Какие стимулы могли бы оказаться наиболее существенными для мотивации чиновников использовать концепцию «электронного правительства» для обслуживания граждан и бизнеса?

Виктор Серебряков, заместитель директора департамента комплексных проектов компании «ЛАНИТ»:

«Прохладное» отношение чиновников к информатизации объясняется в первую очередь отсутствием у них понимания, чего от них хотят и как им достигать новых «высоких целей». Нужно разработать четкие планы и рекомендации по реализации концепции. Стоит также подумать и о методах финансовой мотивации чиновников.

Елена Александрова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса группы компаний «Рамэк»:

Пожалуй, единственная возможность заставить чиновников использовать ИТ для предоставления госуслуг — поставить их в ситуацию отсутствия выбора. Для этого необходимо обеспечить нормативную базу, разработать и внедрить регламенты предоставления услуг, провести полноценное обучение и аттестацию чиновников. Не прошедшим соответствующую аттестацию запретить занимать должности, связанные с предоставлением госуслуг.

Дмитрий Зайцев, руководитель центра заказной разработки компании «Аплана Софтвер»:

Необходимо повышать компьютерную грамотность чиновников, что должно подтверждаться периодическими аттестациями. Карьерный рост должен быть напрямую связан с успешностью оказания услуг в электронной форме. Мотивация руководящего состава государственных органов должна быть ориентирована на повышение объема предоставляемых «электронных» услуг.

Григорий Шевченко, первый заместитель генерального директора по коммерции компании «Открытые Технологии»:

Существенное значение имеет наличие четких и понятных регламентов межведомственного взаимодействия. Согласованная организационная структура «электронного правительства» позволит вписаться в бизнес-процессы госорганов и модифицировать их под нужды «электронных госуслуг». Второй важный момент — внутриведомственный и межведомственный электронный документооборот, который позволит сделать работу чиновника более удобной и более продуктивной для бизнеса и населения.

Максим Михалев, директор по маркетингу компании CustIS:

Чиновник из недоступного человека в кабинете должен превратиться в доступного в Интернете. При внедрении прозрачного механизма контроля немотивированные задержки должны стать проблемой для чиновников. Если к этому добавить зависимость оплаты работы госслужащих от объема услуг и сроков выполнения, мы получим механизм, стимулирующий повышение качества труда чиновников.

Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum:

Нововведения будут работать, если они помогут государственным учреждениям экономить или зарабатывать. Надо демонстрировать способы экономии, важность ИТ для госорганов, и делать это должно государство, а внедрять технологии нужно через разъяснения и мотивацию. Второй важный фактор: доступность технологий для внедрения на местах, готовность систем к быстрому развертыванию и запуску.

Сергей Рыжиков, генеральный директор компании «1С-Битрикс»:

Единственный аргумент — это эффективность. Обслуживание через Интернет позволяет сократить число людей, участвующих в процессе, обеспечить прозрачную отчетность и оценить удовлетворенность граждан. Если госструктуры начнут отчитываться о результатах обслуживания и будут обязаны увеличивать эффективность хотя бы на 15–20% ежегодно, то у них не останется другого выбора, кроме как использовать Интернет и электронную обработку заявок.

Владимир Некрасов, генеральный директор Contour Components:

Должен работать механизм: законодатель как представитель гражданина издает закон, чиновник его исполняет. Принуждать к открытости информации должен закон, а законодатель должен профинансировать эту работу. Второй способ повышения качества госуслуг — партнерство государства и бизнеса. Почти все государственные услуги могут быть переданы частным предприятиям, за которыми только останется наблюдать, а уже владельцы этих предприятий будут стремиться снизить издержки и расширить ассортимент услуг.