Какие три направления в работе ИТ-служб металлургии, столкнувшейся со снижением спроса и существенным падением цен на продукцию, будут наиболее приоритетными в ближайшие месяцы? Вот что считают эксперты.

Михаил Иванов, директор департамента ИТ управляющей компании «Металлоинвест»:

Наиболее приоритетная задача — перегруппировка ресурсов. Меняется бизнес-стратегия: вместо агрессивного завоевания рынка и бурного роста объемных и технологических показателей, делается ставка на удержание позиций и минимизацию издержек. Это требует иного подхода к определению приоритетов ИТ. Фокус смещается в сторону эффективной поддержки технологии и бизнес-процессов. В этой связи ИТ-директора будут уделять много внимания организации внутренних процедур, их автоматизации и эффективности, а также возможностям по аутсорсингу целого ряда сервисов, которые предлагаются на рынке.

После завершения фазы рецессии настанет пора роста, и придется решать задачи развития. Для этого необходимо сохранить потенциал, планомерно наращивая экспертизу в перспективных решениях. Но делать это, как правило, придется без привлечения подрядчиков, поэтому ИТ-директора должны ориентировать своих специалистов на самообучение и активизировать обмен опытом с коллегами с других предприятий.

Наконец, необходимо еще плотнее работать с бизнесом. Сейчас время быстрых решений, и чем ближе ИТ-служба будет к центру их принятия, тем эффективнее бизнес сможет использовать ИТ для повышения своей эффективности.

Сергей Слаута, директор по ИТ Новолипецкого металлургического комбината:

Сейчас заметно сократились потребности практически во всех видах металлопродукции. Каждое предприятие столкнулось с тем, что повысились требования рынка к удовлетворенности потребителей и стоимости металлопродукции. Эти факторы, в свою очередь, обусловливают антикризисные меры предприятий (снижение затрат на производство, повышение качества продукции, точное соблюдение сроков поставки, снижение запасов и т.д.), а также определяют задачи по подготовке к работе в условиях резкого роста производства после завершения кризиса (ремонт временно высвобожденных агрегатов, разработка инвестиционных проектов, совершенствование системы управления предприятием и т.д.). В связи с этим наиболее важные направления работы ИТ-служб, на мой взгляд, следующие: сокращение ИТ-затрат при условии обеспечения непрерывности бизнеса; повышение эффективности функционирования и развитие систем, отвечающих за процессы управления качеством продукции, оказанием услуг и формированием затрат (АСУТП, системы внутриагрегатного слежения, учета производства и качества, оперативного планирования производства и сбыта, управления внутренней и внешней транспортировкой, энерго- и электроучета, управления ремонтами, аналитические системы мониторинга ключевых показателей эффективности и т.д.); совершенствование системы управления предприятием, в том числе оптимизация внутренних ИТ-процессов в области оказания услуг, управления проектами, развития персонала.

Светлана Москаленко, начальник департамента бизнес-консалтинга "Консультационной фирмы "МРЦБ":

В нынешних условиях стратегия выживания металлургических компании на рынке может быть определена только после проведения финансового и товарного аудита, а также выявления «черных дыр» в бюджете предприятия. Поскольку основу металлургических производств составляют сложнейшие технологические процессы, предприятия отрасли должны особое внимание уделить новым подходам и методам их оптимизации.

ИТ-руководителям отрасли важно понимать, что антикризисная стратегия ИТ-службы является неотъемлемой частью общей политики компании и задача ИТ-департамента в такой ситуации — предоставить инструмент, позволяющий осуществлять максимально полный и даже тотальный контроль над ресурсами компании.

Предприятия отрасли сейчас концентрируют внимание на наращивании функциональных возможностей систем бюджетирования и управления денежными средствами, а также систем контроля товарных потоков и складских запасов. Подобные решения актуальны и в перспективе неизбежного роста и повышения уровня экономической активности с началом «оттепели».

Александр Вепринцев, директор компании «Институт типовых решений — Производство»:

Одним из приоритетов будет планомерное снижение затрат на сопровождение используемых на предприятии информационных систем. Хорошего результата можно достичь применением ИТ-решений, максимально адаптированных к нуждам предприятия и не требующих большого объема доработок.

Не менее важным направлением является повышение точности и оперативности учета финансовых результатов по ключевым хозяйственным операциям предприятия. Однако все эти действия требуют хотя бы минимальных вложений, а у многих предприятий отрасли бюджет на ИТ сейчас сокращен до минимума В этом случае основным направлением работ остается только поддержка существующей инфраструктуры.

Валерий Имангулов, директор дирекции управления проектами НЦИТ «Интертех»:

Первое приоритетное направление — обеспечение технической поддержки ИТ. Грамотный перевод части ИТ-услуг на аутсорсинг поможет значительно оптимизировать ИТ-бюджет. Второе направление — реализация узкофункциональных высокоэффективных ИТ-проектов. Точечная автоматизация ключевых бизнес-процессов позволит обеспечить ощутимый эффект. Третье направление — развитие систем, повышающих качество планирования, консолидации и контроля расходования бюджетоемких ресурсов. В борьбе за корректность консолидированной корпоративной информации, помогающей принять правильное управленческое решение, надо акцентировать внимание на качестве справочников НСИ.

Евгений Селиванов, менеджер по работе с клиентами группы компаний «Оптима»:

Для ИТ-директоров металлургической отрасли на первый план вышли задачи по максимальному снижению издержек. Необходимо также успешно завершить проекты, начатые до кризиса, значительно сократив бюджет. Наконец, остро стоит задача сохранения персонала. Всем понятно, что рано или поздно кризис закончится и ценных сотрудников надо удержать.

Виталий Хамов, начальник отдела продажи компании «Айпинет»:

Наиболее приоритетным направлением в работе ИТ-служб является, на мой взгляд, переход на аутсорсинг, который позволит сократить фонд заработной платы. Еще одно направление — уменьшить издержки на телефонные (в первую очередь междугородние) переговоры путем внедрения IP-телефонии во всех подразделениях компании. И, наконец, перевести подразделения на обслуживание одним оператором связи с построением единой локальной сети. Если у предприятия имеются территориально удаленные подразделения, можно использовать спутниковую связь (например, типа VSAT).

Алексей Горбунов, директор департамента промышленной автоматизации компании «Ай-Теко»:

Первоочередное направление в работе ИТ-служб в текущих условиях — системное сокращение расходов на содержание инфраструктуры и ИТ-персонала. Будет возрастать интерес к аутсорсинговым или инсорсинговым услугам. Другим направлением работы ИТ-служб станет формирование аналитических отчетов в режиме, близком к реальному времени. На их основе можно принимать оперативные управленческие решения. Точность информации и скорость разработки новых аналитических сервисов может стать одним из бизнес-преимуществ компаний. Третье направление работы — интеграция различных информационных систем в единый информационный ландшафт. Эта задача также остается актуальной, особенно на фоне возможной смены собственников и череды организационных изменений на предприятиях отрасли.

Дмитрий Токарев, заместитель директора департамента по работе с корпоративными заказчиками компании «Аскон»:

К моменту резкого и значительного снижения спроса и существенного падения цен на продукцию многие предприятия отрасли имели ИТ-стратегию, опирающуюся на ожидания долгосрочного роста рынка и значительных прибылей, что позволяло планировать дорогостоящие ИТ-проекты. Поэтому первая задача ИТ-службы сейчас — сохранение и развитие ключевых проектов. Предприятия, которые в период восстановления рынка сохранят и разовьют ранее внедренные ИТ-технологии, смогут оперативно восстановить производство, а значит, получить значительное конкурентное преимущество. Сокращение производства металлургические предприятия используют для своей модернизации и реконструкции, следовательно, второй задачей ИТ-служб является обеспечение инженерных проектных подразделений современными недорогими и эффективными программными продуктами. Третья задача — опереться на партнеров — поставщиков решений, у которых бизнес диверсифицирован по отраслям и направлениям, есть компетенции в разработке собственных продуктов и системной интеграции.

Юрий Керейник, коммерческий директор компании «Весть»:

В условиях кризиса на первый план для ИТ выходит содействие бизнесу в минимизации издержек, улучшении клиентского обслуживания и повышении адаптивности компании к меняющимся требованиям рынка. Вариантов решения может быть множество. Один из них — переход на соответствующую информационную систему. Например, системы управления цепочками поставок (SCM) помогут синхронизировать работу всех производственных звеньев (всех переделов), значительно снизить издержки хранения, обеспечить прозрачность и сократить длительность производственного цикла, уменьшить стоимость продукции и, следовательно, создать значительные конкурентные преимущества. Положительный эффект может дать и локальная оптимизация, например, раскроя и резки, загрузки термического отделения и т.п. Для этого применяются системы класса APS.

Андрей Михлин, руководитель направления «промышленность» компании «Корус Консалтинг»:

Наиболее приоритетной задачей для ИТ-служб становится снижение операционных издержек. В конце 2008 года были остановлены практически все ИТ-проекты развития, однако в условиях длительного снижения объемов продаж этого окажется недостаточным. Следующим эффективным шагом станет сокращение затрат ИТ-служб на аутсорсинг: некоторым поставщикам услуг может быть предложено уменьшить стоимость, от некоторых закупаемых услуг придется отказаться и выполнять работы собственными силами.

Резкое падение объемов спотовых продаж металлургов означает увеличение доли долгосрочных контрактов в портфеле заказов или, если таких нет, необходимость выхода на новые рынки. В большинстве случаев это повлечет за собой изменение ряда бизнес-процессов на предприятиях: усиление финансового контроля, изменение подходов к планированию себестоимости, планированию продаж. В такой ситуации от ИТ-служб требуется максимально быстрая поддержка меняющихся требований бизнеса — желательно собственными силами.

Новые инициативы по внедрению «тяжелых» информационных систем сейчас неактуальны. Интерес могут представлять системы (в частности BI), позволяющие в короткие сроки значительно повысить управляемость предприятий. Подобные ИТ-проекты окажутся очень полезными для бизнеса и позволят ИТ-службам сохранить квалифицированный персонал, пока не настанут лучшие времена.

Павел Хромов, председатель правления компании «Тауэр — Сети»:

В столь тяжелые времена выходом из положения может стать передача ИТ-задач на аутсорсинг. Во-первых, минимизируются издержки на ИТ за счет снижения объемов и стоимости закупок нового оборудования и сокращения обслуживающего персонала. Во-вторых, обеспечивается бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в условиях минимизации ресурсов. И, наконец, продолжается поступательное развитие информационной системы благодаря комплексному квалифицированному консалтингу со стороны аутсорсера.

Олег Бурнашев, коммерческий директор уральского филиала компании «АйТи»:

В текущей ситуации основные усилия ИТ-служб металлургических предприятий будут направлены на поддержание корпоративной информационной системы и ее оптимизацию. Обязательным остается требование непрерывности бизнесс-процессов. Недопустимы сбои в работе автоматических систем управления технологическими процессами, MES-систем, систем, связанных с наличием опасных и особо значимых специфических производств, которые невозможно остановить и которые требуют особого контроля и управления. Понятно, что ничто и никто не отменит и задачу обеспечения технической поддержки инфраструктуры, системного и прикладного программного обеспечения, ERP-системы. Не будут полностью остановлены и начатые инновационные ИТ-проекты, выполнение которых важно по технологическим или коммерческим причинам, но может потребоваться их коррекция.

Наталья Федоренко, директор по работе с металлургическим сектором компании Р.В.С.:

Сокращение бюджетов на поддержку и развитие информационных систем практически неизбежно. Однако внутри компаний требования к качеству существующих ИТ-услуг будут повышаться. Уже начатая автоматизация продолжится, но ее вектор сместится в сторону большего использования внутренних ресурсов.

Сейчас не приходится рассчитывать на запуски новых полномасштабных проектов, однако продолжатся предпроектные работы, касающиеся систем оперативного управления производством (MES). Этот вопрос становится особенно актуальным сейчас, когда металлургическим предприятиям необходимо повысить свою эффективность, снизить себестоимость продукции, повысить скорость реакции на запросы клиентов и улучшить качество продукции. В дальнейшем актуальной будет задача интеграции MES-системы и АСУТП и выстраивание классической цепочки управления ERP—MES—АСУТП.