CIO-самоучки

Как показало исследование, проведенное компанией HeadНunter, специальные профессиональные знания во время обучения в вузах получили меньше половины нынешних ИТ-директоров. Самостоятельно осваивали азы специальности 27% опрошенных, в ходе работы обучались 23% специалистов, 3% посещали тренинги, а 1% ограничился обучением в среднем специальном учебном заведении. Лидерами по выпуску ИТ-директоров среди столичных вузов являются МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МГУ, МАИ и МФТИ. Что любопытно, половина опрошенных директоров никогда не получала дополнительного образования по специальности. У оставшихся респондентов самым популярным выбором становились сертификаты Microsoft. Затем идут программы Cisco, Oracle и IBM. Около половины ИТ-директоров не имеет дополнительного образования и в бизнес-сфере, 25% обучались по программам управления проектами PMI, а степень MBA получили лишь 13% ИТ-руководителей.

Экономия с помощью модернизации

43% ИТ-директоров, опрошенных компанией Micro Focus, считают, что сокращение ИТ-расходов останется их главным приоритетом на ближайшие три года.

Наиболее ярко эти настроения выражены в финансовой отрасли, а самыми оптимистичными являются ИТ-руководители торговых компаний. Как оказалось, модернизация существующих приложений и переход на более современные платформы рассматриваются как главный способ снизить ИТ-расходы. В настоящее время 86% опрошенных компаний реализуют такого рода проекты. Среди тех, кто выполнил проекты по модернизации информационных систем, 70% заявили, что это поможет сокращению операционных издержек, 63% полагают, что таким образом удалось обеспечить будущий рост бизнеса, 60% говорят о повышении скорости операций, а 50% — о повышении гибкости компании.

Рынок ИТ-услуг выжил благодаря поддержке государства

По данным IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2009 году сократился на 31% и составил 3,6 млрд долл.

В рублевом выражении уменьшение объема рынка было не столь значительным в силу резкого изменения курса российской валюты и составило 12%. Значительное влияние на состояние рынка ИТ-услуг в период кризиса оказали стратегические ИТ-проекты в крупнейших корпорациях и банках, начатые еще до кризиса и получившие развитие во многом благодаря поддержке государства. Таким образом, крупнейшими потребителями ИТ-услуг в прошлом году остались государственные и финансовые организации, их доли в общем объеме выросли до 19% каждая. На третьем и четвертом местах по спросу на ИТ-услуги были телекоммуникационные и энергетические компании.

Несмотря на существенное сокращение, по-прежнему лидирующей оставалась доля услуг системной интеграции. От кризиса пострадали все функциональные сегменты рынка ИТ-услуг, но при этом расходы на услуги по поддержке аппаратного обеспечения и приложений сократились в меньшей мере, так как многие крупные организации, прежде всего банки и телекоммуникационные компании, не могли от них отказаться. В наибольшей степени снизились затраты на ИТ-обучение, разработку заказного ПО и комплексный стратегический аутсорсинг. В целом ожидания ИТ-сообщества относительно увеличения объема услуг аутсорсинга во время кризиса не оправдались. Совокупная доля аутсорсинга в общем объеме услуг за 2009 год выросла менее чем на 1% и составила 13,3%.