Сегодня много говорится о технологиях, помогающих сделать деятельность портовых и контейнерных компаний максимально эффективной. Система электронных ворот может быть одним из основных решений данной задачи. Что это за технология, как она работает и каковы

Основной актив большинства портов, контейнерных терминалов,транспортных компаний — это ворота, через которые поступают грузы. Современные системы контроля доступа и управления воротами серьезно повышают производительность операционной деятельности.

С каждым годом конкуренция на логистическом рынке все больше усиливается. Портовые компании и контейнерные терминалы для измерения эффективности своей деятельности используют целый ряд показателей. Основными являются затраты в расчете на одну транзакцию и оборот TEU (Twenty-foot Equivalent Unit — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером; используется при подсчете вместимости контейнеровозов или места хранения контейнеров) в год.

Сегодня имеется немало технологий и решений, помогающих портовым компаниям и контейнерным терминалам достичь в своей работе максимальной эффективности, например получить дополнительные преимущества для большинства участников логистической цепочки. Речь идет о портовых системах контроля доступа (port access control system, PACS) и системах управления электронными воротами (gate operating system, GOS) — «электронных шлюзах». Улучшая обслуживание и управление грузопотоками, данные системы, безусловно, повышают конкурентные преимущества терминала, являются мощными инструментами, интегрирующими в себе различные технологии: оптическое распознавание, радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) и управление движением транспорта.

Системы электронных ворот осуществляют автоматический сбор и хранение данных и затем выдают указания о выполнении определенных действий. Результатом является быстрая и эффективная доставка грузов. Системы электронных ворот с успехом могут применяться в портах, трейлерных перевозках (roll-on/roll-off, Ro-Ro) и контейнерных терминалах, железнодорожных пунктах переработки контейнеров, логистических центрах, производственных компаниях (особенно на сталелитейном и бумажном производстве), на любых охраняемых территориях, в аэропортах и на автобусных станциях.

Как это работает

Предположим, контейнер приезжает на территорию интермодального (использующего различные виды транспорта) терминала по железной дороге, а покинуть ее он должен на автотранспорте. Когда контейнер попадает на терминал, автоматически происходит не только считывание и распознавание его кода, но и его высококачественная фотосъемка. Она необходима на случай последующей проверки на наличие повреждений. Внутри специализированного программного обеспечения автоматически создается команда, разрешающая или запрещающая данному контейнеру покинуть терминал на автотранспорте.

Если было получено разрешение, контейнер с помощью подъемной погрузочной техники направляется к выходным воротам терминала, где груз и водитель идентифицируются. Код контейнера и пластина с лицензией идентифицируются с помощью оптического распознавателя, водитель грузовика — с использованием RFID-карты. Полученные данные сравниваются в системе с наряд-заказом и, если все в порядке, активируется разрешение на выезд. Фотография контейнера, сделанная при его въезде на территорию терминала, хранится в базе данных и может быть использована при возникновении страховых случаев, связанных с повреждением грузов.

Грузовик, водитель и груз получают разрешение покинуть терминал и следовать к месту своего назначения. В течение всего процесса для подтверждения каждого шага выполнения наряда-заказа и движения груза система управления воротами обменивается информацией с системой управления терминалом или другими системами управления. Вмешательство человека здесь не требуется.

Зачастую с целью полной автоматизации терминала система управления воротами и система управления терминалом работают совместно. Никогда одна система не будет делать работу, предназначенную для другой, однако есть ряд процессов и функций, которые гипотетически могут выполнять обе системы. Когда решается вопрос о внедрении новой системы, важно уже на стадии планирования четко определить задачи, которые она должна решать, а также оценить предполагаемые выгоды, которые планируется получить в результате внедрения. Каждой системе назначаются задачи, которые она может решить лучше, чем какая-либо другая. Несмотря на то, что система управления терминалом и система электронных ворот имеют большой спектр характеристик, сфокусироваться необходимо на том, какие задачи управления и как они могут решить. Для управления грузопотоком идеальным решением будет система электронных ворот, позволяющая проводить идентификацию транспортного средства по номерным знакам (License Plate Recognition, LPR), определять номера контейнеров, используя оптическое распознавание символов (optical character recognizing, OCR) и осуществлять проверку на повреждения. Если же на систему управления терминалом возлагаются не предназначенные для нее задачи, то производительность терминала может только снизиться. В результате планируемый возврат инвестиций будет несущественным.

Для полной автоматизации всех бизнес-процессов требуется интегрировать систему управления электронными воротами не только с системой управления терминалом, но и с транспортными и прочими системами управления. Тогда удастся не только достичь большей отдачи от системы управления электронными воротами, но и получить полную актуальную информацию обо всех логистических процессах.

Преимущества

Благодаря тому, что улучшается управляемость автоматической проверки транспортных потоков, пропускная способность возрастает, а отслеживание автомобилей, контейнеров и грузов происходит в режиме реального времени. В результате сокращаются операционные и минимизируются накладные расходы, повышается безопасность. Поскольку все фотографии транспортных средств и контейнеров, въезжающих на территорию, хранятся в базе данных и записанная информация может быть оперативно получена через Internet, упрощается обработка претензий о повреждении грузов. И наконец, обеспечивается объединение интермодальных терминалов в эффективную терминальную операционную систему.

Помимо уже перечисленных, у системы имеется еще ряд важных функций: управление воротами, дверями и шлагбаумами с любого сетевого рабочего места, управление дорожными индикаторными табло и дорожным освещением, определение кодов Международной морской организации (IMO) и многое другое.

Но самое главное: система электронных ворот позволяет полностью автоматизировать управление транспортом и производить необходимый анализ транспортных потоков.

Технологии

Система электронных ворот работает с базой данных и пользовательскими приложениями, которые хранят и используют данные (например, коды контейнеров, номера лицензионных плат, RFID-номера, биометрическую информацию) и являются единственной точкой стыковки со множеством внешних систем, таких как система управления терминалом, таможенная система и пр. Пользовательское приложение должно быть достаточно гибким, давая возможность легко добавлять или удалять различные технологии сбора данных: RFID, систему контроля повреждений, систему оптического распознавания и др. В этом случае мы получим полностью масштабируемую систему с продолжительным сроком эксплуатации. Эту систему можно будет при необходимости расширить и модифицировать в соответствии с потребностями бизнеса.

Изменения в вопросах безопасности, бизнес-процессах и др. — обыкновенное явление для современной логистической компании. Она должна быть уверена в том, что выбранные ею системы способны согласованно работать и обмениваться между собой информацией.

Желательно, чтобы все программное обеспечение, осуществляющее оперативное управление терминалом, поставлялось одной компанией (интегратором). Это позволит избежать некачественного выполнения проекта и увеличения его цены. Технологии и программные продукты будут состыкованы без проблем и слаженно работать вместе. Конечный пользователь не попадет в ситуацию, когда могут быть сорваны сроки поставки или неудачная интеграция усложнит процесс поиска ответственной стороны. Если все программное обеспечение поставляется из одних рук, то локализация и настройка системы обычно проходят без нареканий.

Проект внедрения

При выборе системы электронных ворот важно понимать, что не столько цена проекта имеет значение, сколько сроки его окупаемости. Например, проект стоимостью 2 млн. евро со сроком окупаемости шесть месяцев, безусловно, предпочтительнее, чем проект стоимостью 2 тыс. евро и десятилетним сроком окупаемости.

Для большинства проектов по внедрению системы управления с помощью электронных ворот срок окупаемости не превышает восьми месяцев. Стоимость проекта зависит от множества факторов. Основные из них: функциональность, количество проездов, которыми управляют электронные шлюзы, количество и типы систем, с которыми необходимо произвести интеграцию.

Рима Трапулёните — руководитель отдела маркетинга компании Autepra; rima@autepra.lt
Томас Гирджявичюс — директор компании Autepra;
tomasg@autepra.lt