Большие объемы накопленных данных и необходимость их оперативной обработки для решения задач управления сельским хозяйством страны делают абсолютно не актуальным традиционные методы учета с помощью карандаша и калькулятора.

Чтобы создать ее электронный вариант, необходимо выполнить целый комплекс требований.

Один из важнейших документов государственных органов управления в сельской местности — похозяйственная книга — чаще всего представляет собой пухлый фолиант с потемневшими от времени и частого обращения страницами. Его внешний вид неизбежно наводит на мысль о необходимости разработки АИС САО (Автоматизированной информационной системы для сельского административного образования) — простого и доступного инструмента, позволяющего быстро увидеть данные о сельских жителях, их собственности и занятиях без нудного поиска необходимой информации, с возможным последующим использованием обычного калькулятора.

Известно, что люди, профессиональная деятельность которых связана с составлением и ведением архивов, картотек, фондов и прочих учетных документов, с большой неохотой отдают первичные документы (обычно на бумажных носителях не самого лучшего качества) в чужие руки. Это связано с боязнью их потери или порчи. Электронная похозяйственная книга избавляет от подобных тревог.

Опыт работы в сельской местности быстро убеждает, что любой проект — общегосударственный, местный, отраслевой — должен складываться из конкретных, целесообразных и последовательных этапов. Создание АИС САО — один из этапов внедрения ИТ в управление сельскохозяйственным производством. Сейчас статистика и анализ оперируют цифрами в рамках крупных образований — субъектов федерации, районов, городов. Иногда из-за этого возникает эффект «средней температуры по больнице». АИС САО позволит создать микросрез социума и экономики. Заглянув в электронную похозяйственную книгу, пользователь сможет получить самую разнообразную информацию — от простейшей статистики до ответа на самые нестандартные вопросы наподобие «Как владение крупным тягловым скотом коррелирует с владением мелкой домашней птицей». На основании полученного ответа ветеринарные органы и органы Санэпиднадзора могут планировать профилактические и мониторинговые мероприятия.

Похозяйственная книга завтрашнего дня

Существует комплекс требований, выполнение которых превращает электронную похозяйственную книгу в действительно полезный инструмент. Прежде всего она должна обеспечивать автоматизацию накопления, обработки и хранения информации о людях, хозяйствах и материально-технических средствах.

Желательно, чтобы программное обеспечение можно было адаптировать к разным уровням администрирования.

В отдельно взятом селении

Информационная система, функционирующая на уровне сельской администрации, должна предоставлять возможности автоматизации регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания в сельском административном округе, ведения похозяйственных книг для оперативно-справочного обслуживания граждан и организаций, информационного взаимодействия с органами паспортно-визовой службы.

На районном уровне система должна агрегировать данные сельских административных образований, входящих в состав района, а также обеспечивать оперативно-справочное обслуживание граждан и организаций, создание необходимых отчетов и статистических форм, информационное взаимодействие со смежными автоматизированными системами, содержащими персональные данные о жителях района через репозитарий системы персонального учета населения региона.

При этом необходимость экономить средства регионального бюджета подразумевает унификацию ПО. Настройка системы на выполнение функций того или иного уровня должна осуществляться штатными средствами в режиме администрирования при инсталляции системы у пользователя.

Не секрет, что региональные бюджеты часто весьма скромны и не позволяют приобретать дорогостоящие элементы ИТ-инфраструктуры. Поэтому необходимо, чтобы систему можно было использовать на технических средствах, к которым не предъявляются высокие требования. Достаточно, чтобы система могла быть развернута и успешно функционировала на компьютере с процессором типа Pentium/133 МГц, имеющим жесткий диск емкостью 4 Гбайт, оперативную память 64 Мбайт. В то же время желательна — для расширения круга решаемых задач — возможность объединения ПК в одноранговую локальную сеть, выполненную по технологии Ethernet

В целом при выборе системы важна максимальная дешевизна и простота созданных инструментов.

Поиск и привлечение квалифицированных кадров — «больной вопрос» регионов. Важно, следовательно, чтобы инсталляция системы и ее настройка на конкретный объект были по силам пользователю с самым минимальным набором знаний и навыков в области ИТ. Процедура инсталляции системы должна быть подробнейшим образом описана в руководстве, поставляемом вместе с версией программного обеспечения. Все настройки на конкретный объект должны быть так же детально описаны. Это позволит использовать систему на отдаленных объектах.

Для сельской администрации

На уровне сельского административного образования система должна позволять вести записи в базе данных о хозяйствах на данной территории, формировать отчеты и справки, проводить администрирование местной базы данных.

Должна быть предусмотрена возможность конвертации имеющихся в органах паспортно-визовой службы баз данных, содержащих информацию о регистрации жителей населенных пунктов на территории САО, по месту жительства и месту пребывания, что позволит минимизировать объем данных, вводимых вручную. Использование в составе программного обеспечения специализированных справочников и классификаторов, а также широкий спектр сервисных функций существенно упростит процесс ввода и обработки информации. В то же время в конкретной ситуации необходимо задаться вопросом: «Что дешевле — приобрести (заказать) требуемый функционал или нанять еще одного оператора для ввода информации?»

Ввод данных в системе должен быть организован таким образом, чтобы максимально приблизить пользователя к привычной для него технологии. Записи в хозяйственной кнтге должны описывать сельские хозяйства, граждан — членов хозяйства, а также земли, жилой фонд, скот и технические средства, принадлежащие хозяйству. Они должны актуализироваться ежегодно по состоянию на 1 января путем сплошной проверки и уточнения записей. Данные о гражданах должны так же актуализироваться.

Пользователю системы необходимо предоставить возможность поиска, структурирования и просмотра накопленной в базе данных информации по различным критериям, включая основные и дополнительные сведения о людях, землях хозяйств и их количественные и качественные характеристиках, о жилом и нежилом фонде в составе хозяйств, видах и поголовье скота, транспортных и иных технических средствах.

Пользователь также должен иметь возможность формирования и печати расширенной номенклатуры справок и отчетов на основе данных, содержащихся в системе.

В системе должна быть использована широкая номенклатура справочников. Справочники системы, с точки зрения способа их использования, должны подразделяться на редактируемые пользователем и не редактируемые. К последним относятся те, которые в целях поддержания целостности системы заполняются разработчиком на основе требований заказчика по структуре и составу и могут быть изменены (дополнены) только при обновлении версии системы. В число справочников, которые могут редактироваться пользователем, входят «Физические лица», «Предприятия и организации» и «Владельцы объектов жилого фонда». С точки зрения построения справочники подразделяются на линейные и иерархические. В качестве примеров последних можно назвать «Виды и группы земель», «Виды и группы скота», «Виды и группы технических средств».

Желательно, чтобы настройка адресного пространства населения сводилась к импорту классификатора адресов, используемого при заполнении адресных полей того региона, в котором функционирует АИС.

Необходимо предусмотреть возможность выгрузки всей информации по административному образованию для ее дальнейшего использования на районном уровне.

При работе с системой на уровне района режимы редактирования и добавления информации, содержащейся в похозяйственных книгах сельских административных образований, должны быть недоступны для пользователя. Доступен может быть только режим просмотра. Необходимо обеспечить агрегирование данных о регистрации граждан, о земле, жилых и нежилых строениях, домашних животных, транспортных средствах на территории района, оперативно-справочное обслуживание граждан и организаций, межуровневое информационное взаимодействие с системой уровня сельской администрации и информационное взаимодействие с внешними информационными системами.

О ходе внедрения

В республике уже положено начало комплексной автоматизации в сельских административных образованиях. На конкурсной основе за счет средств регионального софинансирования выбрана и внедряется комплексная муниципальная автоматизированная информационная система похозяйственного учета на территории сельского административного образования. Система разработана инженерно-внедренческим центром «Инсофт» (Москва).

Примечательно, что в Республике Мордовия система учета внедряется во всех без исключения сельских административных образованиях и администрациях сельскохозяйственных районов субъекта Российской Федерации.

Внедрение и сопровождение системы осуществляется уполномоченной организацией ООО «Электронные и программные системы» (Саранск). Уполномоченной организации, а также пользователям передается специальное программное обеспечение и рабочая документация. Обучение проходит под руководством разработчика. Все замечания и рекомендации, поступающие от пользователей системы, передаются тоже разработчику. Обновление версий программного обеспечения производится в автоматизированном режиме. Разработчик обеспечивает ведение эталонов версий специального программного обеспечения. В настоящее время АИС САО работает во всех районных и сельских администрациях республики.

Автоматизация учета на уровне сельских административных образований приобрела особую актуальность по завершении летом 2006 года всероссийской сельскохозяйственной переписи: благодаря автоматизации существенно снизились материальные и ресурсные затраты на ее проведение, повысилась достоверность информации благодаря использованию данных электронных похозяйственных книг.

Без использования ИТ в ходе подготовки и проведения сельскохозяйственной переписи полнота и достоверность полученных данных существенно снижаются, а расходы на проведение переписи возрастают. Поэтому уникальный опыт Республики Мордовия становится особенно интересным. Очевидно, что к рассмотрению этого опыта, а быть может, и к распространению его на другие регионы страны стоит вернуться в процессе подведения итогов сельскохозяйственной переписи.

Курс на учет населения

Ближайшей перспективой совершенствования АИС САО Республики Мордовия будет полнофункциональное включение ее в систему персонального учета населения Мордовии. Для этого в систему встроен модуль интеграции АИС САО с региональным репозитарием СПУН. Модуль доступен только для системы уровня района.

Для АИС САО Республики Мордовия разработаны и внедряются сервисы межсистемного взаимодействия с паспортными столами жилищных организаций, органами социальной защиты населения, с государственной автоматизированной системой РФ «Выборы», с органами государственной статистики. Нет сомнений в том, что создание АИС САО и включение ее в СПУН позволят сломать стереотипы восприятия того или иного региона РФ. Мордовия в данной ситуации предстает, прежде всего, территорией, обжитой простыми людьми, ради которых и проводятся все реформы в нашей стране.

Виктор Нечаев — заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия, przam6@whrm.moris.ru;

Татьяна Изосимова — консультант Республиканского центра информатизации Аппарата Правительства Республики Мордовия, kie@whrm.moris.ru


Перепись в сельском хозяйстве

21 июля 2005 года Государственная Дума Российской Федерации приняла федеральный закон № 108-ФЗ «О проведении всероссийской сельскохозяйственной переписи», предписывающий проводить это мероприятие не реже одного раза в десять лет. В соответствии с принятым законом с 1 по 25 июля 2006 года была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая затронула 100 млн. россиян.

Объем и качество собранной информации уникальны. Итоги переписи, которые будут обнародованы в 2008 году, помогут сформировать сбалансированную агропромышленную политику России на многие годы. Перепись позволит получить полные и достоверные данные о сельскохозяйственном потенциале Российской Федерации в целом, отдельных ее субъектов, а также малых территориальных единиц. Она поможет решить ряд социально-экономических проблем и спрогнозировать развитие отрасли.


Аграрный сектор Республики Мордовия

Население Мордовии на 1 января 2004 года составило 876,1 тыс. человек, из них 40% проживают в сельской местности. Это один из густонаселенных районов центра России. По плотности населения (33,4 человека на 1 кв. км) республика занимает 3-е место в Волго-Вятском регионе после Чувашии (70 человек на 1 кв. км) и Нижегородской области (40 человек на 1 кв. км). Плотность населения почти в пять раз выше, чем в среднем по России.

Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства республики. На ее территории 22 административных сельских района, около 300 коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, 1116 крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь угодий сельскохозяйственного назначения составляет 1,55 млн. га, в том числе пашни — 1,05 млн. га. В республике развиты, наряду с растениеводством, товарное и племенное животноводство, в частности свиноводство, и птицеводство. В последние годы в сельском хозяйстве, после спада начала 90-х годов, наметился устойчивый рост валовой сельскохозяйственной продукции. Растет и совершенствуется материально-техническая база в агропромышленном комплексе.

Руководство республики уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства, о чем свидетельствует наличие научно-производственного объединения «Нива», успешно развивающего аграрную науку. Имеются также институт переподготовки кадров агробизнеса, шесть средних специальных учебных заведений сельскохозяйственного направления. На состоявшемся 18 марта в Тимирязевской академии обсуждении путей реализации президентской программы в области АПК министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев в числе субъектов РФ, интенсивно включившихся в процесс преобразований, выделил Мордовию.

Все это выдвигает на первый план необходимость активно внедрять в агропромышленном комплексе республики современные автоматизированные системы учета, базирующиеся на информационных технологиях. Способствует этому и тот факт, что Мордовия обеспечена всем комплексом современных видов связи, включая Internet.

В соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», Мордовия включена в перечень пилотных регионов по созданию системы персонального учета населения (СПУН).


Земля и люди

На каждое хозяйство открывается отдельный лицевой счет. Отдельным считается хозяйство, члены которого проживают совместно в отдельном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.

При регистрации сельского населения в похозяйственные книги заносятся дополнительные сведения о каждом члене хозяйства: родственные отношения граждан к члену хозяйства, записанному первым, пол, национальность, дата рождения, а также данные об образовании, месте работы и должности, о пенсии и льготах человека. Раздел данных о земельных участках должен включать следующие сведения: номер по кадастровой документации, тип земельного участка, цели его использования, виды пользования (что определяет размеры налогообложения за пользование земельным участком), виды владения землей, основание владения землей, а также площадь. Кроме того заносятся сведения о владельце и документе правоудостоверения на землю.