Статистика трех кварталов 2010 года подтверждает экономический рост финансового сектора, о котором сегодня много говорят, — вырос объем депозитов физических лиц, оживилось кредитование, а следом за ним — и некоторые сегменты страхования. Но далеко не все

Август и сентябрь оказались в целом достаточно позитивными месяцами для банковской системы: наметился рост кредитования, прибылей, замедлился рост просроченной задолженности, многие банки замедлили отчисления в резервы. Однако банковский сектор продолжает лихорадить. По данным Росстата, число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, на 1 октября 2010 года составило 1030 единиц и сократилось по сравнению с 1 октября 2009 года на 44 единицы. Сумма средств юридических лиц на счетах в кредитных организациях увеличилась на 14,5%; сумма бюджетных средств и средств внебюджетных фондов на счетах увеличилась на 7,5%. Это, в свою очередь, говорит о некотором росте доверия банкам и отсутствии альтернатив для вложений. Вырос и объем привлеченных депозитов физических лиц: на сентябрь 2010 года он более чем на четверть превысил показатель за аналогичный период 2009 года.

Уход с рынка некоторого числа компаний приводит к росту прибыли оставшихся. По оценкам Банка России, российские банки в 2010 году получат рекордную за последние три года прибыль (с учетом возврата на счета банков их собственных средств, которые были выделены под резервы на возможные потери по ссудам) и приблизятся к рекордному уровню 2007 года. Это почти в 2,5 раза выше результатов 2009 года и на 22% выше итогов 2008 года. Чистая прибыль Сбербанка за январь – сентябрь превысила 100 млрд руб., из них 11,5 млрд руб. было заработано в сентябре. А вот ВТБ в сентябре, впервые за этот год, зафиксировал убыток.

С начала года кредитный портфель российской банковской системы вырос на 10%, и по итогам 2010 года ожидается, что рост кредитования достигнет 15%. Кредитование стало залогом выживаемости для многих банков. Однако новых кредитов на развитие предприятия практически не берут.

Эксперты отмечают, что сейчас порядка 150 банков терпят убытки. Еще недавно набиравшее силу восстановление существенно замедлилось. Период быстрого роста, обусловленного государственными программами по стимулированию, вероятно, подходит к концу.

Болезнь плохих долгов, по мнению президента Сбербанка Германа Грефа, закончится только в 2014 году. Оптимисты полагают, что рынок розничного кредитования на текущий момент можно оценить как «уверенно растущий»: он еще не достиг докризисного уровня, но может его перерасти в ближайшие 2–3 года. При этом банки стремятся перейти на новые высокотехнологичные методы кредитования физических лиц. Чтобы стимулировать кредитование, Сбербанк намерен к концу 2011 года выдавать все розничные кредиты через «кредитную фабрику» — скоринговую систему оценки заемщиков, через которую выдается уже половина всех кредитов физлицам. Но в общем розничном портфеле доля «фабричных» кредитов невелика: портфель на 45% сформирован за счет ипотеки. Уровень одобрения заявок на кредитной фабрике — 70% при среднем на рынке показателе не выше 60%. У ВТБ 24 кредитная фабрика появилась еще в 2008 году и покрывает всю розницу. Такие технологии есть у большинства банков, и Сбербанк пытается догнать рынок.

Значительная часть банков пытается запустить проекты по массовому розничному кредитованию с целью снижения издержек в бизнес-процессах продаж. При этом наблюдается тенденция к сжатию разницы между ставками по депозитам (привлечение средств) и по кредитам (предоставление средств), обусловленная возрастающей конкуренцией на кредитном рынке.

В перспективе через 3—5 лет только высокотехнологичные банки смогут перекрыть операционные издержки и остаться с прибылью. Розничное кредитование требует применения статистических и математических моделей для оценки заемщиков, и инструменты BI здесь незаменимы. Таким образом, сегодня на первое место выходят умение учитывать индивидуальные особенности клиента, правильное структурирование сделки, скорость, с которой банк принимает решение по кредитному риску.

В целом же рынок кредитования и, как следствие, сектор страхового рынка находятся в замороженном состоянии. Из-за кризиса рынок страхования, связанного с кредитованием, сократился вдвое. Роста же рынка эксперты ожидают в основном за счет развития краткосрочного потребительского кредитования, которое показывает лучшую динамику по сравнению с долгосрочным ипотечным кредитованием. В ряде банков страхование при кредитовании стало практически обязательным. Страхование, связанное с кредитованием, прежде всего с автомобильным и ипотечным, до недавнего времени было одним из самых привлекательных для российских страховщиков. Сегодня же страховщикам приходится совершенствовать свои бизнес-процессы, страховые продукты, менеджмент.

В целом же в 2010 году наблюдается небольшой положительный тренд рынка. Рост объемов банковского кредитования и продаж новых автомобилей помог рынку страхования увеличить сборы и показать неплохие результаты. Но по ряду видов страхования по-прежнему наблюдается отрицательная динамика. Условия для страховых компаний становятся все более жесткими, и многие из них, особенно небольшие, покинут рынок. Восстановления докризисного уровня страхования можно ждать не ранее 2012 года, причем рост, по мнению экспертов, зависит только от экономической ситуации в целом.

Локомотивом страхового бизнеса по-прежнему являются обязательные виды страхования, количество которых постоянно растет. Наиболее стабильным остается ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), объем страховых премий по ОСАГО в I полугодии 2010 года вырос на 11,7% по сравнению с I полугодием 2009 года.

Одной из причин роста обязательных видов страхования стали пожары прошедшего лета, когда из всех сгоревших домов застрахованными оказались лишь 15%, что оживило спрос на страхование имущества во всех регионах. По итогам 2009 года он вырос и составил 57%. По прогнозам экспертов, в связи с новыми законодательными инициативами доля обязательных видов страхования может вырасти еще на 5–10%. В скором времени обязательными станут медицинское страхование, государственное страхование военнослужащих и госслужащих, личное, пассажиров, ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, ответственности при проведении строительно-монтажных работ. А это значит, что в ближайшие годы страховщикам обеспечены стабильные сборы, которые по обязательным видам, как правило, только растут. Доля обязательного страхования в совокупных сборах страховых компаний будет увеличиваться.

На российском рынке страхования, по мнению экспертов, риску банкротства сегодня подвержены около 150 компаний. Этот риск уже отслеживается в автоматизированном режиме Росстрахнадзором: анализ отчетности 641 страховщика за I полугодие 2010 года выявил 134 такие компании, включая крупные. Многие страховщики не угадали с антикризисной стратегией и сейчас испытывают сложности с финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Демпинговая политика ради притока клиентов также привела к потерям. Например, по итогам I полугодия у 13% страховщиков выплаты по каско в автостраховании превышают сборы. В 2009 году лицензии лишилась 101 страховая компания, и в начале года в России было зарегистрировано 702 страховщика, а в связи с нарушением показателей финансовой устойчивости, по мнению экспертов, в ближайшие два года рынок могут покинуть более 200 игроков.

Прямое страхование (доля которого составляет около 1% от взносов по автострахованию) — один из немногих сегментов российского страхового рынка, показавший значительную положительную динамику еще в кризисном 2009 году. Объем взносов по этому виду вырос на 130%. Ожидается, что к концу 2012 года доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7–12% в зависимости от возможности (законодательной) выписывания полисов в электронном виде. При этом успех будут иметь те компании, у которых имеется необходимая ИТ-поддержка — прямое страхование основано на новых технологиях и мощной ИТ-системе.

Привлекательность, эффективность и безопасность

Консолидация компаний сектора будет только нарастать, и банкам и страховщикам необходимо повышать эффективность. Если в 2009 году говорили о необходимости сохранения бизнеса за счет снижения разного рода издержек, в том числе на ИТ, то усилия 2010 года, судя по реализованным проектам, были направлены на поддержку устойчивости работы компаний сектора, в частности за счет оптимизации ИТ-инфраструктуры.

Документы и клиенты

Повышение привлекательности продуктов (розничного кредитования и страховых) и оказываемых услуг требует оптимизации внутренних процессов и процессов взаимодействия с клиентами. Одним из направлений здесь является автоматизация документооборота и архивов.

Внедрение системы Directum позволило «Новикомбанку» перейти от бумажного документооборота к электронному. Рост клиентской базы в «Кредит Урал Банке», расширение филиальной сети и спектра предоставляемых услуг обусловили необходимость повысить эффективность взаимодействия сотрудников отделений и оптимизировать все бизнес-процессы за счет внедрения этой же системы.

Закончено внедрение системы DocsVision в российском подразделении международного банка BNP Paribas.

После завершения слияния МДМ-Банка и УРСА Банка, в течение нескольких лет использовавших СЭД на основе LanDocs, решалась задача объединения — были развернуты программно-технические средства объединенной системы, перенесены данные из разработанных в объединившихся банках за время эксплуатации СЭД сценариев. Для усиления позиций после слияния в области обслуживания клиентов, повышения эффективности работы с просроченной задолженностью в MДМ Банке внедрили CRM-систему на базе Oracle Siebel, интегрировав ее с контакт-центром и основной банковской системой, добавили к традиционному телефонному звонку автоматическое голосовое (IVR) и SMS-информирование.

«ТрансКредитБанк» реализует проект внедрения системы интерактивного голосового обслуживания клиентов.

При внедрении ECM-системы Directum в «Уралприватбанке», помимо стандартных процессов документооборота, были автоматизированы все операции по заявкам на кредитование. Эксплуатировать модуль «Управление договорами по кредитным сделкам» начали и в «Нордеа Банке», где функционирует единый архив электронных документов, автоматизирована работа с документами с использованием механизма ЭЦП. В банке «Возрождение» внедрена технология сканирования и распознавания машиночитаемых заявлений на базе ABBYY Form Reader.

Работа с корпоративными клиентами также требует оптимизации. Московским индустриальным банком был реализован проект по разработке и внедрению электронного обмена документами с корпоративными клиентами, использующими системы «1С:Предприятие 8» при открытии счетов банковских карт и зачислении заработной платы на эти счета с последующей ее выдачей через сеть банкоматов.

Централизация

Централизацией ИТ-инфраструктуры заняты многие компании сектора. В 2010 году в рамках структуры компании «АльфаСтрахование» создается федеральный центр учета (ФЦУ). При этом запланирован переход на единую систему «Юникус», внедрение в филиалах нового интерфейса продаж и урегулирования убытков ОСАГО и каско «АС-Полис», переход на новую версию системы «ПАРУС-Бухгалтерия», а также внедрение корпоративной системы оперативной отчетности QlikView.

С целью оптимизации и повышения эффективности бизнеса компании «РОСНО» ряд функций по обработке страховой и финансовой документации был перенесен в отдельный операционный центр в Воронеже. Созданная единая система хранения и обработки документации на базе технологии IBM позволила сократить расходы на операционную деятельность путем централизации функций обработки документации в электронном виде. Организован стандартизированный метод ввода документов в систему путем сканирования и распознавания на базе технологии компании ABBYY.

Хранить и защищать

Объем данных растет катастрофически. Компаниям необходимо оптимизировать системы хранения данных, создавать и модернизировать ЦОД. При этом используется достаточно широкий спектр решений, предлагаемых сегодня рынком. Реорганизацию системы хранения данных провел «РусьБанк». «Экопромбанк» создал отказоустойчивую систему управления базами данных для АБС, за счет виртуализации сервисов удалось в несколько раз сократить расходы на обслуживание ИТ-инфраструктуры. Страховой дом «ВСК» в процессе модернизации ИТ-инфраструктуры перешел к виртуализированной среде, что обеспечило более равномерную загрузку оборудования. В рамках проекта по модернизации хранилища данных «Росбанк» провел миграцию СУБД на новую версию, обновил аналитическую платформу. Проект по миграции автоматизированной информационной системы на новую версию СУБД реализовал «Ингосстрах».

Строятся и кабельные инфраструктуры. «Промсвязьбанк», планируя открытие нового офиса, принял решение о построении СКС. В 10 внутренних структурных подразделениях отделений Юго-Западного банка Сбербанка России в рамках реализации программы по модернизации инженерных систем зданий строится кабельная инфраструктура. Комплекс информационно-инженерных систем для нового ЦОД создан в головном офисе страховой компании «Югория».

Заботятся компании и о резервировании данных, надежности систем. Главная цель — обезопасить себя от внезапных ИТ-сбоев и аварий. Банк DeltaCredit создал резервный ЦОД и разработал планы действия в аварийных ситуациях. Банк «Траст» за счет внедрения серверов нового поколения планирует снизить энергопотребление ЦОД, увеличить производительность систем банка на 33%, создать отказоустойчивую инфраструктуру, обеспечить развертывание аналитических систем. Программные средства резервного копирования и восстановления данных закупил банк «Преодоление», «Газпромбанк – Управление активами» на их базе планирует создать комплексную систему обеспечения непрерывности ключевых бизнес-процессов.

Безопасность

Финансовый сектор наиболее подвержен рискам, связанным с информационной безопасностью, ведь предметом защиты является не только информация, но и репутация банка и интересы клиентов. И сегодня все больше компаний стремятся обеспечить надежной защитой свою ИТ-инфраструктуру. Сегодня только в Москве каждый месяц фиксируется больше десятка успешных мошеннических операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания.

Московский банк реконструкции и развития приобрел программный комплекс для развертывания корпоративного удостоверяющего центра «КриптоПро УЦ», предназначенного для управления жизненным циклом цифровых сертификатов открытых ключей. «Пробизнесбанк» реализовал проект по повышению уровня безопасности и удобства работы пользователей системы «Интернет-Клиент» за счет внедрения электронных ключей — персональных средств формирования электронной цифровой подписи с неизвлекаемым закрытым ключом. Банк «Интеза», используя генераторы одноразовых паролей eToken в комплексе с программным продуктом Kaspersky Internet Security, усилил безопасность своих финансовых операций в системе дистанционного банковского обслуживания. «Смоленский Банк» обеспечил строгую аутентификацию при доступе к своей системе «Интернет-банк» на базе ActivIdentity, обеспечивающем двухфакторную аутентификацию по одноразовым паролям. Разработана система защиты персональных данных для компании «Пенсионный КапиталЪ», для государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Продукты контентной фильтрации дают надежную защиту и обеспечивают «Кредит Европа Банку» анализ трафика вместе с фильтрацией доступа к сайтам и контролем передаваемых файлов.

Защиту от инсайдеров с помощью системы Zlock обеспечил «Росгосстрах» — внедрено решение для контроля локальных компьютеров и корпоративных ноутбуков, защиты от несанкционированного использования USB-накопителей, WiFi- и Bluetooth-устройств, принтеров и т. д.

ИТ на службе

Кризис повлек изменение требований к ИТ-структурам — бизнес требует от ИТ гибкости и оперативности сервисов. Создаются специализированные структуры, оптимизируется деятельность существующих, в том числе за счет передачи части функций на аутсорсинг. В рамках внедрения в ВТБ новой централизованной банковской системы в головном офисе и филиалах, реализован проект создания интегрированной службы поддержки, запланированы работы по внедрению процессов управления изменениями/конфигурациями и интеграция новой системы HP Service Manager в ландшафт существующих систем управления ИТ. Для повышения эффективности взаимодействия пользователей с ИТ-службой в Городском ипотечном банке реализован проект по автоматизации работы службы технической поддержки с интеграцией в интранет-портал банка. Банк «Ренессанс Капитал» переводит услуги поддержки автоматизированных рабочих мест сотрудников из инсорсинговой модели в аутсорсинговую, решая задачи по интеграции ITSM-платформ и оптимизации инфраструктуры и процессов ИТ-поддержки в соответствии с методологией ITIL. Передала часть функций на аутстаффинг и компания «Ингосстрах».

Главная задача в кризисных условиях — сохранить ядро ИТ-служб. Интересно, что увольнение ИТ-сотрудников одних компаний помогло другим набрать недостающих специалистов.

Перспективы

В течение всего года реализовывались проекты быстрые и с очевидной окупаемостью. Банковский сектор и страхование восстанавливаются медленно, некоторые эксперты полагают, что полного восстановления ждать еще довольно долго — в США новый виток кризиса. Поэтому и ожидать существенного роста инвестиций в ИТ пока не приходится. Более того, некоторые полагают, что давление на ИТ и ИТ-бюджеты только усилится.

Поддержка преобразований

Организационные преобразования, явившиеся следствием объединения нескольких страховых компаний, смена управленческой команды привели к модернизации ИТ-инфраструктуры и информационных систем, оптимизации бизнес-процессов страховой группы «МСК». Переезд из множества мелких офисов в один крупный с полной модернизацией инфраструктуры, создание собственного ЦОД, виртуализация и модернизация серверного парка, а также внедрение учетных систем SAP, TIA, «1C:Континент», специализированной системы «Страховое дело», создание хранилища данных — проекты, которые реализованы и ведутся в настоящее время.

Объединенная компания стала одним из крупных игроков на рынке страхования, где, по мнению Алексея Комкова, вице-президента по ИТ страховой группы «МСК», в настоящее время наблюдается четкое расслоение на крупные компании, которых 10–15, и мелкие. При этом все крупные страховые компании имеют региональную сеть, и наблюдается тенденция к усилению регионов, хотя Москва, в подавляющем большинстве компаний, до сих пор приносит самую существенную долю прибыли. И хотя в 2010 году наблюдается небольшой положительный тренд рынка, в целом ожидается уход мелких и региональных страховых компаний и консолидация рынка. Но оценивать ситуацию конкуренции, считает Комков, необходимо по сегментам. В некоторых сегментах, например в автостраховании (это самый массовый сегмент российского страхового рынка), конкуренция очень высока и рынок развит и близок к насыщению. Сегмент страхования недвижимого имущества предприятий и частных лиц развит слабо, рынок не насыщен, игроков много, но есть явные лидеры. На корпоративном рынке ситуация менее прозрачна, так как на нем в большей мере, чем на розничном, работают нерыночные методы. На улучшение ситуации будет влиять как введение новых обязательных видов страхования, так и рост деловой активности и доходов населения, причем наблюдается запаздывание в росте рынка и страховых сборов примерно на полгода.

В ближайший год в МСК планируется начать проект по централизации филиалов и переводу их на общие корпоративные системы. Комков ожидает роста инвестиций в ИТ в компании в 2011–2012 годах в связи с необходимостью завершения цикла модернизации, после чего инвестиционная активность в ИТ пойдет на спад.