Корпоративные интересы

Обучая и сертифицируя руководителей и специалистов ИТ, компании решают несколько задач.

Первая — обеспечить необходимый уровень квалификации для выполнения текущей и планируемой работы. Сертификация дает независимое подтверждение того, что обучение успешно завершено, и повышает уверенность руководства в том, что специалисты справятся с поставленными задачами.

Сертифицируя специалистов, компании демонстрируют свои преимущества на рынке. Резюме специалистов компании могут быть частью ее «витрины» — в тех случаях, когда услуги или продукты компании явно связаны с ИТ. Кроме того, факт, что сотрудников систематически чему-то учат, повышает привлекательность компании на рынке труда. А то, что обучение сопровождается сертификацией, усиливает эту привлекательность. Мотивирующее влияние сертификации на кандидатов продолжается, когда они становятся сотрудниками. Сертификация помогает планировать и контролировать профессиональное развитие сотрудников, является объективным показателем качества обучения (не только работы провайдера обучения, но и самого учащегося), а главное — демонстрирует сотрудникам привлекательность компании как места работы. И наоборот, практика, когда компании ограничивают возможность сертификации, оборачивается сильным демотивирующим эффектом.

Сегодня сертификацию специалистов и руководителей ИТ как в технической, так и управленческой областях системно и последовательно используют главным образом поставщики ИТ-решений и услуг (разработчики, интеграторы, сервисные компании), крупные зрелые компании (преимущественно зарубежные, уделяющие много внимания управлению профессиональным развитием сотрудников), а также небольшие динамичные компании, зависящие от ИТ, стремящиеся привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников.

Дмитрий Салов, старший менеджер по услугам и проектам ИТиТ компании «ПетроКазахстан», считает, что сертификация это еще и защита инвестиций: «Обязательная сертификация за счет работодателя является мощным импульсом для повышения эффективности обучения, особенно группового или корпоративного. Кроме того, сертификация способствует вовлеченности и повышает дисциплину в процессе обучения, так как все участники точно знают, что по результатам курса они должны будут подтвердить знания».

«Сертификация приветствуется при трудоустройстве, она как минимум свидетельствует о желании совершенствоваться в заявленной области деятельности. Фактического наличия опыта работы сертификат, к сожалению, не дает, — говорит Кирилл Баранов, начальник отдела организации предоставления услуг в области ИТ департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД». — Дальнейшая же сертификация не поддерживается в первую очередь из-за боязни потерять специалиста».

Валерий Чашкин, первый заместитель директора департамента обеспечения банковской безопасности Внешэкономбанка, отмечает: «Наличие сертификата на удивление может даже проявиться как негативный фактор с началом практической работы. Для некоторых сертифицированных специалистов полученные знания настолько становятся догмой, что они не могут их применить в ситуации, которая чем-то отличается от заученной ими при подготовке к сертификации».

С точки зрения ИТ-руководителя

Руководители служб ИТ не только принимают решения о сертификации своих сотрудников. В первую очередь они принимают решения о сертификации себя. Так что предметов рассмотрения у них может быть два.

1. О себе любимом, или «Зачем мне доказыватьто, что я и так знаю?»

Подход руководителей служб ИТ к собственному профессиональному росту и развитию может быть различным.

Некоторые полагают, что «в сочетании “ИТ-менеджер” ключевое слово — ИТ». Поэтому руководитель стремится поддерживать форму, демонстрировать ее и иметь уровень ИТ-квалификации не меньший, чем у большинства его подчиненных. Основные его задачи — сохранение авторитета, формирование преимуществ на случай поиска нового места работы.

При подходе «ИТ-менеджер — прежде всего менеджер», руководитель целенаправленно изучает и применяет передовые подходы к управлению. Сертификация в этом случае помогает убеждать корпоративное руководство и подчиненных в своей правоте. Еще одна возможная задача — компенсация отсутствия системного менеджерского образования. Крайняя форма такого подхода — получение степени MBA (MBI).

Руководители, считающие, что «встречают, может, и по одежке, но ценят — по уму», не стремятся демонстрировать статус. Такая позиция характерна для ИТ-менеджеров со стажем, накопивших достаточно альтернативных аргументов для поддержания карьерного роста, сохранения авторитета, участия в корпоративном руководстве и чаще встречается в относительно закрытых компаниях и отраслях со стабильными неформальными связями и собственной системой ценностей и авторитетов.

Несмотря на разницу в позициях, все опрошенные ИТ-руководители компаний, работающих в самых разных отраслях, указали на важность таких сертификаций, как PMP и IT Service Manager, а большинство считает эти сертификаты обязательными.

Так же единодушны ИТ-руководители в оценке необходимости диплома MBA. Кирилл Баранов считает, что ИТ-руководителю полезна степень MBA, особенно если первое образование — техническое. Леонид Леин, директор по ИТ группы компаний «АвтоСпецЦентр», подчеркивает, что степень MBA необходима, но получать ее нужно в хорошей школе, лучше не в России и не по специализации CIO, а по программам Executive.

2. О людях, или «Зачем нашему такси шашечки?»

Многие ИТ-руководители рассматривают сертификацию своих сотрудников как инструмент управления персоналом, иногда — весьма эффективный.

Для удержания сотрудников обычно используют две модели — основную (более очевидную) и дополнительную. Основная модель предполагает последовательную профессиональную сертификацию от базового уровня к экспертному, что обычно означает постоянный рост ценности специалиста на рынке. Дополнительная модель применяется в тех случаях, когда потребности в заоблачном уровне профессиональной квалификации (и сертификации) нет. Неосторожное применение основной модели в такой ситуации может дать обратный эффект: не имея возможности применять полученные знания в компании, специалисты начинают искать другую работу. Кроме того, иногда провайдеры обучения не в состоянии предложить программы профессионального обучения и сертификации, адекватные задачам специалиста. В этих случаях могут пригодиться неспециализированные, «общие» курсы и экзамены: управление проектами, временем, услугами, процессами, качеством, коммуникациями и др. Иногда мотивирующий эффект такой «менеджерской» сертификации даже выше, чем профессиональной технической.

Сертификация способствует и формированию лояльности. Сертификация сотрудников за счет компании демонстрирует им, что компания их ценит и доверяет им.

Сертификация сотрудника за счет компании может быть формой поощрения: только сотрудники, успешно применяющие на практике знания, полученные на обучении, получают такую возможность. Такой подход обычно применяется для вспомогательных, нетехнических направлений или для экзаменов высокого уровня, дорогих и статусных.

Голос народа, или «Где же здесь польза и удовольствие?»

Основные мотивы для получения сертификатов, называемые ИТ-специалистами, — требования работодателя, самопроверка, повышение стоимости на рынке.

Компании, использующие сертификацию для оценки персонала, могут предъявлять к сотрудникам соответствующие требования.

Специалисты, прошедшие обучение на курсах, которые им понравились и проводились по нужной в работе теме, с удовольствием проходят проверку знаний и высоко ценят свидетельства успешности этой проверки.

Часто специалисты проходят обучение именно с целью получить соответствующий сертификат. Это, пожалуй, единственный случай, когда они готовы сами оплачивать участие в экзамене, для того чтобы повысить свою стоимость на рынке и больше соответствовать требованиям работодателя. Поэтому экзамены, которые специалисты оплачивают сами, это чаще всего сертификация базового уровня, либо, наоборот, высшего. В первом случае сертификат используется для того, чтобы начать карьерный рост, во втором — для перехода на новую ступень.

…откуда дровишки?

В отрасли ИТ профессиональная и менеджерская сертификация может быть полезным и удобным инструментом для решения целого спектра задач на самых разных уровнях — от корпоративного до личного. Кто же поставляет на этот рынок товар?

Развитие систем профессиональной сертификации специалистов инициируют и поддерживают вендоры. Более общая, управленческая, сертификация — область, в которой работают более или менее независимые организации.

Ценность сертификации определяется авторитетом сертифицирующего органа, практической полезностью соответствующих знаний, независимостью оценки, распространенностью решения (подхода, технологии, продукта). Но авторитет и независимость зачастую плохо сочетаются с распространенностью и практической полезностью. Независимая качественная проверка знаний авторитетными экспертами стоит дорого и имеет мало шансов стать массовым продуктом, полезным всем. То, что полезно всем, предлагается многими, поэтому стоит недорого и имеет много шансов выродиться в простую формальность и растерять авторитет.

В результате для большинства ролей в конкретной ИТ-организации можно определить перечень необходимых базовых знаний и — где уместно и рационально — сертификатов, а получение глубоких знаний и сертификацию планировать индивидуально с учетом специфики работы каждого специалиста.

Такой подход позволит использовать преимущества сертификации с большим эффектом и при разумном уровне затрат, а ценность каждого сертификата будет максимальной для всех заинтересованных сторон. Включая, вероятно, сертифицирующие организации и институты, а также аккредитованных ими поставщиков обучения.

Роман Журавлев — директор по обучению компании Cleverics; r.jouravlev@cleverics.ru.