Информацию крадут

Основной причиной утечки конфиденциальной информации становятся кражи и потеря ноутбуков. По результатам исследования, проведенного PGP Corporation, 36% подобных инцидентов произошли в результате утраты ноутбуков и других мобильных устройств. Интересно, что на втором месте стоит такая причина, как кража бумажных документов. Третьим в списке идет недобросовестное поведение сотрудников компании, поставляющей аутсорсинговые услуги, а хакерские атаки заняли лишь четвертое место (9% случаев). Ответственность за инциденты чаще всего возлагается на ИТ-отдел — это происходит в 62% случаев. Однако иногда ответственность разделяется между подразделениями: в 55% инцидентов были признаны виновными бизнес-пользователи.

SaaS выходит за пределы SMB

Применение модели «ПО как услуга» (SaaS) в крупных компаниях за 2007 год выросло на треть. Доля использующих такие решения предприятий достигла 16%, и аналитики Forrester расценивают это как очень хороший показатель. Дело в том, что цена, являющаяся одним из главных преимуществ приложений SaaS, для крупных компаний не слишком важна. Именно из-за ценовой привлекательности модель SaaS всегда считалась ориентированной на сегмент SMB. С другой стороны, для крупных компаний чрезвычайно важны вопросы безопасности и функциональности, а именно по этим показателям решения SaaS чаще всего вызывали нарекания. Таким образом, можно предполагать, что по двум последним критериям вендорам удалось сделать определенные шаги вперед. Более того, интерес к аренде приложений (правда, не всегда переходящих в практическую фазу) отмечен почти в половине компаний. По-прежнему имеются проблемы, связанные с кастомизацией приложений и их интеграцией с существующими ИТ-системами. Наиболее часто SaaS используются в области CRM и HR, а также для обеспечения совместной работы. Самыми же непопулярными решениями остаются ERP и управление цепочками поставок.

Вынужденный риск

ИТ-руководители обеспокоены растущими рисками для безопасности, исходящими со стороны удаленных сотрудников. Тем не менее они вынуждены открывать доступ к корпоративной сети все большему числу людей, в том числе и не входящим в штат компании. Практически все опрошенные ИТ-директора согласны с утверждением, что при удаленной работе риск непреднамеренного или умышленного обнародования конфиденциальной информации значительно повышается. Вообще говоря, этот факт очевиден, равно как и то, что «группу риска» составляют партнеры компании, клиенты и временные сотрудники. Однако расширение круга лиц, имеющих доступ к корпоративным данным, становится неизбежным и происходит весьма быстро. По данным AEP Networks, 94% компаний разрешили или планируют разрешить удаленный доступ к своим сетям. При этом большое число организаций открывают свои данные не только штатным сотрудникам, но и персоналу поставщиков, аутсорсинговым работникам и клиентам. Во многом именно с этим связан рост той части ИТ-бюджетов, которая имеет отношение к безопасности. 48% компаний планируют инвестиции в обеспечение безопасного удаленного доступа, 41% — в средства контроля управления доступом, а 35% — в средства шифрования.

Реакция на спрос

Использование средств бизнес-аналитики в торговых компаниях расширяется. По данным исследования Aberdeen Group, около 70% из них уже внедрили инструменты BI, причем продолжают активно развивать их, а еще 26% в ближайшее время планируют приобрести такие решения. Что характерно, в Aberdeen определяют BI не как отдельные системы, а как «возможность доступа к ценной для бизнеса информации». Таким образом, у компании может быть несколько источников данных, а извлекаемая информация может влиять на многие бизнес-процессы и решения. Главной причиной, побудившей внедрить бизнес-аналитику, компании называют возможность быстрой реакции на изменения в спросе. Не менее важно и действовать на упреждение, предсказывая изменения в спросе. Но такие действия сложнее и рискованней, поэтому их поддерживают лишь 38%. Еще столько же разрабатывают программы повышения лояльности и удержания клиентов, поскольку обеспечить их лояльность крайне важно для успеха компании.

Компании хотят связи без брака

Менеджеры компаний, отвечающие за средства корпоративных коммуникаций, выражают неудовлетворенность качеством связи, предоставляемой провайдерами. Как подчеркивают эксперты Communications Management Association, унифицированные коммуникации и беспроводная связь теперь играют критически важную роль в деятельности компаний. Это накладывает достаточно жесткие требования на качество получаемых услуг. Что касается мобильной связи, то уровень удовлетворенности ею несколько повысился по сравнению с 2006 годом, и это внушает определенный оптимизм. 90% компаний планируют увеличить расходы на IP-связь. Главными бизнес-целями при этом, как правило, становились поддержка роста, совершенствование бизнес-процессов, привлечение и удержание клиентов и снижение общих издержек. Однако следует отметить, что данные для исследования собирались в августе 2007 года, когда еще ничего не было известно об ухудшении экономической ситуации и сокращении ИТ-бюджетов.