Бизнес и технологии

Крупный интерес мелких компаний

Компании среднего и малого бизнеса (SMB) демонстрируют неизменно растущий интерес к решениям для хранения информации, изначально предназначенным для более крупных компаний. Это обеспечит в ближайший год существенный рост рынка систем хранения информации в целом, говорят аналитики IDC. В 2006 году произойдет массовое обращение некрупных компаний к «продвинутым» хранилищным решениям. Повсеместное применение локальных сетей и широкополосной связи обеспечивают компаниям инфраструктурные возможности. Потребности средних компаний в области резервного копирования и восстановления информации приближаются к запросам крупных. Кроме того, все больше вендоров выходит на рынок средств хранения информации, пытаясь удовлетворить разные требования к цене, производительности и простоте использования. Интересно, что для мелких компаний приоритетом является расширение емкости хранилищ, тогда как для средних более актуально восстановление систем. Также существенно различается использование хранилищ: в мелких компаниях их занимают, в основном, электронная почта и цифровые данные, а средние оргинизации выделяют большую часть пространства под резервное копирование и восстановление данных.

Несерьезные злоупотребления

Главной причиной большинства инцидентов в области безопасности признаны злоупотребления пользователей Internet. Опрос британских компаний, проведенный PricewaterhouseCoopers, показал, что две трети крупных компаний за прошлый год отметили как минимум один случай нецелевого использования Internet. Значительная часть самых неприятных происшествий (41%) связана с посещением неподобающих интернет-ресурсов. Организации всех масштабов осознают ущерб, который может быть причинен таким образом. По данным опроса, 63% компаний разработали политику использования Internet. В 2004 году их доля составляла лишь 43%. Среди крупных компаний процент еще выше и равен 89%. Однако, по мнению авторов исследования, компании все-таки недостаточно серьезно оценивают риски: лишь 38% блокировали доступ к нежелательным ресурсам. Несмотря на внушительное число инцидентов, стоимость подобных злоупотреблений невысока по сравнению с другими видами угроз в области информационной безопасности. Меньше 10% из них имели прямые финансовые последствия для бизнеса. Хотя большинство таких фактов, судя по всему, остается неизвестным руководству, аналитики полагают, что рост злоупотреблений удалось остановить: их количество осталось на уровне 2004 года, хотя до этого наблюдалось существенное увеличение.

Динамика и структура ИТ-бюджетов

Затраты на ИТ будут расти

По данным опроса Accenture, 60% руководителей организаций считают, что затраты их компаний на ИТ в ближайшие три года будут расти. Из них 21% называют основным фактором такого роста новые бизнес-инициативы, 19% - обновление унаследованных систем и 18% - внедрение новых технологий. Лишь 13% опрошенных планируют сократить расходы на информационные технологии. Ожидается, что в этом году затраты на ИТ вырастут в среднем на 5,5%. По мнению 69% руководителей, затраты на ИТ в их организациях в последние три года увеличивались, а 32% считают этот рост недостаточным.

Меньше тратить на ПО

Аналитики Forrester Research провели опрос среди североамериканских компаний, чтобы оценить их планы по распределению бюджетов на программное обеспечение и ИТ-услуги в 2006 году. Как выяснилось, приоритетными являются сокращение затрат на ПО (36% респондентов), модернизация сред ИТ-безопасности (28%) и совершенствование интеграции приложений (28%). Участники опроса планируют приобретать, в первую очередь, отраслевые программные решения, а траты на инфраструктурное ПО и программные платформы будут определяться, главным образом, потребностями в программных средствах защиты. Компании, которые уже внедряют у себя сервис-ориентированные архитектуры, продолжат инвестировать в эту технологию. Крупные корпорации планируют обратиться к открытым решениям, а также не стоит ожидать положительных тенденций в использовании модели «ПО как сервис» (SaaS).

Технологии управления

Позитив без связи с бизнесом

Концепция ITIL набирает популярность среди ИТ-отделов предприятий. По данным Forrester, большинство компаний, внедрявших ITIL, подняло качество ИТ-операций на новую высоту несмотря на нежелание ряда сотрудников способствовать переменам. ИТ-отделы позитивно оценивают влияние ITIL на организацию ИТ, но признают, что данной методологии явно не хватает рекламы. Это во многом объясняет, почему руководство сомневается в необходимости расходов на внедрение ITIL. Чтобы лучше понять, в чем состоит выгода, имеет смысл изучить опыт компаний, которые осуществляли внедрение ITIL в своих информационных центрах с помощью профессиональных поставщиков ИТ-услуг. Полученные знания помогут управлять процессами внутренних перемен в компании и находить должную мотивацию персонала. По мнению аналитиков, для достижения максимальной пользы от взаимодействия с поставщиками услуг ИТ-директорам необходимо «давить» на них, добиваясь более методичного подхода в подсчете эффективности инвестиций и бизнес-обосновании ITIL-проектов.

Стратегия или тактика?

Согласно исследованию Gartner, для большинства организаций аутсорсинг является лишь кратковременной тактической мерой снижения стоимости процессов, но не расценивается в качестве полноправной стратегии. Согласно Gartner, «управление операционными издержками и улучшение эффективности» более половины респондентов понимают как прямую финансовую выгоду, которую они могут получить от ИТ-аутсорсинга. Что характерно, под эффективностью также подразумевается контроль издержек и их снижение в будущем за счет отлаживания процессов. Гораздо меньше предприятий, которые используют аутсорсинг как средство совершенствования бизнеса или повышения конкурентоспособности. Именно достижение финансовой выгоды фигурирует как главный стимул использования аутсорсинга, причем крупные компании упоминали этот фактор чаще, чем небольшие. Следом называют «достижение скорости и гибкости услуг» и «доступ к технической экспертизе и навыкам». Выявлены и два главных барьера на пути к аутсорсингу — это вопросы конфиденциальности информации и потенциально высокая стоимость аутсорсинга. Хотя стратегический аутсорсинг может быть важной составной частью успеха организации, большинство компаний фокусируется на тактическом аутсорсинге, расценивая его как средство снижения издержек, резюмирует Gartner.

Голая правда об удаленных сотрудниках

88% сотрудников, работающих вне офиса, хранят свои пароли в небезопасных местах, и только 12% прибегают к шифровке, чтобы обеспечить безопасность используемых данных. Поведение пользователей в связи с безопасностью бизнеса было главной темой опроса, проведенного Insight Express по заказу поставщика решений в области ИТ-безопасности SonicWall. Помимо этого, исследователи обнаружили ряд самых неожиданных привычек и пристрастий удаленных пользователей. Около 10% из них выполняют работу голышом, а более половины не принимают душ в тот день, когда не идут в офис. Удивительно, но это обстоятельство никак не влияет на их работоспособность: три четверти уверены, что могут в домашних условиях работать даже более продуктивно, а 61% считают, что руководители втайне придерживаются сходного мнения. Кроме того, 18% в рабочее время могут заниматься домашним хозяйством, 28% во время работы смотрят телевизор, и лишь 9% испытывают угрызения совести оттого, что трудятся вне офиса.

Техника безопасности

Больше факторов - меньше риск

Только 1% британских компаний используют все доступные методы для контроля доступа к ИТ-системам. Это показал опрос, проведенный PricewaterhouseCoopers по заказу британского Департамента торговли и промышленности. Между тем, у компаний, которые придерживаются такой позиции, проблем в области безопасности и не возникало. Вообще крупные компании говорят о незначительном увеличении инцидентов по сравнению с 2004 годом, когда проводилось последнее исследование на эту тему. Очевидно, использование современных методов аутентификации позволяет держать проблему несанкционированного доступа под контролем. Причем компании, использующие биометрическую методику аутентификации, отметили меньшее число инцидентов, чем организации, применяющие исключительно жетоны и сертификаты. Тем не менее, 80% компаний предпочитают однофакторную аутентификацию, и наиболее распространены пароли. Двухфакторная аутентификация предполагает два разных метода и способна снизить риск несанкционированного доступа до минимума. Однако большинство компаний не торопятся внедрять наиболее «продвинутые» методики, утверждая, что для их применения нет бизнес-потребности. Компании, практикующие двухфакторную аутентификацию, делятся на две группы: одни осознают, что их бизнес находится в зоне повышенного риска, другие не хотят повторить собственные ошибки недавнего прошлого.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Успехи отечественных ИТ

Прошедший год был исключительно успешным для российского ИТ-рынка, который вырос за этот период на 25,4%, а его объем достиг 12 млрд. долл. Хотя, по данным IDC, в течение следующих двух лет темп роста несколько снизится, среднее значение этого показателя в ближайшие пять лет останется на уровне 19%. Таким образом, нынешний объем рынка к 2009 году удвоится.

Тем не менее, рынок в целом и его возможности не столь прозрачны, как может показаться. Хотя некоторые вертикальные рынки, например, телекоммуникационный, банковский и производственный уже вкладывают значительные средства в ИТ, оживление в здравоохранении, образовании и энергетике еще впереди, считают аналитики. Около 70% затрат российского ИТ-рынка приходится на оборудование, объем которого за прошлый год вырос на 30%. По данным IDC, в этом сегменте по-прежнему доминируют персональные компьютеры, но ожидается, что по мере снижения цен на ПК, рост прибылей будут обеспечивать ноутбуки. Стремительно растущим сектором были и остаются дисковые системы хранения данных, поскольку реализация многочисленных проектов породила новые потоки информации и необходимость их хранения. На долю услуг в 2005 году приходилась одна пятая всех затрат на ИТ в России, и этот сегмент рынка в последующие годы будет расти быстрее остальных. Хотя на нем доминируют услуги по внедрению, в последующие пять лет более чем в шесть раз вырастут затраты на управление. Однако этот рост не гарантирует успешного развития. Поставщики услуг никак не могут преодолеть то недоверие, которое из соображений безопасности питают к сторонним партнерам многие российские компании, особенно в секторе СМБ. Затраты на коробочное ПО были самой малой составляющей ИТ-рынка в России. В прошлом году этот сегмент вырос на 19,6% и составил 10,6% от всех затрат. По данным IDC, показатель его роста в течение нескольких лет будет колебаться в пределах 20% благодаря закупкам коробочного ПО компаниями малого и среднего бизнеса.

Тенденции будущего

По данным IDC, рынок бизнес-аналитики (business intelligence, BI) скандинавских стран находится на грани кардинальных изменений, вызванных массированным выходом на рынок BI сильных игроков в области ERP-решений. Скандинавские страны известны как ярые приверженцы приложений BI, поэтому их опыт интересен для прогнозирования данных тенденций общемирового масштаба. Большинство скандинавских компаний стремятся к максимальной прозрачности внутри организации и прилагают все усилия для адаптации к изменяющимся требованиям рынка. Для них потребность в бизнес-аналитике очевидна. Между тем, многие предприятия фокусируются на объединении существующих приложений с помощью платформы BI, пытаясь таким образом минимизировать новые инвестиции и защитить прежние затраты. Это открывает широкие перспективы перед поставщиками, которые предоставляют BI-решения масштаба предприятия за относительно небольшую цену.

Именно такие вендоры, способные к ценовой конкуренции, выходят на рынок из области ERP-систем. Они могут серьезно потеснить ряд крупных игроков, занимающих сегодня большую часть рынка.

Однако ценовая конкуренция чревата рядом подводных камней. Заказчикам следует принимать во внимание не только стоимость лицензий, но и затраты, связанные с обучением и консультационными услугами, предупреждают аналитики.

Время не впустую

Как показало исследование консалтинговой компании Hudson, каждый третий опрошенный сотрудник считает, что время, проведенное на занятиях по повышению квалификации, можно использовать гораздо эффективнее. Более того, 12 % весьма критически настроенных людей называют эти занятия пустой тратой времени.

Самосовершенствование всегда было главной причиной участия ИТ-сотрудников в различных тренингах. 68 % респондентов рассчитывали получить на занятиях полезную для работы информацию. Еще 28 % признались, что посещают их в приказном порядке, оставшиеся 4 % просто хотели улизнуть из офиса.

Программы тренингов, согласно опросу, должны сочетать изучение новых технологий с обучением более «тонким» предметам — искусству общения, торговли и т. д., что даст сотрудникам всестороннее понимание проблем современного бизнеса. Опрос показал, что более высокооплачиваемые сотрудники стремятся участвовать в программах развития персонала, сулящих немедленную выгоду. Менее оплачиваемых сотрудников интересует долгосрочная перспектива своего развития — они рассматривают обучение как очередную ступень карьерной лестницы.

Обычно компании вкладывают львиную долю средств в тренинги высокооплачиваемых сотрудников, справедливо полагая, что именно они вносят основной вклад в деятельность предприятия. Вдобавок, такие сотрудники зачастую обучаются весьма результативно, потому что уже имеют серьезный опыт работы и нацелены на его совершенствование.

Тем не менее, развитие остальных служащих также важно, хотя бы потому, что позволяет компаниям привлекать, растить и удерживать талантливую молодежь.

Рекомендации профессионалов:

  1. Связь тренинга с работой. Занятия должны быть связаны с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, и навыками, необходимыми для работы. Нужна программа обучения, которая позволит приобрести знания актуальные в данный момент или в ближайшем будущем. Это позволит сделать занятия наиболее эффективными.
  2. Подготовка сотрудников. Убедитесь, что сотрудники обладают достаточной подготовкой, необходимой для усвоения новых сведений. Если тренинг не соответствует уровню сотрудников, которым не хватает опыта или общих знаний, то занятия обернутся потерянным временем служащих и пустой тратой денег для компании.
  3. Практика. Трудно сказать, насколько результативно прошло обучение, пока сотрудники не приступят к работе. Лучшим способом измерения успеха является несомненный рост эффективности труда сотрудников.

Стратегия и баланс

Опыт внедрения ИТ-решений красноречиво свидетельствует, что наиболее тяжелые и затратные ситуации, когда «выброшены на ветер» деньги и ресурсы, возникают там, где отсутствует продуманная долгосрочная политика в области ИТ.

Как предотвратить ИТ-кризис на предприятии? Своим мнением делится Михаил Потоцкий, управляющий партнер компании IT Expert.

Олег Седов

В чем причины кризисных ситуации? ИТ-службам не удается найти взаимопонимание с бизнесом?

Одна из причин в том, что начиная крупный проект, ИТ-руководство зачастую концентрируется лишь на выборе и внедрении функциональности одного из блоков бизнес-задач, не рассматривая проблему с учетом широкого спектра взаимосвязей и возможных бизнес-факторов (долгосрочных планов компании, бизнес-рисков и пр.). Между тем, они могут серьезно повлиять на ход проекта и потребовать незапланированных срочных изменений. Справедливо и обратное утверждение: отсутствие взаимопонимания ведет к несогласованной ИТ-стратегии и, как результат, к срыву проектов и усугублению кризисной ситуации. Взаимопонимание формируется в процессе совместной работы и находит отражение в сбалансированной стратегии развития.

Оптимальным является всестороннее бизнес-планирование с участием ИТ-руководителей, направленное на решение долгосрочных задач с использованием прогнозирования и моделирования ситуаций, учетом факторов неопределенности. Одним из важнейших вкладов ИТ-службы на этой стадии должен стать правильный выбор ИТ-архитектуры, обеспечивающей гибкость бизнеса. Именно эти аспекты являются ключевыми в стратегическом планировании ИТ.

В чем состоят достоинства единой стратегии и каковы ее отличия от ИТ-планирования?

Безусловно, ИТ-стратегия включает долгосрочное планирование. Но также она должна дать ответ на важнейшие вопросы: какую ценность несет ИТ для бизнеса в обозримом будущем? В чем состоит роль ИТ?

Не секрет, что в нашей стране топ-менеджмент предприятий часто не рассматривает ИТ в качестве ключевого фактора, способного внести значительный вклад в развитие бизнеса компании. Во многих организациях стратегическое значение ИТ-службы недооценивается.

Роль ИТ в компании многообразна. Они могут стать средством обеспечения текущих бизнес-процессов, неким ускорителем деятельности предприятия, не меняющим суть вещей и порядка организации работы. Но возможна другая картина: появляется все больше предприятий, где ИТ выводят бизнес-процессы на качественно иной уровень и позволяют компаниям выйти на новые рынки, открывая бизнесу неведомые ранее перспективы.

Согласно оценкам Ernst & Young, только 19% компаний в нашей стране имеют информационную систему для ведения управленческого учета, позволяющего эффективно управлять деятельностью предприятия. Около 20% задумываются о реализации такой системы. Оставшиеся организации еще не подошли к решению этого вопроса и для принятия управленческих решений используют бухгалтерскую информацию, что абсолютно неэффективно.

В мире немало компаний со штатом сотрудников 120 тыс. человек, имеющих оборот более 80 млрд. долл. и норму прибыли около 20-25%. (Подобные компании работают в индустрии высоких технологий.) Конечно же, такие высокие показатели экономической эффективности невозможны без отлаженной системы обработки управленческой информации.

К каким последствиям может привести отсутствие ИТ-стратегии? Что является поводом для ее разработки?

Поначалу последствия для бизнеса могут быть незаметными: компании постепенно недобирают элементы, которые важны для будущего развития и победы в конкурентной борьбе. Например, низкая скорость оборота складских запасов приведет к прямым материальным потерям, а отсутствие информации о новых рынках сбыта и т. д. - к недополученной прибыли. Без детального внутреннего контроля компания не сможет аккумулировать необходимые средства для будущего развития. Пока у компании есть мощные факторы роста экстенсивного характера, негативные явления не приводят к заметному снижению конкурентоспособности, но ситуация будет ухудшаться по мере того, как эти факторы будут исчерпываться.

Выход кроется в постоянном поддержании контакта с бизнесом и в творческом осознании роли и ценности ИТ. Важно не упустить момент, когда со стороны бизнеса возникает интерес к ИТ, и тогда ответ будет своевременным. Кроме того, необходимо глубокое знание особенностей работы компании.

У Марка Твена есть интересное высказывание: «Если вы не знаете куда идете, то очень удивитесь, попав не туда». Оно имеет прямое отношение к стратегии развития ИТ: чем дальше мы вместе с бизнесом заглядываем в будущее, сохраняя при этом реалистичность оценок и возможность контроля над ситуацией, тем больше пользы бизнес сможет получить от использования ИТ.