БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ

Оперативнее, чем BI

Европейские компании все большее внимание обращают на системы обработки сложных событий (Complex Event Processing, CEP), как показало исследование Vanson Bourne. Эта технология направлена на проведение аналитики в режиме реального времени и особенно быстро завоевывает популярность во Франции, Швеции и Германии. Британские же компании проявляют консервативность — 70% из них заявляют об отсутствии интереса к оперативному анализу данных. Для анализа важной рыночной информации они полагаются на привычную ретроспективную бизнес-аналитику. Ориентация на традиционную бизнес-аналитику означает, что бизнес недостаточно быстро реагирует на внешние воздействия. В лучшем случае появившиеся возможности будут реализованы лишь после обработки данных средствами BI, а в худшем — потеряны из-за действий более гибких конкурентов. Бизнес-аналитика более полезна как способ ответа на вопросы «что произошло с компанией за определенное время?» и «почему это произошло?». Ее использование должно не заменять решения CEP, а дополнять их.

Осведомленность побуждает к действию

Лишь для 34% ИТ-руководителей экономичность оборудования имеет существенное значение при принятии решения о его покупке. Как правило, ИТ-менеджеры заученно рапортуют, что заботятся об эффективном использовании электроэнергии, и целых 94% говорят, что принимают меры по энергосбережению. Опрос, проведенный CDW, показал, что лишь треть задумывается об этом при покупке нового оборудования. Полученные результаты демонстрируют, что данный фактор, зачастую заявляемый производителями в качестве конкурентного преимущества, на самом деле не имеет серьезного значения. Наоборот, многие критически настроенные эксперты указывают, что мало кто из ИТ-директоров видит счета за потребленное электричество. Как показывает практика, их осведомленность относительно энергопотребления заставляет уделять больше внимания данной проблеме.

Запретный плод Instant Messaging

Многим организациям использование средств мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM) может принести реальную пользу, однако подавляющее большинство избегает их. Опрос, проведенный ProcessOne, показал, что программы категории IM запрещены в 72% компаний. Между тем независимое исследование компании Vanson Bourne свидетельствует, что в 74% компаний они могли бы быть весьма полезны для повышения качества совместной работы. В IDC идут еще дальше, полагая, что к 2010 году IM заменят электронную почту и превратятся в предпочитаемый способ бизнес-коммуникаций. В то время как IM позиционируется как удобное и ненавязчивое средство общения в режиме реального времени, не зависящее от местоположения и окружения, компании больше озабочены вопросами их безопасности. Основная часть проблемы заключается в проникновении публичных приложений в корпоративную структуру — этого не желают 88% ИТ-директоров. Они уверены, что тогда появится верный путь для утечки ценной бизнес-информации.

Web 2.0 «взрослеют» в глазах ИТ

ИТ-департаменты начинают проявлять инициативу при внедрении средств Web 2.0. До сих пор эти технологии появлялись в корпоративном ИТ-ландшафте под давлением бизнес-сотрудников, отказывавшихся от неудобного им корпоративного ПО и предпочитавших пользовательские технологии. Более того, 63% ИТ-сотрудников — участников опроса, проведенного Forrester, признают, что внедренные решения имели умеренное или даже значительное влияние на бизнес компании. Таким образом, ИТ-департаменты превращаются из ярых противников Web 2.0 в сторонников. Противодействие, как считают аналитики, было вызвано не технологическими причинами, а исключительно дурной репутацией. Например, словосочетание «социальные сети» ассоциировалось исключительно с ресурсами MySpace или Facebook, а термин «Вики» — с Wikipedia. Это обеспечило устойчивую репутацию Web 2.0 как «детских» технологий, никак не подходящих для бизнеса. Радикальное же изменение мировоззрения произошло после того, как ИТ-сотрудники сами стали их активными пользователями.

УПРАВЛЕНИЕ

«Айтишники» — тоже люди

Очевидно, что сотрудники не уходят из компании беспричинно, решению сменить работу обычно предшествует период накопления недовольства. Выявление проблемы, которая проявляется в снижении мотивации, позволит работодателю разработать эффективные превентивные меры и систему мотивации для разных категорий сотрудников с учетом их должности, возраста, желаний и карьерных планов. По данным исследования Kelly Services, главными демотивирующими факторами для российских ИТ-сотрудников являются низкая оценка результатов работы (24%), неэтичное поведение коллег или руководителя (20%) и однотипность выполняемых функций (12%). Что касается специалистов сферы ИТ, то здесь практически повторяются общие показатели, однако интересно отметить, что такие факторы, как условия труда и отказ в пересмотре заработной платы, оказываются более важными, чем для других респондентов. Факторы же, связанные с поведением коллег и руководителя, а также однотипностью функций, являются менее важными. Из причин, побуждающих к смене работы, наиболее значимыми являются отсутствие перспектив карьерного роста и неудовлетворенность уровнем дохода. Кроме того, очевидно стремление к решению интересных задач и выполнению адекватной амбициям сотрудника работы.

Следующий вопрос, который фигурировал в исследовании, — «Какое предложение вашего работодателя может удержать вас в компании, если вы собираетесь уходить?» Выяснилось, что специалистов сферы ИТ можно удержать, предложив им вертикальное продвижение — то есть повышение в должности и заработной плате (30%), увеличение заработной платы без изменения должности (16%), а также возможность обучения за счет работодателя (15%). Как ни странно, для ИТ-специалистов повышение заработной платы как способ удержания в компании оказалось важнее, чем в среднем по областям деятельности. До сих пор многие исследователи считали, что у ИТ-сотрудников интерес к решаемым задачам превалирует над финансовыми факторами.

ИТ-бюджеты

Экономят, но тратят больше

Торговые компании развивающихся стран осуществляют весьма значительные инвестиции в ИТ.

Расходы торговых компаний Индии, Китая и России на программное обеспечение в 2008 году превысит 1,57 млрд. долл., что на 45% выше показателя прошлого года. Если же говорить об ИТ-бюджетах в целом, то, по прогнозам AMR Research, с 2007 по 2010 год они вырастут на 25%. Во многом серьезным расширением рынок обязан громадному росту складских комплексов, продолжающемуся последние несколько лет. На обеспечение их деятельности, отвечающей мировым стандартам, тратятся немалые деньги. Кроме того, рынок развивающихся стран становится привлекательным для все большего числа международных компаний, что также сопровождается существенными инвестициями. Главными приоритетами становятся не только организация инфраструктуры для ведения бизнеса, но и понимание тенденций спроса в данной стране, а также взаимоувязка сложившейся в компании бизнес-практики с местными реалиями. Кроме того, компании продолжают сокращать свои ИТ-издержки с помощью перехода на более выгодные модели приобретения ПО и услуг. По прогнозам AMR, в ближайшие три года использование торговыми компаниями модели ПО как услуга (SaaS) вырастет более чем в полтора раза. Еще более впечатляющим должен стать рывок решений с открытым кодом — аналитики предсказывают здесь двукратный рост.

РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Фокус BI изменяется

Мировой рынок средств бизнес-аналитики и систем управления эффективностью предприятия в 2008 году достигнет 57,1 млрд. долл. Помимо существенного роста, аналитики AMR Research отмечают значительные изменения в направлении инвестиций. В нынешнем году компании в большой степени ориентированы на приобретение BI-инструментария и инфраструктурных решений, в то время как в 2007 году основное внимание было сфокусировано на информационных приложениях, таких как панели руководителя и системы планирования. Кроме того, отмечен существенный всплеск интереса к консалтингу, представляющему собой комбинацию аутсорсинговых и интеграционных услуг. Сегмент консультирования может составить около 37% общего объема рынка. Как подчеркивают аналитики, в прошлом году организации предпочитали нанимать необходимых специалистов.

Резервное копирование превращается в услугу

Проблемы крупных компаний, связанные с управлением корпоративными данными, для которых характерен взрывной рост, определяют их интерес к услугам резервного копирования, предоставляемым по модели SaaS. Согласно прогнозам IDC, рынок таких услуг, составивший в 2007 году 235 млн. долл., к 2011 году увеличится до 715 млн. долл. Важным условием роста должны стать маркетинговые усилия со стороны вендоров. Как минимум, корпоративных пользователей надо убедить, что удаленные системы хранения не уступают традиционным физическим по таким показателям, как безопасность и производительность. Не менее важно показать, что предлагаемые решения способны занять свое место в системах восстановления после катастроф, разрабатываемых компаниями. Всколыхнуть рынок способен и выход на него крупных респектабельных вендоров, что неизбежно приведет к падению цен на услуги. Как полагают в IDC, уже в ближайшее время значительная часть частных пользователей и компаний SMB-сектора перейдет на системы онлайн-резервирования данных. Дальнейшее снижение цен способно привлечь и более крупных заказчиков.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Риски связывают с ИТ

Главными источниками ИТ-рисков признаны большой объем изменений, возрастающая сложность систем, а также бреши в системах безопасности. По данным исследования, проведенного аналитическим агентством Economist Intelligence Unit, в 25% компаний более половины вынужденных простоев обусловлено изменениями. За последние три года постоянные изменения и возрастающая сложность ИТ стали основными источниками повышения ИТ-рисков. Это привело к тому, что все больше компаний начинают связывать корпоративные риски с ИТ: 75% респондентов отметили, что управление корпоративными рисками в их организациях тесно связано с управлением ИТ-рисками. Для многих компаний жизненно необходима предсказуемость их деятельности. Принимая во внимание тесную связь ИТ- и бизнес-рисков, аналитики приходят к заключению, что недостаточная предсказуемость ИТ равносильна недостаточной предсказуемости бизнеса. Компании, которым удастся успешно справиться с этими проблемами, будут иметь явное преимущество перед конкурентами.

Европа не безгрешна

Как выяснилось, терпимое отношение к пиратству не является уникальной особенностью развивающихся стран. Подавляющее большинство европейских компаний тоже готовы использовать нелицензированное ПО, чтобы снизить издержки. Согласно данным Федерации по борьбе с кражами ПО (Federation Against Software Theft, FAST), 79% анонимно опрошенных организаций признались, что не прочь избежать приобретения лицензий. При этом 80% заявили, что обзавестись нелегальным ПО «очень легко». Например, 32% могут скачать его из Internet. Эксперты FAST обеспокоены складывающейся тенденцией, то есть тем, что компании с целью экономии без особых угрызений совести способны пойти на преступление, наказанием за которое является лишение свободы и штраф неограниченного размера. Скорее всего, дело в том, что компании не ощущают неотвратимости наказания. Как полагают многие, предпринимаемые меры по борьбе с пиратством недостаточно эффективны.

Злопамятные сисадмины

Увольняя ИТ-сотрудников, компаниям следует быть крайне осторожными: большинство ИТ-специалистов в случае увольнения готовы мстить. Согласно исследованию, проведенному Cyber-Ark Software, 88% сотрудников вполне допускают в случае увольнения использовать свои знания об ИТ конкретной компании в своих личных целях. В первую очередь речь идет о присвоении корпоративной информации. Например, в силу специфики своей работы ИТ-специалист вполне может иметь доступ к паролям пользователей. После увольнения это даст бывшему сотруднику доступ к массе информации, представляющей коммерческую ценность. Лишь 12% считают себя абсолютно добропорядочными и планируют покинуть место работы «с пустыми руками». Более того, треть опрошенных признает, что уже сейчас использует привилегированные права для просмотра конфиденциальной информации: сведений о сотрудниках и их зарплате, чужой электронной почты и планов о рыночной активности компании.