Многие крупные и средние российские предприятия розничной торговли по-прежнему рассматривают ИТ в первую очередь как инструмент снижения операционных издержек. Насколько велики резервы использования ИТ в ритейле именно в этом ключе, не исчерпаны ли они? И

Олег Вайнберг, ИТ-директор компании «Кей»:
     Потенциал ИТ в снижении издержек далеко не исчерпан, причем не только издержек в традиционном понимании, когда снижаются расходы, например, на персонал, но и когда в результате точного учета уменьшаются складские запасы и увеличивается оборачиваемость. Важным аспектом является увеличение скорости принятия решений: имея информацию о том, что происходит прямо сейчас, бизнес может принимать намного более своевременные решения. Что касается выхода на новые рынки и т. д., такие вопросы решаются методами стратегического управления. ИТ-служба может помочь в этом, применяя методы управления знаниями. Маркетологи, бизнес-аналитики, специалисты по построению стратегии должны подготовить стратегию выхода на новые рынки, расширения клиентской базы и т. д., задача ИТ-службы — сделать все, чтобы эти планы не уперлись в ограничения, которые накладывает ИТ-инфраструктура.
 
Петр Александров, руководитель проектов по розничному сектору компании «Ситроникс Информационные Технологии» в России:
     Резервы использования ИТ в российском ритейле еще несомненно велики и могут исчисляться процентами от средней маржинальности продаж. В сегменте «средних» игроков по-прежнему есть большие резервы снижения издержек при внедрении транзакционных систем управления, соответствующих масштабам бизнеса. Федеральные сети эту возможность в основном уже исчерпали, и акцент делается на системах планирования и оптимизации продвижения и распределения товара, логистики и т. д. Препятствием на пути прогресса в этом случае становится нехватка отечественных специалистов по постановке бизнес-процессов оптимального управления. Такие процессы помогают заранее определить и затем достичь четких количественных показателей оптимизации. Возможности ИТ для выхода розничных предприятий на новые рынки освоены в России очень неравномерно. По моим наблюдениям, лидирующей отраслью является сотовый ритейл. Именно там обычно наиболее развиты технологии удаленного развертывания и технической поддержки приложений, дистанционного обучения, те же портальные системы информирования продавцов и покупателей, а также системы удержания и привлечения клиентов. А, например, в продуктовом сегменте в России уровень конкуренции пока не столь велик, хотя перечисленные системы и приложения в том или ином виде есть почти у всех крупных игроков.
 
Виталий Постолатий, генеральный директор «Wincor Nixdorf Россия»:
     Российские ритейлеры еще далеко не полностью используют потенциал ИТ-решений и для повышения своей операционной эффективности, и для масштабирования бизнеса. Ряд известных нам компаний ищут эффективные решения в областях управления программами лояльности, промоактивности, управления товарными запасами, прогнозов продаж и запасов, но вместе с тем пока используют лоскутные решения, самописные или сделанные под заказ, слабо интегрированные между собой, не дающие возможности вести анализ в режиме реального времени.
     Есть целый ряд ИТ-инноваций, активно используемых мировыми ритейлерами, но пока не распространенных в России, вероятно, потому, что оценка роста эффективности бизнеса и окупаемости инвестиций во многих компаниях не проводится. Например, кассы самообслуживания и системы управления замкнутым циклом наличных средств позволяют исключить человеческий фактор в работе с денежной наличностью в магазине и существенно снизить риски мошенничества, воровства и грабежей. Существенный финансовый эффект очевиден, но он должен быть сопоставлен с начальными инвестициями.

Александр Сиркин, директор сегмента «ТНП, дистрибуция, финансы» департамента корпоративных систем управления компании IBS:
     Возможности используемых систем и качество реализованных в них бизнес-процессов сильно варьируются от предприятия к предприятию. С точки зрения операционной деятельности предел отдачи от ИТ могут почувствовать только те немногие крупные федеральные сети, которые уже используют развитые системы управления. В большинстве остальных ритейлеров резервы использования ИТ далеко не исчерпаны. Например, современные ИТ-инструменты поддержки HR-блока используют единицы. В целом наличие систематизированной архитектуры и, как следствие, возможность быстро тиражировать ИТ-решения дают определенные преимущества при освоении новых рынков, но, как показывает опыт бурной географической экспансии в предкризисные времена, отсутствие централизованных ERP-систем не стало серьезным сдерживающим фактором развития многих сетей.
 
Андрей Шарак, менеджер по работе с ключевыми клиентами сектора retail компании SAP в СНГ:
     Проекты в области ИТ являются одним из ключевых инструментов снижения операционных затрат компании. При этом эффект достигается не только (а во многих случаях и не столько) непосредственно от внедрения ИТ-решения, но и от сопровождающей данный проект бизнес-трансформации компании. Российский розничный бизнес пока с осторожностью смотрит на рынки других государств, хотя примеры выхода компаний ключевых игроков на рынки СНГ и Балтии существуют: X5 Retail Group, «Евросеть», «Эльдорадо» и др. Абсолютное большинство крупных российских розничных компаний также используют проверенные на международном рынке ИТ-решения и достигают впечатляющих результатов в области снижения операционных затрат. Многие компании отмечают, что решения данного класса в период кризиса позволили сохранить устойчивость бизнеса. Однако потенциал оптимизации затрат для розничного клиента еще не исчерпан. В последнее время на передний край выступают проекты, позволяющие сократить затраты при непосредственной работе с клиентами, более точно определяя потребности покупателей в конкретном регионе и сегменте, поставляя товар в нужную точку в нужное время по адекватной стоимости.
 
Константин Усаковский, руководитель отдела по работе со стратегическими рынками компании «АйТи»:
     Я не согласен с тем, что ИТ рассматриваются крупными торговыми предприятиями в первую очередь как инструмент снижения издержек. В настоящее время ИТ — это одно из основных средств поддержки бизнеса компаний, одной из целей которого является повышение эффективности. Резервы в повышении эффективности еще достаточно велики, это можно сделать, например, за счет создания и внедрения новых технологий или модернизации существующих. В качестве примера внутреннего проекта можно привести развивающееся сейчас направление электронных хранилищ и работы с документами, а в качестве «внешних» для ИТ-службы проектов — технологии самообслуживания, программы лояльности. Большинство современных ИТ-решений являются достаточно гибкими и масштабируемыми, поэтому при активном развитии компании, выходе на новые рынки и при грамотном подходе потребуются не такие большие усилия, как при старте новых проектов. Основные тренды в этой области, на мой взгляд, — стандартизация и централизация.
 
Вадим Цветков, коммерческий директор компании «Вест Концепт»:
     Если руководствоваться тезисом, что ИТ — инструмент сокращения операционных издержек, то зависимость резервов использования данного инструмента напрямую зависит от масштабов рынка сбыта и производственных поставок. Любой выход на новые рынки сбыта подразумевает конкурентную борьбу, критериями которой будут являться оперативность поставок товаров на точки сбыта и гибкая ценовая политика как часть маркетинговой стратегии. Решение обеих этих задач невозможно без технологий класса EDI и ERP. С помощью EDI можно обеспечить наивысшую скорость обмена информацией между поставщиком и потребителем для минимизации задержек в поставках товаров. С помощью ERP-систем можно точно рассчитать или спрогнозировать себестоимость каждой партии и изделия, определить поставщика брака, наладить процессы распределения товаров по сети, а также обеспечить оптимальное использование логистического пространства. Все эти показатели существенно влияют на маржинальную составляющую бизнеса ритейлера, зачастую имеющего минимальный процент рентабельности. Реализовать необходимую величину дохода и прибыли невозможно без наращивания сбытовых мощностей, что, в свою очередь, должны обеспечить современные ИТ. Отсюда вывод: резервы использования ИТ в розничном бизнесе прямо пропорциональны неизменной составляющей успеха этого бизнеса — темпам его развития.
 
Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft:
     С автоматизацией в российском ритейле сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, сегодня трудно найти крупную или даже среднюю розничную сеть, не имеющую информационной системы. С другой — большинство компаний автоматизировано по лоскутному принципу. Ряд федеральных и региональных сетей до сих пор стоят перед необходимостью объединения бизнес-процессов в рамках единого информационного пространства и организации управления мастер-данными. Сегодня во многих компаниях требуется автоматизация ведения ассортиментной матрицы, управления ценообразованием и уценкой, анализ эффективности маркетинговых акций, оптимизация работы с прайс-листами поставщиков и конкурентов. Большие резервы также скрыты в области автоматизации прогноза продаж, определения потребности торговых точек, распределения товара, перемещения товара между точками.
 
Михаил Заборов, руководитель направления «Торговые сети» компании CustIS:
     Снижение издержек путем внедрения того или иного ИТ-продукта актуально, как правило, в тех компаниях, где итоговый эффект можно как-то измерить. В основном это относится к стабильным компаниям с низкой динамикой изменения внутренних процессов, когда можно достаточно достоверно сравнить структуру и размер издержек до и после внедрения. Для торговых сетей с высокой динамикой процессов, увеличивающих географию присутствия, осваивающих новые товарные сегменты, вопрос оптимизации издержек стоит далеко не на первом месте, поскольку ИТ обеспечивают этим компаниям физическую возможность функционирования бизнеса.
 
Ирина Ратина, руководитель направления продаж бизнес-приложений в секторе розничной торговли и FMCG компании Oracle в СНГ:
     Потребности розничных сетей очень различаются. Федеральные сети, которые уже внедрили основные транзакционные решения, технологические решения, нацелены активно заниматься управлением эффективностью бизнеса, в первую очередь логистикой, ассортиментом. Эти сети постепенно подходят к тому, чтобы взять на вооружение инструменты планирования. Также они начинают запускать программы лояльности, автоматизировать маркетинговые операции. Сети «второго эшелона» сейчас выбирают транзакционные решения. Российский ИТ-рынок, предлагающий решения для розницы, также сегментировался. Сейчас есть множество компаний-консультантов с узкой специализацией. Вендоры, наоборот, стремятся к большей комплексности своих предложений, так как наибольшее покрытие «карты потребностей» ритейла — это залог успеха. В ближайшие год-два мы ожидаем расширения количества и объемов проектов по тем направлениям, которые уже ведутся сейчас: транспортная логистика, прогнозирование спроса, CRM, управление эффективностью компании, полнофункциональная система управления розничной сетью.
 
Андрей Сапожков, директор департамента решений SAP компании GMCS:
     Применение ИТ-решений делает операционные издержки более прогнозируемыми и управляемыми. Однако классический контур информационной системы управления предприятием охватывает не только автоматизацию, но и оптимизацию бизнес-процессов, в частности на базе BI-решений. Использование инструментов углубленного анализа и прогнозирования позволяет оптимизировать развитие бизнеса, в том числе решать задачи выхода розничных предприятий на новые географические и продуктовые рынки. Повышение эффективности имеющейся клиентской базы и ее расширение являются еще одним важным результатом применения BI.
 
Виктор Новинский, директор по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли компании «Инфосистемы Джет»:
     Задача оптимизации затрат всегда стояла и будет стоять перед розничным бизнесом, а значит, и ИТ всегда будут востребованы. Все крупные игроки давно воспринимают ИТ в том числе и как инструмент автоматизации, позволяющий увеличить обороты и, соответственно, повысить прибыль. Увеличение оборотов, в свою очередь, достигается как классическими ИТ-средствами ускорения логистики, уменьшения ненужных затрат, оптимизации ассортимента, так и повышением лояльности потребителей. Современные возможности ИТ в ритейле позволяют решать великое множество задач, и среди них всегда на одном из первых мест будет стоять задача снижения издержек. Другое дело, что на современном уровне лишь внедрение новейших технологий (например, RFID) позволит продолжить процесс уменьшения затрат и закрепить его результаты.
 
Елена Красникова, руководитель по маркетингу компании «РТС Россия»:
     Лидирующие мировые компании сферы розничной торговли, разработки потребительских товаров, одежды и обуви внедряют и с успехом применяют PLM-решения. Настроенная для данной сферы PLM-система позволяет осуществлять планирование линейной структуры коллекции, управлять процессом креативного дизайна и разработки цветов и материалов, взаимодействовать с цепочкой поставщиков. PLM в конечном счете увеличивает прибыль за счет повышения операционной эффективности (от стадии первоначальной концепции изделий до размещения заказов на фабриках) и сокращения сроков вывода на рынок новых образцов продукции. В России компании ритейла и fashion-индустрии даже не приступали к рассмотрению PLM-систем в качестве новых возможностей для бизнеса. Думаю, что первые PLM-проекты российскому рынку подарят иностранные ритейлеры, которые имеют крупные подразделения в России и СНГ.
 
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственных предприятий розничной торговли ВЦ «1С-Рарус»:
     Для развития ИТ в ритейле снижение операционных издержек давно уже не является единственной целью. Резервы ИТ-сферы здесь не только не исчерпаны, они зачастую опережают потребности компаний. Наличие современной АСУ, созданной с помощью отраслевого программного продукта, позволяет, не привлекая дополнительных мощностей, оптимизировать всю работу магазина. Возможность масштабирования системы и стандартный бизнес-функционал в разы упрощают процесс выхода на новые рынки. Повышение эффективности клиентской базы — это вопрос приоритетов в бизнесе каждого конкретного заказчика. Также замечу, что управление спросом — одна из стандартных функций программных продуктов для ритейла, и я не вижу причин, почему именно она останется неосвоенной.
 
Владимир Сологубов, директор центра компетенций компании «Открытые Технологии»:
     Первичный анализ имеющихся у большинства ритейлеров средств ИТ показал, что текущее состояние инфраструктуры и ПО не соответствует задачам масштабирования и поддержки бизнеса для выхода на новые географические и продуктовые рынки. Огромное количество систем основано на разнородном оборудовании, используются разные СУБД и стандарты. Для их развития и поддержки требуется все больше персонала, постоянно повышаются требования к его квалификации.
     Для повышения эффективности имеющейся клиентской базы и ее расширения розничные предприятия создают свои собственные или используют существующие системы лояльности. Понятно, что использование программ лояльности теснейшим образом связано с ИТ: даже простая скидка на товар дня требует наличия специального ПО, а в отдельных случаях и соответствующего оборудования — покупательских карт. Программы лояльности требуют обработки больших объемов данных, тонкой настройки под клиента, учета и анализа разнородных данных, автоматического формирования актуальных предложений и многого другого, что реально можно получить только при использовании методов интеллектуального анализа данных Data Mining.
 
Евгений Яицкий, руководитель отдела продаж корпоративным заказчикам и партнерам компании «Пилот»:
     Сейчас мы ощущаем оживление на несколько расширившемся и поредевшем рынке. Параллельно с развитием бизнеса ритейлеры активно работают над оптимизацией технологических процессов, повышением эффективности деятельности персонала. Все эти проекты на первом этапе подразумевают затраты именно в ИТ-бюджетах. Впоследствии плоды от внедрения таких проектов будут положительно отражаться на деятельности компании в целом. Время экономии на ИТ-бюджетах уже прошло. Заказчики, не сумевшие вовремя перестроиться, рискуют потерять значительно больше, чем могли бы приобрести, сделав своевременные инвестиции в свое развитие.