По мере того, как дальновидные руководители погружаются в суть бережливой методологии, становится все более понятной роль технологий в реализации улучшений, реализуемых в соответствии с бережливым подходом, считает наш собеседник - Томас Мендель, вице-пре

«Бережливое мышление помогает понять, какова польза и ценность ИТ, кто является бизнес-заказчиком ИТ-службы, где в конкретном ИТ-процессе узкое место и пр.», Томас Мендель, вице-президент и директор по исследованиям компании Forrester Research По мере того как дальновидные руководители погружаются в суть бережливой методологии, становится все более понятной роль технологий в реализации бережливого подхода, считает наш собеседник — Томас Мендель, вице-президент и директор по исследованиям компании Forrester Research.

Применяя бережливый подход как ключевой элемент повышения производительности, ИТ-руководители концентрируют внимание на четырех наиболее значимых направлениях: опираясь на пять основных принципов бережливого подхода (см. врезку), определяют ценность ИТ для бизнеса; формируют «дерево целей» улучшений в терминах предоставляемых ИТ-услуг, их себестоимости и качества; внедряют улучшения, призванные минимизировать потери в процессах; сихронизируют ИТ-процессы на разных уровнях.

Почему бережливый подход становится популярным в ИТ-службах именно сейчас?

Причина проста. Есть всего несколько идей, касающихся ИТ-службы, и эти идеи сохраняют актуальность постоянно. Как нередко бывает, прежде чем идеи укоренятся в сознании людей, должны произойти определенные события. Одиннадцать лет назад в компании HP заговорили об ITIL, стандартизации процессов, управлении ИТ-услугами. Еще за пару лет до этого говорить о подобных вещах было рано. Примерно то же происходит и с бережливым подходом в ИТ-службах: эта идея только сейчас завладела умами людей, поскольку соответствует их ожиданиям. До этого компании инвестировали в ITIL. Внедрив хотя бы два-три процесса ITIL, они задавались вопросом: можно ли измерить реальные улучшения, которые дает внедрение и использование ITIL? Ответ был отрицательным.

Каким должен быть следующий шаг? Пять лет назад я думал, что таким шагом могло бы стать освоение методики шести сигм (six sigma), помогающей оптимизировать производственные предприятия, но она не подходит для ИТ-службы. В основе методики — уменьшение числа дефектов (отклонений от заданных параметров - М.З.) в производимых продуктах. Но большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться в реальности, касаются не доступности (по сути, дефектов) ИТ-сервисов, а их производительности.

Бережливое мышление — это следующий, вполне логичный шаг по поиску эффективной методики для ИТ-службы. Теперь мы можем понять, какова польза и ценность ИТ, кто является бизнес-заказчиком ИТ-службы, где в конкретном ИТ-процессе узкое место и пр. В конечном итоге бережливое мышление поможет повысить производительность ИТ-процессов.

В чем состоят ключевые отличия «бережливых ИТ» от предлагавшихся ранее принципов организации ИТ-службы?

На мой взгляд, есть два главных отличия. При прежних подходах во внимание принимался зачастую лишь какой-то узкий технологический аспект и ставилась цель уменьшить объемы технологических компонентов и связанные с ними затраты. Например, виртуализация позволяет уменьшить число физических серверов и затраты на их приобретение и обслуживание, а консолидация ИТ дает возможность существенно уменьшить число площадок ЦОД. Первое главное отличие«бережливых ИТ» - это более общий подход, когда рассматривается вся цепочка создания ценности ИТ-услуги от начала и до конца; он требует серьезного обдумывания и осмысления. Если вы не понимаете, в чем состоит ИТ-услуга и каков процесс, обеспечивающий ее предоставление, вам будет сложно реализовать «бережливые ИТ».

Вы сможете управлять «бережливыми ИТ», если сумеете детализировать ИТ-услугу и взаимосвязи внутри нее, если поймете, как выстроена цепочка создания ценности ИТ-услуги (по сути, ИТ-процесс - М.З.), если хотите отвести бизнес-заказчику гораздо более выгодную позицию, чем он занимает сейчас, и для этого изучаете ИТ-услугу от самого начала и до конца. В этом и состоит второе отличие: вы стремитесь получить цельное, а не фрагментарное представление об ИТ-услуге.

Составляющий основу бережливого мышления принцип непрерывного совершенствования тесно связан с японской культурой и менталитетом. Но большинству ИТ-специалистов ближе европейский менталитет. Верите ли вы, что бережливое мышление приживется в ИТ-службах?

Думаю, да, ведь приживается же на европейской культурной почве бережливое производство. Оно появилось не само по себе, а в тесной связи с методикой всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), зародившейся в свое время в США и уже потом заинтересовавшей японский бизнес, который понял, что TQM поможет снизить издержки.

На мой взгляд, бережливое мышление в скором времени будет принято теми, кто занимается автоматизацией, поскольку принципы и инструменты бережливости способны помочь автоматизировать процессы в ИТ-организациях. Думаю, это направление ждет бурный рост, поскольку бережливое мышление даст колоссальный экономический эффект.

Один из моих коллег, который готовит отчет о тенденциях развития электронной почты, сравнил связанные с этой ИТ-услугой затраты при использовании различных сценариев, и выяснил, что чем крупнее, мощнее оборудование, тем ниже затраты на эту ИТ-услугу (конечно, при условии, что нет проблем со связью). Любопытно,что затраты на внутренние коммуникации, в том числе на внутриофисную, домашнюю и мобильную телефонною связь, а также на услуги передачи данных снизились за последние пять лет с 15 тыс. до 3 тыс. долл. в год.

Когда можно ожидать появления документированного описания «бережливых ИТ»?

Не берусь прогнозировать. «Бережливые ИТ» сейчас находятся на ранней стадии развития. Предстоит о многом подумать и многое переосмыслить, прежде чем появятся более или менее четкие рекомендации. Кстати, если интересно, теме «бережливых ИТ» посвящен один из моих недавних отчетов.

 


 

Бережливое производство

Отправная точка бережливого производства — ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, продукт (услуга) приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление.

В соответствие с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность продукции, и операции и процессы, не добавляющие ценность продукции. Все, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства классифицируется как потери, и должно быть устранено.

Семь типов потерь:

  • из-за перепроизводства;
  • из-за ожидания;
  • при ненужной транспортировке;
  • из-за лишних этапов обработки;
  • из-за лишних запасов;
  • из-за ненужных перемещений;
  • из-за выпуска дефектной продукции.

Еще два источника потерь — нагрузка, превышающая возможности, и неравномерность нагрузки.

Основные принципы бережливого производства:

  • Определить ценность конкретного продукта.
  • Определить поток создания ценности для этого продукта.
  • Обеспечить непрерывность потока создания ценности продукта.
  • Позволить потребителю вытягивать продукт.
  • Стремиться к совершенству.

Другие принципы:

  • Превосходное качество (сдача с первого предъявления, система ноль дефектов, обнаружение и решение проблем у истоков их возникновения).
  • Гибкость.
  • Установление долговременных отношений с заказчиком (путем деления рисков, затрат и информации).
  • Самоорганизация, эволюция, адаптация.

Инструменты бережливого производства

  • Всеобщий уход за оборудованием (Total Productive Maintenance, TPM).
  • Система 5S: сортировка; рациональное расположение; уборка (содержание в чистоте), стандартизация, соблюдение и совершенствование стандартов.
  • Система быстрой переналадки (Single-Minute Exchange of Die, SMED) или переоснастки оборудования менее чем за 10 минут.
  • Кайдзен — непрерывное совершенствование.
  • Гемба кайдзен — непрерывное совершенствование на месте создания дополнительной стоимости.
  • Вытягивающее производство, канбан: продукция «вытягивается» со стороны заказчика, а не «толкается» производителем, осуществляется информирование предыдущей производственной стадии о том, что нужно начинать работу.
  • «Пока — екэ» («дуракоустойчивость») — метод предотвращения ошибок — специальное устройство или метод, благодаря которому дефекты просто не могут появиться.

Источник: «Википедия»