Несколько практических советов ИТ-директорам, которые задумали изменить свою жизнь и расширить служебные горизонты

Казалось бы, противопоставление ИТ и бизнеса в традиционном понимании должно остаться в прошлом, однако именно этот стереотип по-прежнему определяет сознание многих руководителей. Несмотря на это, все больше ИТ-директоров переходят от чистого руководства ИТ в производство, маркетинг и другие области, которые считаются настоящими бизнес-объектами для руководства. Предлагаю рассмотреть четыре способа такого перехода.

  1. Выйти на уровень операций. По роду своей деятельной ИТ-директор как никто другой из руководителей знает механизм деятельности своей организации, поэтому для него идеальный путь в бизнес пролегает через основные операции компании. Майк Палмер, нынешний ИТ-директор и исполнительный вице-президент по работе с поставщиками в компании Allied Office Products, вспоминает: «Когда в 1998 году я пришел в Allied, меня считали странным парнем из ИТ, который возится с сетями, аппаратурой и программами». Чтобы избавиться от этого имиджа, он стал «хорошим интерпретатором, снимающим с ИТ ореол чернокнижия». Многого удалось достичь благодаря близкому общению с руководителями отрасли. В 2003 году Палмер нашел возможность укрепить свою позицию. «Наша компания возвела высокие заборы вокруг службы, работающей с клиентами, служб ИТ, продаж и товарных складов, при этом одна команда не знала, что делает другая, — говорит Палмер. — Я добился того, чтобы каждая служба давала мне отчет, сделал по этим отчетам презентацию в PowerPoint, наладил отношения со своим генеральным директором в правлении и получил более ответственную работу».
  2. Взяться за стратегическое планирование. Джек Чесни устроился на должность ИТ-директора в CKE Restaurants в апреле 2000 года. В его задачу входило полное преобразование ИТ-служб, что он в полной мере осуществил примерно за год. Далее генеральный директор поручил ему навести порядок в работе бухгалтерии, где царила жуткая неразбериха. После того, как Чесни за несколько месяцев наладил дела бухгалтерии, генеральный директор поинтересовался, чем бы он хотел заниматься дальше. «Я хорошо разбираюсь в структуре компании и взаимодействии различных служб, — ответил Чесни. — Мне бы хотелось принимать участие в планировании дальнейшей работы компании, чтобы потом не улаживать проблемы, возникающие из-за неумения видеть перспективу». В 2002 году, вдобавок к должности ИТ-директора, он получил пост вице-президента по стратегическому планированию. Чесни обнаружил, что знания и навыки ИТ-директора как нельзя лучше соответствуют его новым обязанностям. «ИТ-директора мыслят широко и поэтому являются прекрасными специалистами по проектированию, анализу и постановке задач, — утверждает Чесни. — Именно эти качества требуются для стратегического планирования».
  3. Возглавить службу продаж. В январе 2003-го Тим Райт стал — техническим и ИТ-директором канадской компании Geac, занимающейся разработкой программного обеспечения. С первого же дня он задался целью усовершенствовать службу продаж. Ему хотелось, чтобы совет директоров понял очевидный факт: роль ИТ-директора не сводится к решению общих и административных вопросов. «Служба сбыта не могла активизировать продажи, поэтому руководителей предприятия ждали тяжелые времена, — вспоминает Райт. — Я полагал, что смогу решить проблемы «трубы» (т. е. запасов готовой продукции производителя, которые проданы оптовым или розничным торговцам, но не реализованы потребителям) и прогнозирования спроса. Я дал им понять, что возьму эти проблемы на себя». Для выработки решений по CRM Райт заключил контракт с Salesforce. com и вызвался сопровождать группу сбыта, чтобы при необходимости дать срочные консультации. «Когда в 2004 году ушел наш директор по международным операциям, я оказался главным кандидатом на его место», — продолжает Райт. В мае 2004 года ему предложили стать директором компании Geac по операциям в азиатско-тихоокеанском регионе, Европе и на Ближнем Востоке, оставив за собой и пост ИТ-директора. «Некоторые члены совета директоров возражали против моего назначения, аргументируя это тем, что я никогда не состоял в службе продаж, но исполнительный директор сослался на Salesforce. com и на счета, закрытые с моей помощью. В итоге я получил большинство голосов».
  4. Создать для себя новую роль в бизнесе. Джон Буши, директор по интеграции в компании Harrah?s Entertainment, начинал свою деятельность в службе ИТ, затем перешел в службу маркетинга, поднялся там до руководящей должности и в конце концов в 1995 году вернулся в ИТ уже в качестве директора. В 2002-ом он назначил преемника и взял на себя руководство процессом поглощения компанией Harrah?s Entertainment фирмы Caesars Entertainment. Опираясь на свой опыт, приобретенный в сферах ИТ и бизнеса, Буши дает такой совет: «Нарисуйте диаграмму Венна (в виде пересекающихся окружностей). В одном их кругов должны находиться ИТ, а самые важные бизнес-функции вашей компании расположатся в другом. Посмотрите на зону перекрытия кругов и подумайте, какую роль вы можете взять на себя. Если такой роли нет в реальности, создайте ее сами. Найдите поручителя, который представляет вас в этой бизнес-роли, создайте новую должность и вызовитесь занять ее».

Марта Геллер — главный менеджер отделения по работе с ИТ-руководителями в компании Z Resource Group, занимающейся подбором кадров на должности руководителей. С ней можно связаться по электронной почте mheller@zrgroup.com


По следам публикации

В чем привлекательность перехода из ИТ в бизнес? Марта Геллер подводит итоги дискуссии с читателями.

«По моему мнению, люди бизнеса различаются лишь навыками и квалификацией, — полагает Брент Сталгебер, исполнительный вице-президент и ИТ-директор в Auto Club Group (AAA). — Рассуждения о каких-либо переменах в карьере лишний раз подтверждают, что наша нынешняя роль в бизнес-процессе не является решающей. Разве я не прав?» Ему вторит Арун Гупта, руководитель службы ИТ в компании Pfizer India: «А какие еще должностные обязанности могут поднять статус ИТ-директора? Есть ли таковые? Разве сейчас кто-то оспаривает ценность этой работы?»

Вслед за ознакомлением с письмами читателей состоялась моя встреча с Томом Маклейном, вице-президентом по ИТ компании Old Mutual Asset Management. Недавно он расширил сферу своей деятельности: «Я приобрел новые навыки и могу теперь разнообразить свои обязанности, не ограничиваясь тактикой ИТ».

Действительно, стремление обрести новые навыки и возможности может быть мощным стимулом для продвижения вверх по карьерной лестнице. Но подозреваю, что есть и другие мотивы, подвигающие ИТ-директоров к смене рода деятельности. Вероятно, сам факт перехода в бизнес подтверждает состоятельность делового человека, приносящего своей компании реальную выгоду. Так что же требуется для того, чтобы поднять статус ИТ и вывести их из разряда второсортных служб?

По мнению Эммануэля Рамоса, бывшего ИТ-директора, до тех пор пока в корпоративном обиходе существует дифференциация понятий «ИТ» и «бизнес», будет иметь место иерархическое противопоставление этих категорий. Именно поэтому он сосредоточил усилия на повышении имиджа ИТ, вводя новые наименования профессии. «Нам нужно воспринимать себя как представителей бизнеса, которым приходится чаще других выполнять технические функции, — пишет он. — Прежде, занимая должность ИТ-директора, я стремился присваивать технологическим группам бренд Business Technology (бизнес-технология). Мне казалось, что в этом случае окружающие лучше поймут нашу роль в бизнесе».

Попробуйте провести небольшой эксперимент на самих себе. Выделите несколько лингвистических конструкций, обозначающих различную степень удаления ИТ от бизнеса, и исключите их из обращения в вашей компании. Переименуйте пару-тройку технических должностей, дайте другое имя (бренд) ИТ-проекту, присвойте новое название ИТ-организации. Введите данные новшества в вашей компании и понаблюдайте, как это скажется на восприятии бизнес-функций ИТ.


Martha Heller. So You Want to Get Into ?The Business?? CIO Magazine. April 1, 2006