Бизнес и технологии

Для масс не готовы

Согласно исследованию Forrester, 64% крупных предприятий (насчитывающих более 5 тыс. сотрудников) используют специальные решения для моделирования своей ИТ-архитектуры. В малых компаниях их популярность ниже — таковых всего 26%. Это во многом обусловлено недостаточной комплексностью ИТ-инфраструктуры, но главными барьерами аналитики считают стоимость решений и сложность их использования. Хотя большинство предлагаемых инструментов и являются функционально зрелыми, они не готовы для массового использования. Требования конечных пользователей, особенно крупных компаний, ощутимо разнятся, поэтому единое средство моделирования выбрать зачастую невозможно. В результате крупные компании вынуждены использовать несколько систем, а большинство проектов мелких организаций застывает на стадии выбора.

Серверы недогружают

В полной ли мере задействованы мощности серверов? Исследование Forrester свидетельствует, что 83% компаний измеряют загруженность своих распределенных систем с помощью решений от таких вендоров, как BMC Software и SAS. Однако на самом деле ситуация не настолько радужна: оказывается, 36% компаний не имеют никаких ориентиров относительно загруженности, а еще 31% даже не представляют всех возможностей серверов. Список хронически «недооцененных» открывают серверы Linux, впрочем, с остальными дело обстоит не намного лучше. Аналитики полагают, что повышение эффективности использования серверов благодаря таким технологиям, как виртуализация, поможет сократить рост счетов компаний за потребленную электроэнергию.

Экономический интерес

Крупные компании лидируют в применении голосовой IP-телефонии (voice over IP, VOIP). По данным Infonetics Research, 36% из них уже используют оборудование и услуги VOIP. Среди остальных эта цифра существенно ниже: 23% у средних и 14% у мелких предприятий. Тем не менее, аналитики прогнозируют, что к 2010 году число небольших компаний, использующих VOIP, утроится, а в крупном бизнесе цифра достигнет 67%. Основными причинами внедрения этой технологии является интеграция территориально распределенных телефонных сетей, а также слияние голосовых сетей с сетями для передачи данных. Помимо этого, компании рассчитывают сократить стоимость эксплуатации телефонных сетей, особенно сэкономив на международных звонках. Последнее обстоятельство является главной причиной их интереса к VOIP. Что касается выбираемых средств, то большинство опрошенных используют решения Cisco, Avaya и Nortel.

Страховщиков ожидают перемены

В ближайшие 15 лет мировая страховая отрасль переживет ряд радикальных преобразований. Об этом свидетельствуют исследования IBM. Ожидается принципиально новый набор продуктов, направленных на формирование прибыли. Страхование с оплатой в зависимости от образа жизни клиента («pay-as-you-live») упростит обработку страховых требований и уменьшит затраты, перенеся акцент на предупредительные меры, а новые бизнес-процессы, способствуя удешевлению и привлекательности продуктов, заменят прежние модели страхования. Привычные отраслевые стандарты приблизились к исчерпанию своего потенциала. Отрасль подходит к эпохе таких экспериментов и нововведений, когда основу прибыльности составят пластичные, ориентированные на потребности клиентов финансовые услуги и решения для смягчения рисков. Участники опроса прогнозируют в предстоящее десятилетие значительное увеличение гибкости страховых продуктов. Этому будет способствовать все более широкое применение мобильных и беспроводных технологий. Для определения стоимости конкретных рисков станут применять недорогие датчики, подключенные к Internet нового поколения. Сведения, получаемые таким образом, позволят вычислять риски в реальном времени и оперативно предлагать наиболее благоприятные цены, исходя из фактического уровня риска и снижая тем самым стоимость полисов.

Технологии управления

Битва за таланты

Борьба за талантливых ИТ-специалистов ожесточается. По данным рекрутинговой фирмы Diversiti, опросившей менеджеров, ответственных за найм ИТ-сотрудников, 78% из них назвали глобальную борьбу за обладание специалистами главным фактором, который будет влиять на рынок труда в ближайшее время. Кроме того, 69% опрошенных важнейшей проблемой считают последующее удержание специалистов. В числе других проблем упоминаются поиск специалистов с необходимым набором навыков (63%) и недостаток квалифицированных кандидатов (61%). Подавляющее большинство респондентов полагают, что найти подходящего ИТ-кандидата становится все труднее. Характерно, что в качестве причины называется не только сокращение числа квалифицированных ИТ-сотрудников, но и «конкуренция со стороны других профессий».

ИТ игнорируют

В большинстве австралийских компаний со стороны руководства нет ни малейшего понимания тех преимуществ, какие могут дать их бизнесу ИТ. Согласно опросу, проведенному Talent2 International, менее 5% директоров обнаружили хоть какой-либо уровень знаний об ИТ-стратегии и ее достоинствах. По словам ИТ-руководителей, бизнес-подразделения по-прежнему рассматривают ИТ исключительно как центр затрат и не видят их роли в достижении конкурентных целей. Практика показывает, что ИТ-директора редко поднимаются по карьерной лестнице выше команды старшего менеджмента. Эти данные контрастируют с показателями развивающихся рынков, особенно азиатско-тихоокеанского региона, где вероятность встретить представителя ИТ в совете директоров на порядок выше. В мировом масштабе только 3% руководителей компаний из списка Fortune Global 500 имеют опыт работы в ИТ. Более того, по данным Harvard Business Review, 95% старшего менеджмента компаний не знают, на что расходуется ИТ-бюджет.

Нужны бизнес-знания

В течение следующих двух лет компаниям понадобятся новые ИТ-сотрудники, способные управлять проектами и понимать бизнес-пользователей, говорит исследование американской организации Society of Information Management. До сих пор многие компании, нанимая ИТ-служащего, закрывают глаза на его бизнес-подготовку, удовлетворяясь лишь наличием технического образования. Программы учебных заведений не соответствуют реальным потребностям компаний и не дают нужных знаний специалистам. Заполнить возникающий пробел способны только корпоративные бизнес-тренинги. Более креативный вариант решения проблемы предполагает приглашение бизнес-пользователей на должности в ИТ-отдел. Большинство опрошенных, особенно мелкие и средние компании, планируют таким образом увеличить штат ИТ-сотрудников. Тем не менее, радикальных перемен ждать не стоит. Опрос показал, что самыми востребованными являются сотрудники со знаниями в области организации бизнес-процессов и проектного управления, понимающие бизнес компаний в конкретной отрасли.

Техника безопасности

Кому доверить деньги?

Энтузиазм американских пользователей Internet-банкинга снижается, что связано с их неуверенностью в безопасности данной процедуры. Согласно исследованию, проведенному компанией eMarketer, рост использования этой технологии практически замер и с 2006 по 2010 год составит не более 4%. До сих пор аналитики придерживались более оптимистичных прогнозов. Доверие банковским сайтам чрезвычайно важно для пользователей: 87% желают гарантий, что банк не распространит их личную информацию, и 83% требуют защиты таких сведений от хакеров. Между тем, 75% европейских пользователей производят более половины банковских операций с помощью Internet. В США цифра значительно ниже — всего 38%. Такой результат, в первую очередь, отражает доверие европейцев более совершенной политике в области аутентификации.

Новая угроза

Компании достигли немалых успехов в борьбе за безопасность электронной почты. Теперь им предстоит сделать следующий шаг — защитить системы мгновенных сообщений, утверждают в Gartner. Действительно, широкое использование мгновенных сообщений (instant messaging, IM) резко увеличило число угроз, связанных с ними. Вполне естественно, что недоброжелатели переключили свое внимание с хорошо защищенных почтовых систем на IM-системы. Аналитики предупреждают, что ИТ-администраторы, не защищающие системы IM, столкнутся с таким количеством инцидентов, которое на 80% превышает защищенные аналоги. Пользователи систем говорят о явном выигрыше в быстроте принятия решений, большей производительности труда и сокращении расходов на телекоммуникации, однако компании должны держать под контролем возникающие угрозы, чтобы не свести на нет полученные преимущества.

Достаточно одной утечки…

Менее половины людей уверены, что компания, в которой они работают, должным образом защищает личную информацию своих сотрудников. Таков результат исследования, проведенного в США Ponemon Institute. По данным ученых, лишь 46% опрошенных считают, что информация о них, содержащаяся в корпоративной сети компании, надежно защищена, 34% придерживаются противоположной точки зрения, а 20% не имеют четкого мнения на сей счет. Только половина респондентов подтвердили, что знают об ответственности, которую несут работодатели за защиту их личной информации. При этом почти 40% таких осведомленных сотрудников затруднились сказать, откуда почерпнули свои сведения. По сути, это означает, что политика безопасности в компаниях часто имеет неформальный характер и не доводится до сотрудников. В числе наиболее важных сведений, не подлежащих разглашению, называются сексуальная ориентация, кредитная история, номера социального страхования и данные о здоровье. 57% опрошенных подчеркнули, что единственной утечки личной информации будет достаточно, чтобы они полностью потеряли доверие к работодателю.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Надежда на информацию

Мировой рынок систем дисковых хра-нилищ данных бурно развивается. За 2005 год он вырос на 10,5% и ожидается, что в ближайшие годы тенденция не изменится, причем в натуральных величинах (объем поставляемых хранилищ) ежегодный прирост будет составлять около 50%. Сказывается все более пристальное внимание бизнеса к проблемам сохранения корпоративных данных. Судя по всему, компании возлагают определенные надежды на их использование и ищут способы эффективного хранения, защиты и управления. Наибольший рост продаж наблюдается в сегменте самых дорогих решений (от 500 тыс. долл.), дающем около 40% общей прибыли. Эта цифра отражает процесс консолидации корпоративных информационных центров.

Настроение улучшилось

По прогнозам IDC, европейский рынок ИТ-услуг будет расти в среднем на 5% в год. Несмотря на отсутствие двузначного роста рынка, он признается вполне благополучным: сказываются постоянные инвестиции предприятий в ИТ-продукты. Расходы компаний на консультационные услуги и системную интеграцию в прошлом году были весьма ощутимы, и в ближайшие три их прогнозируемый рост составит 6-7%. Хотя клиенты по-прежнему вдумчиво относятся к инвестициям и скептически воспринимают заверения консультантов, сулящих «светлое будущее», их настроение несколько улучшилось.

Многое зависит от самих поставщиков ИТ-услуг и их умения убедить заказчиков в своей способности совершенствовать бизнес.

Использовать приобретенное

Европейский рынок серверов в ближайшие пять лет ожидает отрицательный рост. По оценкам IDC, ежегодно он будет сокращаться на 0,7%.

Ожидаемый застой рынка обусловлен инвестициями в технологию серверной виртуализации. Последнее обстоятельство не может снизить динамичные инвестиции в ИТ-инфраструктуру: организации будут пытаться получить максимальную отдачу от уже приобретенных серверов. Между тем, по данным Gartner, общемировые поставки серверов в первом квартале 2006 года выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тем не менее, выручка вендоров осталась на прежнем уровне — 12,5 млрд. долл.

Языком цифр

ITIL не хватает измеримости

В начале 2006 года консалтинговое агентство Compass провело исследование, чтобы понять, существует ли связь между зрелостью процессов ITIL и усовершенствованием ИТ и бизнес-операций.

В опросе участвовали руководители предприятий из 11 стран. Оказалось, что 82% опрошенных ведут внедрение методик ITIL минимум полтора года и могут реально оценить их значение и преимущества, получаемые от ITIL.

Опрос выявил, что управление инцидентами (incident management) относится к наиболее зрелым и распространенным, в то время как управление мощностью (capacity management) использует не более трети респондентов. К сожалению, управление конфигурациями, составляющее основу для большинства других базовых процессов, находится в числе наименее развитых. Участники опроса по преимуществу выразили глубокую уверенность в том, что внедрение ITIL приводит к реальным бизнес-результатам - так думают две трети руководителей.

Тем не менее, только 4% полагают, что можно полностью измерить зрелость всех существующих процессов. Лишь менее трети обладают критериями оценки для всех процессов.

Как в вашей организации измеряется зрелость процессов ITIL?
Уверены ли вы, что внедрение ITIL приносит значительные улучшения в деятельность ИТ?

Рукописи не горят, бумага не исчезает

На смену бумажному документообороту пришла автоматизация. Решила ли она проблему бумажного хаоса, в котором еще недавно тонули организации? Прокомментировать этот вопрос мы попросили профессора Михаила Ларина, директора Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела.

В чем отличие современного документооборота от состояния дел советского периода?

На мой взгляд, бумажного хаоса во вселенском масштабе в нашем государстве раньше не было, поскольку имелась хорошо выстроенная государственная система документационного обеспечения и управления. Архивное ведомство при Совете Министров имело право контролировать состояние делопроизводства различных учреждений. К концу советской истории нам удалось добиться того, что все учреждения в нашей стране стали вести делопроизводство единообразно. Однако техническая база делопроизводства морально устарела.

В 90-е годы, с переходом страны на рыночные рельсы началась массовая поставка персональных компьютеров для офисов. В это же время произошла смена кадрового состава в государственном аппарате. Наиболее квалифицированная часть чиновников нашла себе применение в других структурах, поэтому приход новых технологий, сопровождавшийся изменением организационных и технологических аспектов документооборота, совпал с общим снижением уровня квалификации служащих, что, конечно же, отрицательно сказалось на качестве работы с документами.

Сейчас ситуация улучшается. Иначе и быть не должно, потому что без качественно организованной работы с документами невозможно нормально управлять ни государством, ни бизнесом.

Каким образом проблемы, касающиеся государственной регламентации документооборота, оказывают влияние на бизнес-сегмент?

Для того чтобы эффективно работать, любая компания в той или иной степени контактирует с государственными структурами (таможенным, налоговым, финансовыми ведомствами, органами социального обеспечения и пр.). Взаимодействие граждан с государственными организациями также происходит по определенным правилам посредством документов. И если государство не может четко определить эти правила для всех своих структур и субъектов финансовых и правовых отношений, то компании, обладающие своими внутрикорпоративными системами документооборота, вынуждены подстраиваться под правила, которые разрабатывает каждое ведомство. Эффективность такого взаимодействия зависит от того, насколько четко обеспечена взаимосвязь «входа» и «выхода» документов, что напрямую обусловлено технологичностью и прозрачностью взаимодействия участвующих в нем сторон.

Поскольку в стране нет единых норм, то процесс улучшения документационного обеспечения в России происходит очень медленно и неравномерно по различным ведомствам. Позади несколько административных реформ. Каждая из них влечет за собой метаморфозы внутренних регламентов, и любое административное изменение влияет на систему документооборота, к сожалению, не лучшим образом. Нечеткая организация обмена информацией при взаимодействии различных ведомств приводит к тому, что их работа оказывается недостаточно эффективной для решения стоящих перед ними задач.

Что предстоит предпринять для улучшения сложившейся ситуации?

Борьба с бумажными документами насчитывает долгую историю. Еще в 70-х годах в Америке началось движение за «безбумажный» офис, но и по сию пору привычные документы не вышли из обращения. Более того. Практика показала, что внедрение компьютеров со всеми дополнительными периферийными устройствами в несколько раз увеличило объемы бумажного документооборота. Технологически произвести и размножить документы стало невероятно легко. В результате некоторые организации начинают «порождать» столько копий документов, что делопроизводственная служба и архив не в состоянии с ними справиться. Использование техники нуждается в контроле и создании системы работы с документами.

Проблема также в том, что ИТ-директора и управляющие делами редко находят общий язык. Специалисты, «исповедующие» ИТ, используют совершенно другие термины, нежели архивисты. Им трудно понимать друг друга. В результате решения по автоматизации делопроизводства не принимаются совместно, что, безусловно, снижает эффект от внедрения новых технологий. Политику в этом вопросе определяет ИТ-департамент, поскольку соответствующие бюджеты обычно находятся в их руках. Но идеология автоматизации делопроизводства должна исходить от тех, кто реализует эти задачи на практике.

Есть еще одна серьезная проблема: уже давно у нас де-факто существует электронный документооборот, но нет законодательного решения проблемы такого документа. Соответствующий закон жизненно необходим для документационного обеспечения управления.

Олег Седов