Если сравнить ИТ-структуру с кровеносной системой нашего тела, то можно сказать, что ЦОД является ее сердцем: как сердце приводит в движение нашу кровь и доносит ее до каждой клеточки тела, так и из ЦОДа идет управление всеми информационными ресурсами ком

Редкая компания сегодня обходится без серверных мощностей. Постепенно размеры серверного помещения увеличиваются настолько, что настает пора задуматься о создании собственного или аренде внешнего ЦОДа. Когда серверное помещение превращается в ЦОД? При каких условиях его имеет смысл создавать на своей площадке, а когда разумнее передать его вовне, арендуя нужные мощности?

Серверная комната или ЦОД?

  Денис КалининВопрос создания собственного ЦОДа в средней компании может возникнуть при условии, что компания динамично развивается, cчитает Вячеслав Ковалев, начальник отдела ЦОД компании «Открытые Технологии»: «В такой компании только строительство ЦОДа позволит в перспективе иметь ИТ-инфраструктуру, способную к быстрой адаптации без привлечения дополнительных срочных инвестиций», — отмечает Ковалев. Правда, принимая решение о создании ЦОДа, нужно помнить, что его содержание потребует значительных затрат.

Основными предпосылками к переходу компании от серверной комнаты к созданию ЦОДа Ковалев считает следующие: наличие жестких требований к непрерывной работе жизненно важных для компании приложений; необходимость снижения рисков от различных угроз, способных негативно сказаться на работе ИТ-служб и компании в целом; назревшая потребность в масштабировании в условиях динамично развивающегося бизнеса компании.

«Вряд ли кто-то сможет сейчас привести пример успешно развивающегося среднего бизнеса, в ИТ-инфраструктуре которого нет ЦОДа», — считает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort.

ЦОД отличается от серверной комнаты тем, что создаваемая на его основе инфраструктура по всем параметрам (надежности систем, доступности данных, безопасности и т. д.) соответствует определенным категориям, установленным государственными или отраслевыми стандартами. Причем размер здесь — понятие относительное. «Если вы можете описать указанными выше параметрами проектируемую систему и она будет соответствовать стандартам, то, даже если занимаемая ею площадь составит несколько квадратных метров, это будет ЦОД, а если нет, то каких бы размеров ни было помещение, пусть даже с футбольное поле, это будет лишь серверная комната», — поясняет Ильин.

«Американский стандарт TIA-942 разделяет ЦОДы на типы по уровню надежности. Также существует стандарт компании Uptime Institute, который комплексно регламентирует эксплуатационные характеристики ЦОДа, также разделяя их на уровни надежности, — рассказывает Владимир Лебедев, директор департамента вычислительных систем компании «Крок». — С позиции этих стандартов то, что мы привыкли называть серверной комнатой, — это ЦОД первого уровня».

Строить или арендовать?

  Михаил ИльинЧто лучше — создавать собственный ЦОД на своей площадке или размещать его вовне, арендуя нужные мощности? Здесь Михаил Ильин, вице-президент «Корпорации “Юни”», проводит аналогию с решением о том, стоит ли владеть собственным автомобилем или всегда ездить на такси: «В силу разных обстоятельств мы выбираем тот или иной способ передвижения, и не всегда определяющим критерием является стоимость владения. Люди все же покупают собственные авто, потому что сервис такси не всегда доступен. Так же и компании строят собственные ЦОДы, руководствуясь не только экономическими соображениями, но и политикой компании в отношении информации, доступностью и качеством услуг ЦОДа. От того, насколько сочетаются вместе экономика, стратегия, политика компании и возможности реализации услуг партнерами, и зависит окончательное решение».

Так, для большинства финансовых организаций собственный ЦОД высокого уровня служит дополнительным конкурентным преимуществом, способствуя развитию основного бизнеса. В то же время коммерческие компании многих других направлений, избавляясь от собственной ИТ-инфраструктуры, получают возможность направить освободившиеся средства в основной бизнес, что, безусловно, также способствует развитию.

«Главный плюс cоздания собственного ЦОДа — это возможность реализовать специфические требования, а основной минус — это высокие затраты на создание, владение и развитие, — соглашается Ильин. — Строить некоммерческий ЦОД “на вырост” средние компании зачастую не могут себе позволить».

  Юрий Самойлов«По нашему мнению, при небольших объемах инфраструктуры всегда рациональнее купить готовый сервис в специализированной компании, — считает Калинин. — Переместив вычислительные мощности в ЦОД, клиент получает четкий договор и соглашение об уровне обслуживания (SLA) с условиями, детально оговаривающими уровень услуг, поставляемых провайдером, и возможности управления их составом. Это позволяет более эффективно использовать ИТ-сервисы, необходимые компании». Из недостатков передачи вычислительных мощностей в ЦОД Калинин отмечает лишь необходимость постоянно контролировать круг авторизованных лиц — представителей компании, уполномоченных иметь доступ к системам, размещенным в ЦОДе, а также выполнять рутинные операции по заведению запросов в сети провайдера.

В настоящее время большинство компаний перешли от долгосрочного планирования к средне- и краткосрочному. Такой переход резко сокращает капитальные затраты предприятий. «В текущей ситуации, если выбирать между строительством собственного ЦОДа или арендой коммерческого, преимущество всегда будет на стороне коммерческого», — считает Калинин. Действительно, создавать собственный ЦОД в период нестабильности нецелесообразно — его строительство потребует очень серьезных финансовых вложений.

  Владимир Лебедев«Рассматривая вопрос возможности создания собственного ЦОДа для средней компании, следует в первую очередь обратить внимание на технологический, финансовый и организационный аспекты, — рекомендует Юрий Самойлов, генеральный директор компании «ДатаЛайн». — Последние часто являются превалирующими при принятии таких решений. На наш взгляд, технологической мотивацией построения собственного ЦОДа может стать только какая-то уникальность информационных систем, эксплуатируемых в компании».

Не секрет, что внешние ЦОДы ориентированы на массовые продукты, поэтому не всегда могут обеспечить специфические условия с точки зрения технологий. Из организационных аспектов следует, прежде всего, обратить внимание на риск потерять управляемость информационными системами в случае использования внешнего ЦОДа. С финансовой точки зрения строить свой ЦОД стоит только в том случае, если у компании какие-то очень специальные условия — например, цены на электроэнергию много ниже рыночных (очевидно, что эти специальные условия не будут вечными). Еще одна причина строить свой ЦОД — это финансовая политика компании, нацеленная на минимизацию именно операционных расходов, поскольку затраты на внешний ЦОД — это операционные расходы, а на создание собственного — капитальные.

  Леонид Гуштуров«Создание ЦОДа на своей площадке целесообразно в тех редких случаях, когда для этого есть все необходимые ресурсы, а процесс его создания четко спланирован. Однако компания не всегда имеет у себя достаточно пространства для размещения необходимого оборудования, или, к примеру, на ее площадке существует проблема качества электроснабжения», — считает Лебедев.

Возможен ли вариант, альтернативный и собственному, и внешнему ЦОДу? Да, можно применить смешанную модель работы — например, когда компания работает с данными разных, с точки зрения информационной безопасности или влияния на основной бизнес, категорий. Тогда обработку части данных можно передать на аутсорсинг во внешний ЦОД, а другие обрабатывать в своей ИТ-инфраструктуре.

«Однозначно сказать, что правильнее и выгоднее — создание своего ЦОДа или использование аутсорсинговых площадок, — невозможно, — считает Леонид Гуштуров, генеральный директор компании “Комкор” (она работает под торговой маркой “Акадо Телеком”). — Необходимо учитывать существующее и планируемое количество оборудования, просчитывать инвестиции и срок их возврата. Если офис компании располагается в арендованном помещении, инвестировать средства в создание дорогостоящей инфраструктуры, скорее всего, будет неэффективно».

Все большее число компаний отказываются не только от строительства собственных ЦОДов, но и переносят оборудование из своих в коммерческие. Обусловлено это в немалой степени увеличением арендных ставок или переездом в офисы меньшего размера, где место для ЦОДа не предусмотрено. «Экономическая оправданность аутсорсинга в данном случае прозрачна, понятна и легко подсчитываема: заказчик может гибко регулировать потребление услуг и затраты на них, изменяя качество или набор сервисов в соответствии с текущими потребностями», — поясняет Гуштуров.

Страховой бизнес

Страховая компания «Ergo Жизнь» входит в состав крупнейшей немецкой страховой группы Ergo. Компания образована в 2005 году, она работает в области страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Компания насчитывает около 40 филиалов по России. Штаб-квартира находится в Москве.

«ИТ-инфраструктура компании централизованная, все бизнес-приложения установлены в московском ЦОДе, — рассказывает Константин Хамцов, ИТ-директор компании “Ergo Жизнь”. — В нем находятся все приложения, критически важные для операционной деятельности компании: бизнес-приложения, почтовые и Web-серверы. Нет в центральном ЦОДе лишь файловых серверов территориально обособленных подразделений».

К минусам создания собственного ЦОДа для малой или средней компании Хамцов относит высокую стоимость (она ориентировочно составляет от 30 до 70 тыс. долл. за место в стойке) и необходимость увеличения численности ИТ-персонала компании для поддержки непрофильных сервисов: электропитания, кондиционирования и пр. Из плюсов создания собственного ЦОДа Хамцов отмечает лишь постоянную доступность для посещений и возможность более четкого контроля его функционирования. Он считает, что иметь собственный ЦОД есть смысл, только при строгой конфиденциальности обрабатываемых данных либо в случае, если установлено более 50 серверных стоек.

Каков же здесь критерий? Когда можно ограничиться серверной комнатой, а когда надо создавать ЦОД? Необходимость размещать серверы компании в ЦОДе, то есть на площадке с гарантированным уровнем качества электропитания, доступа в Интернет, пожаротушения и т. д., возникает в тот момент, когда возможные потери бизнеса от простоя, вызванного сбоем в ИТ-сервисе, превысят затраты на оборудование собственного ЦОДа или эти расходы превысят стоимость передачи серверной инфраструктуры на обслуживание в ЦОД сторонней компании.

«При аренде серверных мощностей в ЦОДе компания получает возможность снижения первоначальных затрат и рисков инвестиций, связанных с созданием собственной ИТ-инфраструктуры, — считает Хамцов. — Среди минусов аренды — затрудненность перевода инфраструктуры на другую площадку и, как следствие, привязка к данному ЦОДу, а также проблемы в обеспечении ограниченного физического доступа к серверам. В нашей компании используют хостинг во внешнем ЦОДе».