес-эффекта от внедрения ИТ, растут быстрее — по данным отчета IBM о современной роли CIO, они на 10% выше, чем у тех, кто не заботится об эффекте.

Мы живем в переходный период, когда многие сервисы, работающие по вышеописанным моделям, только создаются. Это открывает для CIO новые возможности, заключающиеся в создании сервисов, которые стартуют от клиентской базы внутри компании и затем выводятся на рынок как законченный продукт. В качестве результата такой стратегии CIO смогут предоставить акционерам новые возможности получения дохода или развития бизнеса за счет развития нового бизнес-направления, ну, или, например, продажи созданного актива стратегическому инвестору. Хочется отметить, что речь идет об ИТ-услугах, не входящих в основную цепочку создания стоимости компании. Например, в финансовых структурах вопрос перевода денег внутри банка и вовне относится к производственному процессу, для них этот сервис является корневой компетенцией, и перевод его на аутсорсинг может быть неоправдан.

 

Способны ли CIO возглавить бизнес выведенного за рамки корпорации ИТ-подразделения, работающий в условиях свободного рынка?

У любого инвестиционного проекта есть вход и выход. Входом в данном случае являются инвестиции акционеров и собственников компании в создание сервисной ИТ-компании, а выходом станет получение прибыли, увеличение возможности привлекать инвестиции или доход от продажи доли в данной компании. Эти задачи должна решать профессиональная команда.

Опыт создания внутренних инсорсинговых ИТ-компаний показывает, что 5–10% оборота компании можно получить от внешних заказчиков практически сразу за счет перевода ИТ-услуг, оказываемых специалистами населению или местным госорганам и компаниям, на контрактную основу.

Думаю, в ближайшие годы подобные компании станут представлять интерес для крупных международных ИТ-игроков. Предметом интереса в первую очередь станет покупка клиентской базы. Если ИТ-директор смог сконцентрировать у себя нужные компетенции, грамотно организовать сервисную деятельность и сумел часть доходов получить от внешних клиентов, то это увеличит стоимость возглавляемого им актива и продемонстрирует реальную ценность его компетенций. Разумеется, это только одна из возможностей для CIO, которые открылись в связи с кризисом.