В преддверии высокого сезона продаж в редакции журнала «Директор информационной службы» при поддержке компании «Открытые Технологии» состоялась встреча в формате круглого стола с руководителями ИТ-служб ведущих российских торговых сетей.

Отечественная розничная торговля, находясь в условиях жесткой конкуренции, продолжает демонстрировать рост. Однако эти показатели успеха все больше зависят не от увеличения покупательной способности населения, а от умения менеджмента розничных компаний управлять бизнесом. В свою очередь, от ИТ-департаментов требуется постоянное соответствие требованиям бизнес-заказчиков, что на деле оказывается не так просто.

Оживленные предновогодние продажи — это, безусловно, испытание для ИТ-ресурсов компании, поскольку нагрузка на них существенно возрастает. Но событие это ежегодное, вполне предсказуемое, поэтому, по словам Дениса Чуприка, руководителя ИТ-службы сети магазинов «Красный Куб», обычно уже летом становится ясно, какие мероприятия с точки зрения ИТ надо к этому времени успеть подготовить и реализовать. Именно летом идет подготовка ИТ к пику продаж.

По мнению Дениса Сологуба, ИТ-директора торговой сети «Азбука Вкуса», если руководитель ИТ-службы из прошлого предновогоднего сезона не сделал для себя никаких выводов, не скорректировал ИТ-стратегию, то и в нынешний сезон проблемы снова проявятся.

Как сделать выводы из предыдущего сезона? И как добиться, чтобы ИТ-инициативы были с одобрением восприняты бизнесом? Это особенно важно, когда речь идет о тонких и деликатных задачах из категории ноу-хау компании. Именно они чаще других требуют реакции бизнеса на изменение существующих бизнес-процессов. Это тот самый случай, когда ИТ-служба может продемонстрировать свою способность следовать гибко меняющимся потребностям бизнеса. Если она этого не может, то сам бизнес становится плохо приспосабливаемым к внешним условиям.

Между бизнесом и благими намерениями

ИТ-служба, безусловно, должна уметь говорить на языке бизнеса. Более того, по мнению Чуприка, разнообразия языков при общении ИТ с бизнесом нет, в компании все заняты одним и тем же: есть цели по прибыли, выручке, по экспансии и пр. — и нет смысла обсуждать все это на каком-то другом языке.

И тем не менее во многих подразделениях компании, отвечающих за разные направления, существует свой язык. Например, для бухгалтера перемещение денежных средств — это проводка, а для программиста — транзакция в системе. Очень непросто бывает найти человека, который одинаково хорошо понимает потребности бизнеса, представляет, как их следует отобразить в ИТ и как это скажется на финансовой отчетности компании.

Ольга Щепунова, руководитель проекта Oracle в торговой сети магазинов «Твоё», считает, что задача бизнеса — осознать, что использование «тяжелых» систем класса ERP, BI и пр. требует соответствующей квалификации пользователей. Задача ИТ-службы — объяснить бизнесу, что не следует ждать появления «большой красной кнопки», при нажатии которой система сама скажет, что и как делать. Принимать решение будут люди, а для этого у них должна быть высокая квалификация не только в своей предметной области, но и в области использования прикладных программ. Они должны понимать, что обозначают те или иные цифры, которые выдает система, что за ними стоит, зачем и как их нужно анализировать.

Бывают ситуации, когда в компанию приходит новый топ-менеджер и приносит с собой собственное представление об ИТ. Ему, сложившемуся специалисту, некомфортно перестраиваться, и он начинает настаивать на своем видении ИТ. Если в этой ситуации ИТ-директор, стараясь заручиться лояльностью нового капитана бизнеса, будет слепо следовать его требованиям, то не исключено, что его усилия принесут отрицательный результат: компания потеряет время и деньги, которые уже были вложены в имеющиеся ИТ. Кроме того, по наблюдениям Сологуба, люди, которые приходят в компанию с подобным «революционным» отношением к сложившимся традициям, как правило, в скором времени ее покидают, и это еще один аргумент в пользу того, чтобы не следовать слепо за новыми идеями, отрицающими накопленный опыт и традиции.

В целом проблема внедряемых ИТ-решений крайне неоднозначная, сложная. По мнению Щепуновой, нельзя определенно утверждать, что западные практики в области розницы безусловно хороши для России. Они применимы в условиях западного рынка, других логистических потоков, другой дисциплины поставок и существенно меньших расстояний. Часть практик в принципе неприменима в российских условиях. Поэтому должен соблюдаться баланс между адаптацией своих практик и изобретательством.

Очень часто поставщики решений пытаются внедрить эти практики, не учитывая местных особенностей, в том числе требований местного законодательства. Кроме того, российский бизнес в своей массе к западным практикам не готов. И бывает грустно порой наблюдать, как российские специалисты зачастую функционалом одной-единственной ERP-системы пытаются автоматизировать весь бизнес и на этом успокоиться.

Разгон облаков

Компании розницы активно впитывают различные новинки, уже берут на вооружение технологии виртуализации и присматриваются к облакам. Но использование облаков подразумевает наличие надежных и относительно дешевых средств передачи данных. Как правило, провайдеры связи, особенно мелкие, которые «сидят» в торговых центрах, предлагая услуги связи по ценам заметно выше среднерыночных, не готовы заключать договоры, предусматривающие гарантии надежности.

Если в столице эти проблемы удается решить, опираясь на беспроводные технологии, то в регионах облачные инициативы нередко упираются в серьезные препятствия.

По наблюдениям Дениса Андрикова, заместителя технического директора по работе с заказчиками компании «Открытые Технологии», сейчас в облака начинают передавать традиционный хостинг. Но это простые сервисы, серьезных же заказчиков интересует использование бизнес-приложений в облаках.

Компания, имеющая свою собственную ИТ-инфраструктуру, прекрасно представляет все риски, проистекающие из нее, а также то, как ими управлять. Впрочем для бизнеса наиболее страшными являются не те риски, с которыми понятно, как бороться, а неожиданные, исходящие, например, от противоправных действий со стороны правоохранительных органов. По мнению Александра Тригубы, ИТ-директора компании Simple, ни один собственник не отдаст корпоративные данные в посторонние руки. Лучший внешний ЦОД, который обеспечивает высочайшую надежность, сам откроет все двери и впустит проверяющих, которые могут забрать и опечатать серверные стойки с развернутыми на них приложениями и виртуальными машинами. Ни один владелец бизнеса на это не пойдет. Очевидно, что заказчик не имеет возможности контролировать риски коммерческого ЦОД. Поскольку внешний ЦОД, как правило, предоставляет услуги многим компаниям, каждая из которых имеет свои коммерческие проблемы, риск того, что в ЦОД могут ворваться следователи или проверяющие, весьма велик.

Как бы то ни было, облачные сервисы не сдерживаются государственными границами за исключением случаев, когда на законодательном уровне определенным данным не разрешается покидать пределы государства. На отечественном рынке уже появляются предложения от западных поставщиков облачных услуг. Правда, их предложения едва ли будут дешевыми, и вполне возможно, что российским компаниям будет выгоднее опираться на услуги отечественных специалистов. Кроме того, надо учитывать особенности учета активов: оборудование, взятое в лизинг, становится инструментом, который увеличивает капитализацию компании, тогда как затраты на использование стороннего оборудования берутся из прибыли — следовательно, лизинг и приобретение облачных услуг будут по-разному финансироваться и учитываться.

Впрочем, системные интеграторы, по словам Андрикова, не склонны рассматривать облака как инициативу, нацеленную на снижение издержек заказчиков. Основным преимуществом облачной инфраструктуры Андриков считает гибкость в выполнении требований заказчиков, а не дешевизну и возможность лучше удовлетворить требования бизнеса.

Интеграторы строят свои коммерческие ЦОД, в ближайшее время их количество значительно вырастет, и рынок хостинга составит реальную конкуренцию услугам, к которым все давно привыкли, таким, например, как поставка ПО или оборудования. Вероятнее всего, в скором времени интеграторы освоят облачный бизнес. Разумеется, и в этом случае наверняка найдутся задачи, которые компаниям будет проще и эффективнее реализовать в своем собственном ЦОД.

Массовая обработка запросов в рознице

По данным исследования, проведенного информационным агентством InfoLine, средний темп роста торговых площадей в России с начала 2010 года составил около 38%. Перед ИТ-директорами торговых сетей открывается широкое поле для деятельности в условиях унаследованной ИТ-инфраструктуры, а понятие «централизация» принимает новый смысл.

Повышение эффективности в розничных сетях предполагает сокращение времени реакции на изменение спроса и снижение операционных издержек на менеджмент. В этом контексте актуальной для менеджмента задачей становится массовая обработка запросов — процесс проведения унифицированных операций (вычисление, хранение, удаление) над интенсивным потоком однородных элементов.

С точки зрения руководителей розницы массовая обработка запросов — это инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в целом. Основные функциональные требования при этом сводятся к повышению достоверности моделей прогнозирования финансовых показателей и оптимизации складских объемов заказов на основе информации о текущих продажах.

По словам Дениса Андрикова, заместителя технического директора по работе с заказчиками компании «Открытые Технологии», бизнес-процессы развиваются реально, а измерять, собирать данные и принимать решения приходится дискретно. Технологические особенности инфраструктуры вынуждают разносить во времени различные этапы, на которых строится та или иная тактика и стратегия бизнеса. Промежуток между этими этапами в зависимости от бизнеса может быть различным, тем не менее общая задача сводится к тому, чтобы предоставить бизнесу инструменты, способные минимизировать влияние этих разрывов.