Трудно найти сегодня предприятие, где не было бы локальной сети. Все меньше остается компаний, не имеющих доступа в Internet. В нашу жизнь все активнее входят новые способы общения и взаимодействия сотрудников посредством цифровых каналов связи: системы электронного документооборота, телевидеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, широкий круг беспроводных технологий, intranet-порталы, VoIP и др. Как следует к ним относиться: как к роскоши, глупым забавам или действительно как к полезным вещам?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос зависит от корпоративной культуры компании: от системы менеджмента, принятых в ней способов взаимодействия сотрудников, традиций и привычек. Разумеется, многое обусловлено отраслевой спецификой предприятия, выбранной им моделью бизнеса и особенностями бизнес-процессов, а также его гибкостью, готовностью к переменам.

Ценность средств коммуникации различается от предприятия к предприятию. Один и тот же способ коммуникации (например, видеоконференции или ICQ) может отвлекать сотрудников от работы, а может сокращать время, затрачиваемое на принятие управленческих решений, на решение относительно мелких проблем, которые возникают в процессе деятельности сотрудников, а заодно уменьшать расходы на командировки и междугородние телефонные звонки.

Когда, при каких условиях новые средства коммуникации будут приносить реальную пользу компании? Главное условие состоит в том, что они не должны принципиально противоречить корпоративной культуре компании, в которой используются. Вполне возможно, что новые средства коммуникации изменят ее, но едва ли они смогут прижиться на предприятии, если у них не появится достаточного количества сторонников и покровителей. Второе очень важное условие — использование электронных способов взаимодействия сотрудников не должно снижать уровень безопасности предприятия. Необходимо принять меры для того, чтобы предотвратить появление новых брешей в системе общей и информационной безопасности.

Новые средства коммуникации могут стать основой не только для трансформации бизнес-процессов компании, но и для перехода на новые модели бизнеса. Например, развитие беспроводных технологий делает возможной поддержку мобильных пользователей практически в любом месте и в любое время — в гостинице, ресторане, аэропорту, на улицах города и пр.

Внедряя новые средства взаимодействия сотрудников, важно оценивать их реальную пользу для бизнеса. Это целесообразно по двум причинам. Во-первых, совокупная стоимость владения многими коммуникационными решениями достаточно велика, и чтобы бизнес-менеджеры были уверены, что эти траты не напрасны, им нужно продемонстрировать реальные цифры. Во-вторых, сотрудники нередко используют новые коммуникативные средства для развлечения и решения своих личных проблем. Если персонал будет этим злоупотреблять, затраты на техническую поддержку вырастут, а производительность труда существенно упадет. Все это очень скоро отразится на бизнесе компании.

Ключевым индикатором эффективности новых средств коммуникации являются финансовые показатели предприятия в целом, а также подразделений, процессов и проектов, где они задействованы. (Если топ-менеджеры сочтут, что появление на предприятии электронных средств взаимодействия сотрудников стало главным фактором ухудшения финансовых показателей, судьба коммуникаций будет предрешена.) Разумеется, хорошее впечатление на руководство могут произвести и другие важные показатели: динамика эффективности отдельных бизнес-единиц, повышение числа клиентов и качества клиентской базы, время, затрачиваемое на создание новых продуктов и их вывод на рынок, доля компании на рынке и пр.