Как ИТ-руководитель администрации одного из округов посадил своих пользователей на «диету» с использованием «облегченного клиента»...

Как ИТ-руководитель администрации одного из округов посадил своих пользователей на «диету» с использованием «облегченного клиента»

Мыслить тонко — это некое понятие, с которым многие сталкиваются каждый день. «Толстый» против «тонкого» — и на ум сразу приходят безу?мные диеты, созданные для того, чтобы сбросить лишний вес. Но располневшие «контуры» во многом напоминают растущие затраты на новую технологию. Исходя из необходимости многие федеральные и местные власти посадили свои технологические программы на «диету» и теперь находятся в поиске здравых, рентабельных решений, способных снизить «высококалорийные» затраты на компьютерное оборудование, программное обеспечение и техническую поддержку. Наша история — не исключение.

Начиная с 90-х администрация округа Оукленд, штат Мичиган, закупала персональные компьютеры, чтобы шагать в ногу с развитием технологий. В общей сложности было приобретено около 3600 компьютеров. К 2002 году сложилась следующая ситуация: парк оборудования быстро устаревал, и первые 900 ПК уже исчерпали свой полезный ресурс. Тем временем Microsoft меняла операционные системы так быстро, что за этими изменениями невозможно было успеть, а пользователи жаждали новейших технологий. В то же время расходные сметы были урезаны из-за недостаточных поступлений в бюджет.

В тот момент обдумывалась возможность перехода с Windows NT на Windows XP. Однако вскоре обнаружилось, что лишних миллионов долларов на закупку новых персональных компьютеров нет.

Тут глава администрации Брукс Паттерсон отдал распоряжение — как можно быстрее найти самый рентабельный метод замены настольных ПК. Требовалось срочно найти решение проблемы.

Именно тогда внимание руководителя ИТ-отдела администрации привлекла технология «облегченный клиент».

Этот подход позволял обеспечить компьютерную мощность на уровне сервера, таким образом снижая стоимость тысяч настольных ПК. К тому же существенно упростилась бы процедура перехода к новым операционным платформам. Это можно было осуществить также на уровне сервера, отпала бы необходимость настраивать каждое персональное устройство в отдельности.

Некоторые сотрудники в шутку назвали данный проект новой коллективной ЭВМ, центральным процессором. Однако отличия есть, и весьма существенные.

Во времена ЭВМ использовались «глухие» терминалы, в которых приложения в основном были ориентированы на вывод информации, и данными было крайне сложно оперировать. Модель «облегченного клиента» также использует технологию терминалов, но обеспечивает конечному пользователю ту же самую функциональность, что и при работе с обычным персональным компьютером. Многие сотрудники администрации используют компьютеры для регулярного выполнения одних и тех же задач, при этом почти всегда они работают в офисе, а не удаленно. Эта система обработки данных на серверной основе идеально подходила для большинства пользователей ПК, которые применяли только стандартные продукты Microsoft Office, а не графические или другие специализированные программы.

Обнаружилось, что преимущества перехода на технологию «облегченного клиента» огромны. Экономия от перевода 285 пользователей на «облегченный клиент» вместо замены их старых ПК составила 744 тыс. долл. уже на начальной стадии проекта. А первый год внедрения следующей стадии проекта (еще 540 пользователей) сэкономит округу дополнительные 1,4 млн. долл.

Эта экономия обнаруживается в сокращении затрат на компьютерное оборудование, хорошо налаженной работе службы техподдержки (тратится меньше времени) и более рентабельном менеджменте лицензионного программного оборудования. Лицензированное ПО легче сохранять в среде, использующей «облегченный клиент», потому что все программное обеспечение загружается на центральный сервер, а не на локальные персональные компьютеры. Еще одно из главных преимуществ «облегченного клиента» — возможности для восстановления при аварийной ситуации. При использовании технологии «облегченного клиента» файлы хранятся на серверах, а каждую ночь делаются их резервные копии.

Перевод пользователей на новую технологию

Серьезные опасения вызывала реакция пользователей на изменения. Поэтому команда ИТ взяла на себя инициативу по организации специальных обучающих семинаров для ведущих специалистов из различных отделов.

Ответная реакция оказалась в точности такой, как и ожидалось. Основное беспокойство сотрудников сводилось к тому, что ИТ-отдел будет «заглядывать» в их файлы. Пользователи не понимали, что такой уровень прозрачности уже существовал. ИТ-отдел смог сгладить ситуацию, снабдив пользователей еще до внедрения новой системы руководством к действию и объяснив все различия (или отсутствие различий) между нынешней конфигурацией и новой средой с использованием «облегченного клиента». Кроме того, была обеспечена возможность индивидуального обучения на практике сразу же после установки системы.

С тем чтобы уменьшить опасения по поводу сохранности конфиденциальной информации, пользователям было предоставлено безопасное сетевое пространство специально для хранения их личных файлов, доступ к которому осуществляется только через логин и пароль. И пока они хранят свой пароль в секрете, их информация будет в безопасности (с помощью сетевой операционной системы). Также у них появилась возможность пользоваться съемными USB флэш-накопителями, которые применяются как обычные дискеты.

Первоначальный план предполагал замену старых ПК на новые терминалы. Но вскоре стало понятно, что можно демонтировать вертикальные блоки со старых ПК и переделать их в терминалы «облегченного клиента», таким образом продлив жизнь существующих персональных компьютеров и отложив дополнительные капиталовложения на первой стадии внедрения нового проекта.

Были заменены старые мониторы современными плоскоэкранными и старые клавиатуры новыми. Это стало основным аргументом для сотрудников в пользу производимых перемен, так как они сразу же осознали преимущества: освободилось пространство на столе, да и в целом новые мониторы выглядели «круче».

Пока все это происходило, ИТ-отдел также произвел модернизацию локальной сети округа до гигабайтной мощности, чтобы пользователи смогли насладиться и новой технологией, и более быстрой работой приложений. Фактически одной из главных задач при внедрении «облегченного клиента» было обеспечить такую работу сетевой операционной системы, чтобы она могла справиться с возросшими потребностями в централизованной компьютерной мощности. Во время предварительных тестов обнаружилось, что скорость существующей сети передачи данных слишком мала, что вызывает задержки при вводе данных с клавиатуры. Поэтому было важно, чтобы все пользователи, переведенные на технологию «облегченного клиента», были включены в первую стадию сетевой модернизации и чтобы они смогли немедленно извлечь из этого пользу.

Реакция на технологию «облегченный клиент» превзошла все ожидания. Одним из первых пользователей стал главный прокурор округа Дэвид Горцика, который заявил, что получает большое удовольствие от работы с «облегченным клиентом». «Программные приложения работают быстрее, доступ к ним упростился, поэтому и переключаться между программами теперь легче», — сказал он.

Вторая стадия проекта будет включать в себя гибридную модель, состоящую из комбинации технологий «облегченного» и полнофункционального клиента, так как некоторым пользователям по-прежнему необходима компьютерная мощность, имеющаяся только в ПК с полнофункциональным клиентом. Гибридный клиент — это рабочая станция, которая использует набор приложений «облегченного клиента» (Microsoft Office), уже установленный на центральном сервере «облегченного клиента». Но в дополнение к этому гибридный клиент может запускать приложения, подчиняющиеся старым клиент-серверным приложениям. Так что в то время как пользователь работает с программами Microsoft Office и хранит файлы на сервере облегченного клиента, можно запустить и программу географической информационной системы (GIS) с собственного процессора компьютера.

Основная цель проекта — как можно больше пользователей из общего числа в 3600 сотрудников перевести на «облегченного клиента». Когда начнется вторая стадия, хорошо бы увидеть, что капиталовложения будут стоить усилий, приложенных на реализацию проекта. В настоящее время тот факт, что «диета» на основе «облегченного клиента» действительно помогает стать более быстрыми и эффективными, можно считать доказанным.

Фил Бертолини — директор информационной службы округа Оукленд, штат Мичиган. Его отдел обеспечивает стратегическое планирование, модернизацию и техническую поддержку для более чем 60 департаментов округа, 61 местной общины и 200 органов государственной безопасности в штате Мичиган. С ним можно связаться по электронной почте: bertolinip@co.oakland.mi.us


Phil Bertolini. Thinking Thin. CIO Magazine. January 15, 2005