В России 2007 год объявлен годом информатизации здравоохранения

C начала 2006 года в Российской Федерации начал реализовываться национальный проект «Здоровье», призванный усовершенствовать и модернизировать сферу здравоохранения. Планируется, что этот проект, возведенный в ранг приоритетного, будет способствовать существенному изменению уровня медицинского обслуживания граждан, в том числе и благодаря широкому использованию последних достижений высоких технологий.

Решающую роль в снижении стоимости медицинского обслуживания при сохранении его качества и повышении эффективности должны играть информационные технологии, создание единой информационной системы (ЕИС) здравоохранения. Национальный проект предусматривает разработку концепции создания и развития ЕИС, ее нормативно-правового обеспечения, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также различные мероприятия по повышению эффективности внутри- и межведомственного взаимодействия.

Для решения этих задач предстоит разработать методологию анализа использования ИКТ, оценить информационные потоки, подготовить технико-экономическое обоснование, выработать регламенты, стандарты взаимодействия между системами различных ведомств и субъектов рынка. К сожалению, пока нет единой концепции построения ЕИС здравоохранения, все предложения касались только органов управления.

Регионы решают проблемы самостоятельно. Например, в Томске на этапе формирования единой нормативной базы в конце 2004 года были приняты стандарты взаимодействия участников системы, развитие которых привело к консолидации рынка программных решений и способствовало распространению нескольких лучших сертифицированных программ. Система стандартов охватила области медицинского обслуживания, имеющие наибольшую социальную значимость, а также те, в которых существуют высокие риски вольных или невольных нарушений. В числе таких областей — в первую очередь система льготного пенсионного обеспечения, а также система обмена реестрами выписанных рецептов и отпущенных лекарственных препаратов. Большое внимание было уделено государственной программе дополнительного лекарственного обеспечения, где была проведена сертификация разработчиков и выработаны требования к информационным системам.

Стимул для интеграции

Медицинское страхование — один из основных источников средств как российской, так и зарубежной медицины. В области обязательного медицинского страхования (ОМС) формирование стандартов началось в середине 90-х годов, но имеет территориальный характер. На федеральном уровне стандартизация тормозится из-за отсутствия единой нормативной базы. Приняты только стандарты информационного обмена при межтерриториальных расчетах за медицинскую помощь. Соответственно рынок приложений для ОМС крайне разнороден и имеет существенную региональную специфику. Появилось много уникальных, часто несовместимых между собой решений.

В настоящее время основные усилия направлены на разработку и введение стандартов взаимодействия медицинских информационных систем, развернутых в учреждениях здравоохранения на местах, и систем территориальных фондов ОМС, органов управления здравоохранением, страховых медицинских компаний. Это избавит медицинские учреждения от затрат, связанных с необходимостью внедрения и сопровождения нескольких частично дублирующих друг друга информационных систем, интеграция которых простыми средствами не всегда возможна.

Такие приоритеты объясняются тем, что в настоящее время информационные системы в лечебных учреждениях в основном используются службами, ответственными лишь за формирование разного рода отчетов (бухгалтерией, администрацией, отделами медицинской статистики), а также для автоматизации работы регистратур поликлиник, приемных отделений стационаров и взаимодействия с фондами ОМС.

Инструменты врачей

Разумеется, информатизация здравоохранения должна помочь и врачам в лечении больных. Необходимы базы медицинских данных и знаний для поддержки принятия решений как в диагностике, так и в лечении (практика, утвержденные методики лечения), электронные истории болезни, позволяющие избавиться врачу от рутинной работы.

Упрощенно жизненный цикл личных данных в медицинских системах может быть представлен следующим образом. Информация поступает в систему при первом обращении пациента в медицинское учреждение. На этом этапе происходит сбор и обработка сведений о пациенте, включая личную информацию, данные первичной диагностики, назначения лекарственных средств и процедур. В ходе второго этапа осуществляется обработка информации, перевод данных в стандартный электронный формат и занесение их в базу. Следующим этапом является хранение информации в базе данных. Медицинская система при этом может периодически обращаться к хранимой информации, например, с целью сбора статистических данных или медицинских прецедентов. При повторном обращении пациента в данное медучреждение информация в базе пополняется и корректируется. После истечения установленного срока хранения информация в системе утилизируется либо перекладывается в дальние архивы (консолидируется).

Предполагается, что при создании масштабных медицинских систем к информации, хранимой в базе данных, смогут обращаться и другие медицинские учреждения. Существенным препятствием этому является обеспечение конфиденциальности личной информации. До сих пор процесс обеспечения безопасности данных не регламентирован, и здесь нужны не только технические средства защиты, но и организационные.

Медицинские информационные системы, предлагаемые сегодня на рынке, охватывают самые разные направления деятельности медучреждений. Они осуществляют поддержку работы лабораторий, в том числе проводящих цитологические и гистологические исследования (это могут быть как отдельные информационные системы, так и модули МИС); проведение телемедицинских и радиологических исследований, поддержку справочников и классификаторов, автоматизацию работы поликлиники (администрация, кадры, статистика, экономика и финансы, обработка, склад, производство и закупка медикаментов), стационара, управление закупкой медикаментов.

Интересной особенностью российского рынка МИС является наличие ассоциации поставщиков решений в этой области — Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), созданной в феврале 2001 года. Ее деятельность способствует формированию единого информационного пространства этого сегмента рынка. Например, она помогает медицинским учреждениям выбрать адекватные приложения и защищает их от недобросовестных производителей. Ассоциация выпускает ежегодный каталог «Медицинские информационные технологии», седьмой выпуск которого представил читателям информацию о 320 вендорах в этой области из 30 регионов России, Белоруссии, Украины, Казахстана.

В целом внедрение специализированных и комплексных медицинских систем тормозится из-за нехватки средств и непонимания. Поэтому преобладает лоскутная автоматизация отдельных направлений деятельности. Вскоре перед медучреждениями встанет дилемма: интегрировать между собой уже внедренные системы (что зачастую сделать невозможно) или осуществлять постепенную (вероятно, помодульную) их замену на единую МИС.