Рынок высоких технологий

Активные торговцы

Отечественные компании, работающие в сфере торговли, являются наиболее активными потребителями систем класса ERP. Согласно данным TAdviser, по числу осуществленных в России ERP-проектов торговые фирмы занимают первое место среди всех отраслей экономики. Как показали результаты исследования, ERP-проектами в торговле занимаются 37 компаний-интеграторов. Крупнейшими игроками по числу ERP-внедрений на рынке информатизации торговли являются компании 1С и Microsoft. Второй отраслью по числу ERP-проектов в нашей стране является машиностроение, а на третьем месте находятся предприятия пищевой промышленности. Очевидно, что количество ERP-проектов является далеко не единственным показателем уровня отраслевой информатизации, отмечают в TAdviser. При анализе также необходимо учитывать масштаб и сложность используемых информационных систем. Несмотря на то, что в торговле также используются крупные информационные системы, чаще речь все-таки идет о малых и средних проектах.

Экосистемы ERP

Рынок ERP переживает переходный период, говорят в IDC. На смену ERP-приложениям приходят ERP-платформы. Таким образом, по мнению аналитиков, классическая проблема выбора между полнофункциональной «тяжелой» ERP и интеграцией узкоспециализированных решений становится менее острой. Построение «экосистем» ERP позволяет взять самое лучшее из обоих подходов: все чаще специализированные приложения получают сертификацию от кого-либо из производителей ERP-платформ. Эти экосистемы являются серьезным движителем рынка ERP. В 2005 году западноевропейский рынок ERP составил 7,5 млрд. долл., что всего лишь на 2,5% выше показателя 2004 года. Однако в период с 2006 по 2010 год IDC прогнозирует увеличение среднегодового роста до 5%. Как наиболее перспективный оценивается сегмент среднего бизнеса.

Рынок, привлекательный вдвойне

Мировой рынок автоматизации государственных учреждений в 2007 году достигнет отметки 150 млрд. долл. Таким образом, сектор госучреждений войдет в тройку наиболее перспективных отраслей. По прогнозам IDC, его ежегодный рост в период до 2010 года составит 4,1%. Это делает данный рынок привлекательным как с точки зрения объема, так и с точки зрения развития, особенно с учетом того, что он никогда не отличался особой динамичностью. Главной тенденцией, определяющей направление инвестиций, станет консолидация ИТ и их стандартизация. Государственные организации будут стремиться к сокращению операционных издержек, а также к более эффективному управлению путем повышения качества услуг, оказываемых пользователям.

Надежность и масштабируемость

Мобильные сотрудники начинают играть все более важную роль в бизнесе компаний. Именно этим объясняется прогнозируемый быстрый среднегодовой рост рынка мобильных приложений. В ближайшие пять лет он составит 23%, а сам рынок к 2010 году достигнет 3,5 млрд. долл. На рост рынка влияет множество факторов, от различия требований к функциональности решений в зависимости от рода деятельности сотрудника до предложения производителями и системными интеграторами готовых «коробочных» решений. Вендоры начинают понимать, что необходим не просто перевод приложений на мобильную платформу, но и их подстраивание под особенности бизнес-процессов мобильных сотрудников. По мнению аналитиков IDC, компаниям при выборе поставщика решений надо обращать внимание на надежность платформы, лежащей в основе решения, а также на возможность масштабирования системы.

Серверы быстрее приложений

Мировой рынок серверных приложений в прошлом году вырос на 6% и составил 4,5 млрд. долл. По оценкам IDC, число серверов, управляемых ими, в период с 2006 по 2010 год будет расти на 11% в год, однако темпы роста приложений будут в два раза ниже. Таким образом, к 2010 году рынок достигнет 5,6 млрд. долл. Существует несколько тенденций, влияющих на поведение рынка. На его рост влияет, например, популярность приложений для серверной виртуализации и включение серверных приложений в комплект решений для компаний среднего бизнеса, предлагаемое многими поставщиками. В то же время применение более производительных серверов, уменьшающее их общее количество, слегка притормаживает рынок.

ИТ-бюджеты

Бюджеты: рост в Восточной Европе и провал в Азии

После двух лет роста на 8%, в 2007 году бюджеты компаний на ИТ-продукты будут увеличиваться медленнее — до 5%. Таким образом, по прогнозам Forrester, рост достигнет 1,55 трлн. долл. С учетом же ИТ-услуг и зарплат ИТ-персонала расходы компаний превысят 2 трлн. долл. Расходы на ПО будут расти несколько быстрее, чем остальные сегменты, — на 7%. Значительно снизятся темпы роста расходов на связь — 3% против 9% в 2006 году. Если говорить о географическом распределении предпочтений компаний относительно ИТ-инвестиций, то в США они совпадают со средним по рынку, в Западной Европе чуть хуже (4%), а в Восточной Европе — значительно лучше (15%). Замедление роста американской экономики сильно сказалось на азиатских компаниях: в следующем году рост их ИТ-расходов составит лишь 4%.

Оптимизм торговцев

Европейские торговые компании позитивно оценивают перспективы своего развития и поэтому весьма оптимистичны в отношении ИТ-инвестиций. По данным IDC, компании, занимающиеся как розничной, так и оптовой торговлей, испытывают повышенный интерес к ERP — и CRM-решениям.

Тем не менее важнейшим приоритетом торговых компаний остаются технологии безопасности. Кроме того, в течение следующего года 27% компаний планируют инвестиции в средства управления цепочками поставок (supply chain management, SCM). Следует отметить, что эти настроения гораздо ярче выражены в сегменте розничных компаний: 48% из них будут совершенствовать свои SCM-решения. Треть компаний собираются приобретать новые системы управления складом, а 20% — решения в области мерчендайзинга, автоматизации мобильных сотрудников, а также технологии RFID.

Акцент на «железо»

Согласно опросу, проведенному редакцией CIO Magazine, две трети ИТ-директоров не планируют инвестиции в Microsoft Office 2007 и Windows Vista.

В целом ожидания, связанные с ИТ-бюджетами на 2007 год, снизились: прогнозируемый рост относительно 2006 года составляет лишь 5,8%.

В середине прошлого года ИТ-руководители были более оптимистичны, ожидая роста на уровне 6,5%. При этом в 40% компаний надеются на рост ИТ-бюджетов, а в 13% ждут их сокращения. Главными объектами инвестиций в наступившем году станут аппаратное обеспечение, хранилища данных и безопасность.

Управление

Теория без практики

Компании часто упускают возможность повысить производительность труда и моральный дух сотрудников, предоставив им возможность удаленной работы. Согласно результатам исследования, проведенного по заказу компании Citrix, компании, не практикующие удаленную работу сотрудников, теряют существенные выгоды, и особенно это актуально в свете новогодних праздников. 80% компаний сообщили, что не имеют корпоративной политики удаленной работы, позволяющей сотрудникам работать из дома. Еще большее число респондентов признают, что посещение сотрудниками офисов в рождественскую неделю не идет на пользу ни продуктивности работы, ни моральному состоянию сотрудников. По мнению аналитиков, компании много говорят о современных технологиях организации работы, но не у многих дело доходит до их практического применения. 85% опрошенных компаний ожидали, что в период новогодних праздников удаленно работать будет менее одной десятой персонала, даже несмотря на то, что такая работа дает преимущества с точки зрения здоровья и безопасности, а также удовлетворенности сотрудников.

Бизнес и технологии

Телеком штрафует

Компании, слабо контролирующие свои отношения с поставщиками услуг связи, теряют значительные средства. По данным Aberdeen Group, основным источником потерь становятся просроченные платежи. Если верить результатам опроса, 65% компаний регулярно «награждаются» штрафами от своих поставщиков услуг за несвоевременную оплату. В среднем штраф составляет 2,9% суммы оплаты, что может вылиться в значительные потери, если счет ведется миллионами, а срок задержки платежа велик. Неплохим способом сокращения расходов на связь может стать «обратный аукцион», в процессе которого компания объявляет свои требования к услуге и выслушивает предложения провайдеров. Практика показывает, что в этом случае экономия средств достигает 33%. Тем не менее 61% компаний не планируют использовать этот способ.

Критическая масса

Через пять лет половина всех компаний перенесет наиболее критичные приложения на платформу Linux, показало исследование, проведенное компанией Saugatuck Research. При этом рост будет довольно резким: в ближайшие два года ожидается ежегодный прирост 40%. Например, к концу 2007 года таких компаний будет насчитываться около 18%. В период 2009—2011 годов рост будет еще более внушительным — аналитики ожидают его на уровне 80%. По их мнению, платформа Linux и ПО с открытым кодом в целом достигли критической массы на рынке. Как вендоры, так и ИТ-руководители предприятий должны учитывать эту тенденцию.

Подстраиваться под бизнес не хотят

Когда ИТ-департамент согласует свои цели с целями бизнеса, — это может быть рост, улучшение лояльности клиентов, выход на новые рынки — его руководитель существенно увеличивает свои шансы на карьерный успех. По данным Forrester, ИТ-директора, поступающие так, вдвое чаще говорят о том, что ИТ в их компаниях становятся источником прибыли. Что еще более важно, 38% ИТ-директоров, подстраивающих деятельность своих отделов под нужды бизнеса, считают, что успешно создают для компании конкурентные преимущества. Печальным фактом является то, что по статистике лишь один из пяти ИТ-руководителей готов этим заниматься.Успешность же подобной подстройки во многом зависит от способности ИТ-директора общаться с бизнес-руководством.

Дороже, но эффективнее

Простота — это ключ к оптимизации ИТ, уверены аналитики Hackett Group. Хотя в наиболее «продвинутых» ИТ-департаментах и тратят на 7% больше средств на каждого конечного пользователя, чем в других компаниях, они вносят гораздо больший вклад в финансовый результат организаций. В первую очередь это достигается за счет сокращения бэк-офисных издержек, и первый путь к этому — снижение сложности ИТ-архитектуры. Анализируя данные, в Hackett отметили, что в успешных ИТ-департаментах используется на 31% меньше приложений в расчете на тысячу пользователей, и гораздо чаще внедряются всеобъемлющие ERP-системы.

Проблема поиска

Менеджеры компаний тратят на поиск необходимой информации несколько часов в день, причем зачастую этот поиск оказывается тщетным. Согласно исследованию Accenture, потраченное время менеджера составляет два с лишним часа, а более половины найденной информации признается бесполезной. Нередко проблема заключается в том, что корпоративная информация разрозненна. 57% респондентов отметили, что для сбора информации им приходится пользоваться множеством источников. 40% сетуют, что коллеги из соседних отделов не желают делиться с ними информацией. Чаще всего сотрудники хранят наиболее ценную информацию на своих рабочих компьютерах, и лишь 16% используют для этой цели специально созданное компанией место — например, интранет-портал. Чуть менее половины опрошенных признались, что хотя бы раз в неделю им случается неумышленно использовать ложную информацию. Из всех опрошенных менеджеров ИТ-сотрудники менее других склонны ценить найденную информацию и тратить на ее поиск время. В среднем они посвящают ее поиску не более трети рабочего времени.

техника безопасности

Инструкции не читают

В вопросах защиты информации огромную роль играет работа с пользователями внутри компании. Это и повышение уровня их компьютерной грамотности, и доведение до них корпоративной политики в сфере безопасности. Для многих компаний интеллектуальная собственность является существенным конкурентным преимуществом. По данным Paragon Strategies, 80% рисков для интеллектуальной собственности исходит именно изнутри компании. Сотрудники, имеющие регулярный доступ к информации, могут поделиться ею с друзьями, знакомыми, клиентами и т. д. По имеющимся данным, очень малый процент утечки информации был умышленным — чаще всего идет речь о действиях по незнанию. При этом просто разработки должностных инструкций недостаточно: менее 10% сотрудников действительно изучают их. Если интеллектуальная собственность действительно важна для бизнеса компании, имеет смысл проводить более серьезную работу с персоналом на тему безопасности.

Языком цифр

Услуги растут быстрее

Затраты российских компаний на ИТ-услуги будут ежегодно возрастать в среднем на 24,5% и в 2010 году достигнут 7,2 млрд. долл. По данным исследования IDC, в 2005 году рынок ИТ-услуг в России вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом, опережая темпы роста всего рынка ИТ. Общий объем доходов от ИТ-услуг составил 2,4 млрд. долл. Наибольшим сегментом рынка стали услуги системной и сетевой интеграции — их доля составила 28%, это более чем на треть превосходит показатель 2004 года. Такой интенсивный рост объясняется переносом внимания ведущих системных интеграторов с поставок ПО и оборудования на выполнение сложных проектов по созданию ИТ-инфраструктуры. ИТ-услуги были наиболее востребованы в финансовом, промышленном и государственном секторах. В общей сложности на их долю пришлась почти половина рынка. Интересной тенденцией стало то, что расходы на ИТ-услуги в дискретном производстве росли быстрее, чем в непрерывном.

Спрос на умения

Как показал опрос ИТ-директоров, проведенный редакцией CIO Magazine, наиболее востребованными навыками в ИТ-сфере являются проектный менеджмент (его назвали более половины опрошенных), управление базами данных, безопасность и управление бизнес-процессами (BPM). Процесс работ, отдаваемых в аутсорсинг, остался на уровне прошлого года. Наиболее активными в этой области секторами являются государственный и финансовый. Не может не радовать, что 89% ИТ-директоров считают инновации существенной частью их роли внутри организации. В свете последних веяний ИТ-моды чрезвычайно высок спрос на ИТ-директоров с опытом внедрения сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Наибольшая концентрация таких специалистов наблюдается в области высокотехнологичного производства (41%), в среднем же этот показатель не превышает 4%.

Собственность под угрозой

Более двух третей компаний полагают, что угроза, связанная с интеллектуальной собственностью, за два последних года выросла. В ответ организации предпринимают серьезные усилия по ее защите. Около трети из них рассматривают данные меры как один из важнейших приоритетов: потеря интеллектуальной собственности влияет на финансовые результаты компаний. По данным Aberdeen Group, половина из них отметила негативный эффект на продажи, в том числе снижение доли рынка. Как результат, компании вынуждены инвестировать в улучшение защиты интеллектуальной собственности. Главной проблемой является то, что в случае кражи цифровых данных становится известна вся информация об объекте. Среди прочих можно выделить легкость переноса данных (например, флэш-диски) и невозможность гарантированной защиты документации и электронной почты.

Источник: Aberdeen Group, 2006


Информационную безопасность — на аутсорсинг?

Олег Седов

По данным аналитиков IDC и Gartner, от 57 до 60% случаев утечки информации происходит по вине собственных сотрудников компаний. Казалось бы, статистика красноречиво свидетельствует о том, что положение могло бы серьезно улучшиться, если бы функции по обеспечению информационной безопасности были переданы квалифицированному и независимому поставщику услуг. Однако в отечественной практике этот метод всерьез не рассматривается. Рассказать о зарубежном опыте передачи информационной безопасности на аутсорсинг мы попросили Хендрика Колеманса, главу компании InfoGovernance, одного из ведущих экспертов ISACA, который провел более ста семинаров по проблемам аудита информационных технологий в Европе, Америке, Азии и Африке.

Каковы преимущества передачи на аутсорсинг услуг по обеспечению информационной безопасности?

При передаче на аутсорсинг можно сократить капитальные затраты, так как все оборудование и специалистов предоставляет аутсорсер. Фиксированные платежи позволяют прогнозировать расходы на информационную безопасность. Кроме того, можно ожидать снижения стоимости решения, так как поставщик услуг предлагает решение оптом различным компаниям. Защита и мониторинг периметра требуют круглосуточной поддержки, которую компаниям бывает сложно обеспечить.

От поставщика услуг в данном случае можно ожидать непредвзятого отношения к анализу и устранению инцидентов, невзирая на статус лиц, по вине которых они произошли (аутсорсеру все равно, чьими действиями это нарушение вызвано).

Удорожание и усложнение систем защиты информации влечет за собой рост стоимости кадров и их острый дефицит, особенно на региональных рынках. В случае передачи информационной безопасности на аутсорсинг нет необходимости держать в штате дорогого высококвалифицированного специалиста и постоянно проводить работы по повышению его профессионального уровня, компания — поставщик услуг позаботится об этом сама, поскольку стремится сохранять свою конкурентоспособность. Таким образом, их клиентам открывается доступ к новейшим технологиям и решениям.

Какова картина аутсорсинга информационной безопасности в Европе?

Справедливости ради надо сказать, что в Западной Европе ИТ-безопасность достаточно редко передается на аутсорсинг. Очень часто в штате компании все же сохраняется должность менеджера по ИТ-безопасности. Большинство европейских, канадских, да и американских компаний со стратегическим уровнем управления информационной безопасностью не расстается. Но операционный уровень все чаще передается на аутсорсинг. Передача многих сервисов по обеспечению информационной безопасности внешнему поставщику услуг происходит потому, что компании просто не имеют надлежащей компетенции в данных вопросах (в их числе, например, работа с сетевыми экранами, управление сетями, инцидентами и пр.).

Что могло бы укрепить авторитет аутсорсинга в вопросах информационной безопасности?

В условиях, когда реальная угроза возникает уже непосредственно в день обнаружения уязвимости, атаки будут все более успешными, поэтому менеджмент все менее будет уверен в компетенции своих собственных сотрудников.

Важно понять, что необходимо иметь сервисный или аутсорсинговый договор, в котором четко изложены требования по информационной безопасности компании-клиента и процедуры взаимодействия с поставщиком услуг. Можно передать на аутсорсинг предоставление услуги, но не обязанность или ответственность в отношении информационной безопасности, поддержания ее на определенном уровне. Регламентировать их можно, очень тщательно и профессионально подготовив договор.

Часто проблема возникает тогда, когда клиент не понимает, что он хочет получить от поставщика услуг. В Европе так было, пока клиенты не научились оценивать ИТ-риски. Только после этого удалось привлечь к партнерству страховые компании. Этому способствовало умение бизнесменов и ИТ-руководства оценивать риски и последствия от них.

Честно говоря, я не знаю компаний, которые передали бы на аутсорсинг часть компонентов своей системы информационной безопасности. Но я знаю несколько организаций, которые полностью «отдали» задачу обеспечения информационной безопасности, но потом переменили решение и вернули все на круги своя. Даже несмотря на то, что осуществить обратный процесс значительно сложнее, и крайне мало кто на это идет: как только вы передали на аутсорсинг ваш ИТ-отдел, вы потеряли свои компетенции.


Границы и содержание ИТ-поддержки

Константин Поляков

Определение границ и содержания ИТ-поддержки вызывает много споров. Обыденное сознание нередко ассоциирует ИТ-специалиста с мастером по ремонту офисной техники. Его мифологизация как «человека с отверткой» особенно свойственна руководителям (собственникам) отечественного среднего и малого бизнеса, часто сочетающим отличную интуицию в своем деле с не очень высоким уровнем образования. Между тем нелишне вспомнить, что ИТ — это технологии хранения, передачи, обработки и использования информации, потоки которой пронизывают любое предприятие, а также микро- и макросреду его обитания. Следовательно, должностные обязанности сотрудников ИТ-подразделения должны простираться куда шире замены картриджей и наладки персональных компьютеров.

За понятием ИТ-поддержки скрывается нечто более значимое для бизнеса, нежели мелкий ремонт компьютерного оборудования. Конечно, масштабы этой поддержки существенно зависят от масштабов бизнеса, задач, решаемых на данном этапе его жизненного цикла, и пр. Однако все ее направления могут быть полезны в любой ситуации.

К сожалению, ИТ-специалисты не желают (или не умеют) браться за выполнение дополнительных функций, считая их несвойственными для людей мира ИТ. Многие ИТ-руководители отечественных предприятий также пока не готовы принять на себя груз дополнительной ответственности. Например, выступая на заседании круглого стола, организованного компанией BMC Software при поддержке журнала «Директор информационной службы» и агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con, Валерий Чашкин, директор департамента информационно-технологических систем Внешэкономбанка, высказался за передачу функций описания и оптимизации бизнес-процессов самому бизнесу.

Многие крупные вендоры, осознавая, что сила позиции ИТ-руководителя во многом определяет успех их собственного дела, пытаются подсказать бизнесу правильное решение. Например, на конференции SAP Teched 2006 Шаи Агасси, президент SAP по продуктам и технологиям, отмечал необходимость привести к единому руководству два подразделения — проектирования и оптимизации бизнес-процессов (его руководитель — директор по процессным инновациям, Chief Processes Innovation Officer) и собственно технологического, отвечающего за функционирование инфраструктуры и информационных систем (его возглавляет ИТ-директор, Chief IT Officer).

Грубый экспресс-анализ частоты встречаемости названий этих должностей в Internet показывает, что на сегодняшний день эта идея обсуждается весьма ограниченным числом членов ИТ-сообщества. Например, при поиске средствами Google термин «CIO» встречается более 140 млн. раз, а с сочетанием «CPIO CITO» можно столкнуться не более чем на нескольких сотнях страниц.

Как бы там ни было, реструктуризация ИТ-подразделения по упомянутому сценарию является заметной тенденцией. Ее рекомендуют многие, в частности отечественные консалтинговые компании. Ее уже используют некоторые достаточно крупные предприятия, например, аптечная сеть «36,6» (см. «Директор ИС», №4/2006). Причиной перехода на эту модель управления ИТ служит тот факт, что сегодняшний контекст бизнеса предполагает поддержку достаточно большого количества информационных систем (ERP, CRM, SCM и др.), которые необходимы предприятию для эффективного и результативного выполнения своих обязательств перед клиентами, партнерами и т. д. Не последней задачей в эксплуатации этого комплекса является интеграция его компонентов. Нередко она оказывается нетривиальной проблемой, на решение которой уходит значительная доля ресурсов ИТ-подразделения.

Но сама по себе поддержка систем масштаба предприятия не обеспечивает ему никаких конкурентных преимуществ. Чтобы получить их, предприятию необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы. Это, в частности, предполагает интенсификацию их ИТ-поддержки.

Существует и обратное влияние развития ИТ на организацию бизнеса. Вспомним хотя бы Internet-магазины. Поскольку требования рынка к скорости проведения изменений постоянно растут, вполне логично было бы сосредоточить проектирование и оптимизацию бизнес-процессов и их ИТ-поддержки в одних руках. Более того, успешный ИТ-руководитель просто обязан быть в курсе того, как организованы бизнес-процессы на его предприятии (иначе он будет не в состоянии представить и поддерживать необходимые и адекватные ИТ-услуги).

Таким образом, усложнение ИТ-поддержки и рост требований к скорости преобразований убедительно объясняет наметившуюся организационную тенденцию. Окажется ли она жизнеспособной, покажет время.