Бизнес и технологии

«Правительство» для трети населения

Как показали результаты исследования фонда «Общественное мнение», четверо из десяти жителей России знают о том, что услугами государственных служб можно пользоваться через Интернет, а еще трое «что-то слышали об этом». Несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности о возможностях пользования услугами госслужб через Интернет, людей, уже имевших подобный опыт, не так много — всего около 11%. Еще 26% хотели бы воспользоваться этими возможностями. Стоит отметить, что почти треть опрошенных затрудняется ответить, хотелось бы ей пользоваться государственными услугами через Интернет или нет. Таким образом, уже сейчас реальная и потенциальная аудитории проектов, связанных с развитием электронного правительства, составляет более трети населения.

Основным мотивом возможного пользования услугами электронного правительства респонденты, изъявившие желание ими воспользоваться, считают удобство, возможность решать многие проблемы, не выходя из дома. Второй по популярности мотив — экономия времени, третий — отсутствие необходимости стоять в очередях.

Треть людей, не имеющих желания воспользоваться услугами электронного правительства, в качестве причины называет неумение пользоваться компьютером, а еще четверть — отсутствие необходимости. Интересно, что только 2% говорят о том, что система получения услуг через Интернет не отлажена и будет работать неэффективно.

Про «облака» не знают

Многие небольшие компании с ограниченным бюджетом — а значит, являющиеся потенциально заинтересованными в использовании облачных сервисов — недостаточно осведомлены об их возможностях. По мнению аналитиков из AMI-Partners, именно это является главным барьером для принятия массовым рынком «облачных» идей. Эти технологии способны открыть для небольших компаний значительные возможности, и в первую очередь — модель SaaS. Хотя облачные решения существуют уже достаточно долго, лишь недавно они стали доступны в той степени, чтобы заинтересовать малый бизнес. Если поставщики облачных решений хотят работать с предприятиями SMB, они должны вести просветительскую работу среди руководящего персонала. До него необходимо доносить информацию о преимуществах SaaS и иметь наготове примеры успешного внедрения таких систем. По данным AMI, на текущий момент малые компании тратят на SaaS-решения 18% своих бюджетов, выделенных на приобретение ПО. Примерно такой же показатель наблюдается и у среднего бизнеса.

Рынок высоких технологий

Безопасность требует инвестиций

Объем российского рынка программных средств информационной безопасности в 2009 году достиг 201 млн долл. По оценкам IDC, это означает снижение на 4,7% — незначительное по сравнению с другими сегментами ИТ-рынка. Как подчеркивают аналитики, значительный рост количества вредоносных программ, увеличение числа атак, случаев утечек информации и других угроз заставили российских пользователей привлечь крупные инвестиции в ИБ, несмотря на финансовый кризис.

Кроме того, компании продолжают доработку информационных систем в соответствии с требованиями закона о персональных данных, вступающего в силу в 2011 году. Следует ожидать роста в таких сегментах, как управление идентификацией и доступом, а также инфраструктурой ИБ. Около 65% российского рынка решений ИБ в 2009 году контролировали пять компаний: «Лаборатория Касперского», ESET, Symantec, «Информзащита» и Microsoft. По прогнозам IDC, в период с 2010 по 2014 год российский рынок программных систем обеспечения информационной безопасности будет ежегодно расти в среднем на 15%.

Рост в условиях удешевления

По итогам второго квартала 2010 года мировой рынок серверов вырос на 14%. Как отмечают в Gartner, рост, хотя и в различной степени, был зафиксирован во всех регионах. При этом продолжается тенденция к удешевлению оборудования: в натуральном выражении рост составил 27%. Тем не менее устанавливающаяся на рынке стабильность внушает его игрокам определенный оптимизм. Самый динамичный рост рынка отмечен в Восточной Европе, где он достиг отметки 47% по отгрузкам и 26% в денежном выражении. Лидером рынка серверов по прибыли стала компания HP, доля которой составляет 32%. Помимо HP, рост показали Dell и Fujitsu.

Управление

Лояльность снижается

ИТ-специалисты стали все чаще испытывать разочарование в своей профессии. Основные причины их недовольства связаны с увеличением рабочего дня без соответствующего роста заработной платы и отсутствием перспектив карьерного роста. Руководство часто вынуждает ИТ-сотрудников работать допоздна в случае необходимости и не собирается компенсировать сверхурочные. Как показало исследование, проведенное Corporate Executive Board, достаточно большое количество ИТ-специалистов вынуждены проводить на своем рабочем месте существенно больше 40 часов в неделю. Более того, сотрудникам приходится выходить на работу даже во время отпуска.

В результате готовность сотрудников к перевыполнению плана, а также желание прилагать дополнительные усилия для выполнения той или иной задачи опустились до крайне низкого уровня. Готовность делать для компании «чуть больше, чем должен» снизилась с 12% в 2007 году до 4% в прошлом году, что стало самым низким показателем за последние 10 лет. Результат аналогичного исследования, проведенного CEB в текущем году, стал немногим выше и составил 4,6%.

Как правило, готовность к «овер-таймам» чаще наблюдается среди тех сотрудников, которые в большей степени осознают свою значимость для компании. С одной стороны, ИТ-специалисты имеют больше критичных для работы компании заданий, чем остальные сотрудники. Но вместе с тем они зачастую в меньшей степени думают о том, кто является их работодателем; скорее их внимание сосредоточено вокруг технологий и работы, которую они выполняют.

Качество стоит денег

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел обзор заработных плат и требований работодателей по позиции «Тестировщик ПО».

В компетенцию данных специалистов входит разработка и осуществление различных типов тестирования ПО. Тестировщики отслеживают, регистрируют и анализируют дефекты, обнаруженные в ПО, взаимодействуют с программистами и аналитиками для эффективного устранения возникших неполадок. Средняя зарплата, предлагаемая тестировщикам ПО в столице, составляет 43 тыс. руб. В Санкт-Петербурге их средний доход достигает 36 тыс. руб., в Омске и Самаре — около 22 тыс. руб. Требования к начинающим тестировщикам достаточно лояльны. Претендентам необходимо иметь неполное высшее образование, уверенно владеть компьютером. Начинающие специалисты должны знать основы администрирования Windows- или Unix-систем, теорию тестирования ПО, а также английский язык на уровне, достаточном для чтения технической документации. Вполне реальные шансы на трудоустройство есть даже у соискателей, не имеющих опыта работы. Зарплата начинающих тестировщиков ПО в Москве составляет 25–30 тыс. руб.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт тестировщикам с высшим техническим образованием и стажем работы от одного года. При этом необходимо иметь опыт проведения различных видов тестирования, навыки документирования процесса тестирования и регистрации обнаруженных дефектов. Помимо этого соискателям необходимо знать один из языков программирования, а также автоматизированные средства разработки и тестирования.

На максимальный доход, составляющий около 70 тыс. руб., могут претендовать специалисты, имеющие опыт тестирования сложных приложений и уверенно владеющие несколькими языками программирования. Опыт работы должен составлять не менее трех лет.