Прежде всего нужно понять, что происходит и почему. Возможно, причина в том, что ИТ-руководство или бизнес-аналитики недооценили или проглядели какую-то потребность бизнеса в автоматизации или отложили соответствующие ИТ-проекты на отдаленную перспективу. В результате бизнес-руководители, не дождавшись вашей помощи, принялись реализовывать ИТ-проекты самостоятельно, силами своих сотрудников и «своих» ИТ-подрядчиков. Еще одна возможная причина — обособленность отдельных бизнес-структур и их оторванность от автоматизации предприятия в целом. Третья серьезная причина, часто встречающаяся в компаниях высоких технологий, — слишком большое количество сотрудников (особенно менеджеров), имеющих глубокие познания в области компьютеров и автоматизации. Их амбиции в сочетании с пренебрежением к принятым в компании регламентам, касающимся ИТ, могут стать благодатной почвой для запуска «местечковых» ИТ-проектов.

Эти проекты нередко становятся импульсом к созданию альтернативных ИТ-служб в бизнес-подразделениях. В результате складывается неприятная ситуация: наряду с «законным» ИТ-подразделением на предприятии появляется несколько «теневых» ИТ-структур, подчиняющихся только своим покровителям (как правило, руководителям бизнес-подразделений).

Подобная ситуация опасна во многих отношениях. Во-первых, ИТ-руководство не может ни гарантировать, ни контролировать качество услуг, предоставляемых «теневиками». Если качество оставляет желать лучшего, то негативный эффект от работы «теневиков» вполне может перекинуться на «законных» ИТ-специалистов. Во-вторых, деятельность «теневиков» создает угрозу информационной безопасности предприятия. Их работа может привести к сбоям в основной информационной системе, которая управляется ИТ-службой. О возможных утечках данных и говорить не приходится.

Субъективная опасность состоит в том, что существование альтернативных ИТ-служб ставит под сомнение компетентность ИТ-директора как руководителя. Топ-менеджеры вполне могут спросить его: «Кто в доме хозяин — вы или?..» Четкого ответа, скорее всего, не последует.

Для выхода из этой ситуации можно использовать две основные стратегии. Первая: пресечь деятельность «теневых» ИТ-служб, заручившись поддержкой владельцев предприятия и самых влиятельных топ-менеджеров. Вторая: взять «теневые» ИТ-структуры под свой контроль, навязав им исполнение общих правил и стандартов в области ИТ, а затем встроить их в состав «законного» ИТ-подразделения. В эпоху дефицита квалифицированных ИТ-специалистов, хорошо знающих бизнес, этот вариант выглядит предпочтительнее, поскольку «теневые» структуры вполне могут послужить источником новых кадров и свежих идей.

В недалеком будущем может появиться еще одна опасность: с расширением возможностей SaaS-приложений и практики их использования бизнес-подразделения смогут самостоятельно оформлять «подписку» на бизнес-приложения, не обращаясь за помощью к ИТ-службе. Полагаю, что с этим явлением тоже можно будет побороться. Главным оружием в этой борьбе станет доверие бизнеса к ИТ-службе, ее специалистам и руководству — если вам будут доверять, то вряд ли станут принимать решения о переходе на новые бизнес-приложения, не посоветовавшись с вами.