В каких случаях внедрение ИТ в транспортном предприятии можно рассматривать как инновационный проект, направленный на получение реальных конкурентных преимуществ? Какие преимущества над конкурентами получили предприятия, реализовавшие подобные проекты? Эк

Александр Тимофеев, руководитель лаборатории навигационных, информационных и управляющих систем ИТМиВТ им. С.А. Лебедева:

Внедрение ИТ на транспортных предприятиях можно рассматривать как результативные инновационные проекты только в том случае, если информация, получаемая в результате их работы, используется при реализации бизнес-процессов на предприятии и если культура производства адекватна этой информации. Бессмысленно, например, определять параметры движения транспорта и измерять уровень топлива в баках с высокой точностью, если отсутствует обоснованная методика интерпретации этих данных вплоть до мотивационной схемы персонала. Критерием можно считать ответы на два вопроса: зачем нам это надо и сколько это будет стоить?

Конкурентные преимущества в этом случае будут формироваться сразу по нескольким направлениям: снижение издержек за счет уменьшения хищения топлива и груза, снижение доли холостых и неоптимальных пробегов, сокращение офисного персонала; появление новых объективных факторов для мотивации персонала; улучшение качества транспортного процесса; создание новых услуг для клиентов предприятия (например по отслеживанию перевозок); повышение безопасности на транспорте. Самый острый для транспортных предприятий вопрос — топливо. Расходы по этой статье удается сократить иногда на 20—30%. Пожалуй, это самое весомое из конкурентных преимуществ.

Семен Бакулин, начальник отдела ИТ компании «Волгонефтегазстрой»:

Наша компания является генеральным подрядчиком при строительстве, реконструкции и ремонте объектов предприятия «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».

Внедрение ИТ позволяет не только автоматизировать труд сотрудников, но и вести управленческий учет и получать данные об экономической эффективности каждой единицы транспорта.

Внедренное у нас решение «1C-Papyc: Автохозяйство» позволяет учитывать нормативный и фактический расход горючего, пробег автотранспорта, количество перевезенных грузов, объем транспортных услуг. Формируются необходимые первичные документы, осуществляется складской учет номерных агрегатов, запасных частей для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Соответствующие отчеты готовятся в системе ежедневно на основе информации из путевых листов.

В компании внедрена система спутниковой навигации. Ее установка на некоторых автомобилях позволила отслеживать маршрут движения, контролировать доставку грузов, пройденное расстояние и простои.

Вопрос о полученных преимуществах над конкурентами не ставился и не рассматривался — система внедрена исключительно для оперативного учета.

Олег Зименков, генеральный директор компании «Транс-ИТ», входящей в группу компаний «Оптима»:

Реальными конкурентными преимуществами транспортных предприятий являются безопасность пассажиров или грузов, своевременность доставки до места назначения, надежность функционирования, низкие тарифы, полнота сопутствующих услуг. Если внедрение ИТ-проекта позволило существенно улучшить эти показатели, то проект можно считать инновационным.

Вспомним проект создания комплекса систем автоматики, сигнализации, связи и безопасности метрополитена Казани, реализованный нашей компанией. Комплекс состоит из 28 взаимосвязанных систем, построенных на современных технологиях. В результате создания комплекса площади для размещения аппаратуры сократились в три-четыре раза, количество кабельных линий удалось сократить в 2—2,5 раза, сократились сроки монтажных и пуско-наладочных работ, энергопотребление сократилось на 50%. Встроенные системы диагностики резко повысили удобство обслуживания и ремонта, сократили время выявления поврежденных элементов и их замены. Обслуживающий персонал сократился на треть. Что немаловажно, использованная в проекте современная техника обеспечивает привлекательность работы в метрополитене молодых перспективных специалистов. Кроме того, комплекс полностью удовлетворяет всем современным требованиям по антитеррористической защищенности.

Алексей Кучин, руководитель по развитию практики Oracle департамента продаж компании «Корус Консалтинг»:

Именно внедрение ИТ для управления перевозками, основного бизнеса экспедиторов и операторов, является приоритетом для большинства транспортных компаний, так как именно этот аспект позволяет получить ощутимые результаты от инвестиций в ИТ. Системы для управления перевозками, а также инструменты управления транспортным документооборотом предоставляют транспортным компаниям существенные выгоды, например, позволяют эффективно планировать маршруты и ресурсы для перевозок, контролировать исполнение своих обязательств перед заказчиками, вести мониторинг заявок и статуса грузов, обеспечивают прозрачность и достоверность информации для управления себестоимостью услуг и расчетов с клиентами.

В частности, один из операторов, специализирующихся на железнодорожных перевозках, с помощью подобных систем решил задачу предоставления услуг обмена документами и отслеживания перевозок. Эти услуги являются важным фактором для успешной конкуренции на рынке.

Александр Бургардт, руководитель аналитического центра корпорации «Галактика»:

Один из ключевых факторов победы в конкурентной борьбе — более низкая себестоимость продукции. Но интересный факт: в среднем доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15—30% (в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель составляет 7—8%). Как правило, корни такой высокой себестоимости транспортных услуг кроются в отсутствии инструментов для планирования, учета и контроля использования транспортных средств. Прибавим к этому нецелевое использование транспортных средств, топлива и ГСМ. Применение ERP-системы в сочетании со специализированным программным обеспечением позволяет эти задачи решить.

Для примера приведу крупное предприятие, чья сфера деятельности связана с деревообработкой. На предприятии остро стояла задача рационального расчета ГСМ. Для ее решения был выбран следующий путь: на каждое транспортное средство были установлены датчики, позволяющие отслеживать скорость автомобиля, маршрут, по которому он движется, расход бензина. Через систему спутниковой навигации все данные автоматически поступали в модуль управления транспортом системы «Галактика ERP», что позволяло точно рассчитывать фактический пробег каждого автомобиля, а, значит, расход ГСМ и топлива, износ шин; формировать график планово-предупредительных ремонтов; обоснованно начислять заработную плату водителям. В результате была достигнута экономия ГСМ на 15—35% в зависимости от вида транспортного средства.

ERP-система способна отследить все пробеги и наработки по каждой машине, заблаговременно планировать закупку нужных запчастей, учитывать целевое использование материалов, позволяя значительно снизить неликвидные запасы на складах и в кладовках и, таким образом, высвободить значительные финансовые средства.

Алексей Петров, ведущий консультант компании «Консультационная группа АТК»:

Сегодня по-настоящему инновационными, по нашему убеждению, являются лишь проекты, выходящие за рамки внедрения и использования традиционных ERP-систем. Для достижения реальных конкурентных преимуществ компаниям необходимо брать на вооружение широкий спектр передовых продуктов и технологий, объединяя их в единую высокотехнологичную инфраструктуру. Особенно перспективным представляется внедрение систем, решающих специфические задачи, выходящие за пределы возможностей классических ERP (управление автопарком, его обслуживанием, ремонтами, планирование загрузки транспортных средств и размещения грузов, оптимизация маршрутов в реальном масштабе времени, спутниковая навигация и мониторинг подвижного состава, отслеживание грузов в пути, автоматическая фотосъемка транспорта на складах), а также систем Web-доступа к персонифицированным защищенным разделам сайта для компаний-клиентов, внутреннего и внешнего электронного документооборота и интеграция соответствующих систем с системой управления складом.

Нетрудно предположить, что уже скоро под давлением рынка многие инновации станут отраслевым стандартом де-факто. Это означает, что компании, которые смогли применить такие решения уже сейчас, получат серьезные конкурентные преимущества не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах.

Антон Шматалюк, директор по развитию бизнеса компании IDS Scheer в России и странах СНГ:

Внедрение ИТ на транспортных предприятиях приносит реальные конкурентные преимущества, когда, во-первых, эти конкурентные преимущества востребованы и могут быть оценены руководством предприятия и, во-вторых, сотрудники и руководители действительно видят ограничения текущей системы управления. Иными словами, потребность во внедрении должна быть обоснованной с точки зрения бизнеса. Кроме того, должна появиться и внутренняя готовность сотрудников к изменениям. В качестве успешных проектов в этой области можно назвать внедрение систем автоматизированного планирования перевозок в компаниях DB Reise&Touristik (одно из подразделений Deutsche Bahn), Deutsche Lufthansa (в области управления обслуживанием воздушных судов), Danzas (одна из крупнейших транспортных компаний Европы) и ряд других.

Одно из основных получаемых преимуществ — повышение точности прогнозирования и планирования, оно улучшает такие показатели, как время грузоперевозок, их себестоимость и гибкость всей системы.

Елена Мжельская, руководитель направления консалтинга российского представительства компании FTS Maconomy:

Для получения реальных преимуществ от внедрения ИТ в транспортных предприятиях необходимо выполнение нескольких условий: четкое понимание требований бизнеса и предполагаемых преимуществ нового ИТ-решения; ясные критерии оценки соответствия возможностей внедряемого ИТ-решения поставленным требованиям; полная поддержка проекта высшим руководством компании.

В качестве удачного примера можно назвать компанию Discordia, международного перевозчика грузов, работающего в Восточной Европе, странах СНГ и Балтии. В этой компании было внедрено интегрированное решение по автоматизации основных бизнес-процессов (обработка заказов, управление перевозками, управление финансами). В результате заметно сократились время и ошибки при обработке заказов, возросли скорость и качество обслуживания клиентов, увеличилась производительность труда сотрудников. Все это позволило расширить географический охват деятельности компании без значительного наращивания штата.

Игорь Никулин, директор департамента ИТ компании «Крок»:

Наиболее инновационным среди известных нам проектов в транспортной отрасли можно назвать создание корпоративной информационной системы управления для Федерального дорожного агентства. Предстояло создать единый стандарт информатизации, которого раньше в дорожной отрасли не существовало. Проект имел внушительный территориальный охват от Санкт-Петербурга до Магадана (а это 37 объектов): базовый сегмент распределенной сети агентства, 10 федеральных управлений автомобильных дорог, 22 управления автомагистралей и четыре дирекции по дорожному строительству. В ходе проекта были построены вычислительные, телекоммуникационные и инженерные инфраструктуры, разработано и внедрено прикладное программное обеспечение. На данный момент наши специалисты работают над новым проектом по созданию автоматизированной системы управления, которая позволит охватить полный спектр управленческих и производственно-технологических процессов Росавтодора.

Дмитрий Шутченко, заместитель генерального директора компании IntelLex:

Примером внедрения ИТ на предприятии, непосредственно связанным с железнодорожным транспортом, приведшим к реальным конкурентным преимуществам, является внедрение интегрированной системы управления железнодорожными перевозками (ИС УЖДП) на Петербуржском нефтяном терминале. Целью внедрения было формирование транспортных электронных документов на основе данных об отгрузках, получаемых напрямую из системы ЭТРАН. Ожидалось, что внедрение ИС УЖДП позволит оптимизировать оформление перевозочных документов, сократить потери терминала из-за принятия ошибочных решений, снизить риски штрафных санкций за простой вагонов.

Ранджит Сингх, ведущий эксперт по транспортной логистике компании i2 СНГ:

Использование лучших SCM-решений позволяет транспортным предприятиям без больших усилий устанавливать системы управления транспортом, гибко настраивать их пользовательский интерфейс, использовать необходимое количество модулей системы и их функциональных возможностей. Такой подход позволил предприятиям международного масштаба, таким как LG Electronics, не только снизить транспортные издержки, но и быстро и оптимально решать бизнес-задачи по мере их возникновения.

Артем Пастушков, коммерческий директор компании PBA Consult:

Примером предприятия, где проект внедрения ИТ можно смело назвать инновационным, служит Сервисная транспортная компания (г. Нягань). Благодаря счастливому стечению обстоятельств здесь последовательно и успешно были внедрены контуры логистики, финансовый, производственный, управление ремонтами, управление кадрами и расчет заработной платы. Основное конкурентное преимущество состоит в том, что предприятие работает в едином информационном пространстве, где четко контролируются и по возможности планируются все связи производственного процесса, начиная от закупки бензина и времени выхода экипажей на линию до анализа ситуации на предприятии в целом.

Андрей Черемных, генеральный управляющий компании SITA в России и странах СНГ:

Перечислю лишь несколько клиентов, которые успешно внедряют самые современные технологии. Использование технологий RFID в одном из крупнейших аэропортов мира — Международном аэропорту Гонконга (HKIA) позволяет экономить до 85 млн. долл. в год. RFID-метки используются в системах обработки и отслеживания багажа. Метки ускоряют идентификацию и розыск багажа. Опыт их использования есть также в московском аэропорту «Домодедово».

Air France стала первой авиакомпанией в мире, предложившей своим пассажирам услугу мобильной связи во время перелета на международных рейсах. Благодаря системе OnAir пассажиры смогут отправлять и принимать сообщения SMS и MMS и электронную почту, используя сотовые телефоны, имеющие доступ к Internet, оставаясь на связи во время путешествия.

Авиакомпания British Airways сможет значительно быстрее своих конкурентов разрабатывать и предлагать более привлекательные тарифы с помощью решения SITA Airfare Insight, которое анализирует, фильтрирует и отображает значительные, с точки зрения заказчика, изменения тарифов на рынке. Благодаря внедрению новой программы компания планирует сэкономить 3 млн. долл. и рассчитывает на значительное увеличение числа посещений своего сайта.