Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Рынок терминальных вычислений — на подъеме

По прогнозу IDC, в течение периода с 2003 по 2008 год рынок тонких клиентов будет увеличиваться ежегодно в среднем на 20%, и к концу указанного интервала годовой объем поставок терминалов достигнет в штучном исчислении 100 тыс. В 2003 году было продано в общей сложности 42 тыс. тонких клиентов, а в нынешнем, как предсказывают аналитики, цифра достигнет 54 тыс. Как отмечают в IDC, по сравнению с прогнозом для ПК рынку терминалов, пусть гораздо меньшему по объему, предсказывается намного более быстрый рост. К концу этого года, как считают в IDC, преобладать на рынке будет по-прежнему продукция компании Wyse, которой достанется доля в 64,5%. Правда, по сравнению с 2003 годом показатель снизится на 4,5%. HP, которая займет второе место, будет принадлежать 14,8%, следующим за нею Sun и Neoware — соответственно 7,6 и 5,2%. «Наша цель — к концу будущего года нарастить клиентуру в полтора раза», — заявил представитель Wyse.

Курс — на внедрение SAN

Предприятия переходят на архитектуры, использующие SAN, отказываясь от подключаемых напрямую систем хранения, благодаря возможности снизить расходы, сделать инфраструктуру менее сложной, централизовать управление хранением, улучшить распределение его ресурсов и повысить надежность. Аналитики Dell?Oro предсказывают, что на протяжении ближайших пяти лет среднегодовое приращение мирового рынка коммутаторов Fibre Channel в денежном исчислении будет составлять 17%, а рынка адаптеров хост-шины Fibre Channel — 11%. Рынок оборудования сетей хранения архитектуры SAN в целом за указанный период вырастет в объеме с 1,8 до 3,6 млрд. долл. Как предсказывают аналитики, в 2005 году по сравнению с нынешним благодаря появлению новых продуктов и прекращению затоваривания складов рост поставок оборудования в пересчете на порты превысит 40%.

Повышение эффективности при сокращении затрат

Четыре правила директора информационной службы мирового класса

Как из меньшего извлечь больше? Изучение опыта предприятий позволило выделить ряд правил, способствующих повышению отдачи от использования информационных технологий при одновременном снижении затрат.

Специалисты исследовательской компании The Hackett Group проанализировали деятельность более чем 2400 организаций, 93% которых входят в список Dow Jones Industrials. При составлении рейтинга ИТ-организаций учитывались достигнутые ими результаты (качество и ценность), а также показатели эффективности (стоимость и производительность). Организации «мирового класса» (по определению Hackett), привлекая на 36% меньше сотрудников, добиваются более высокого по сравнению со средними результатами уровня стратегических ценностей. При этом их совокупные затраты оказываются ниже на 18% (в ведущих организациях на пользователя тратится 8686 долл., тогда как в среднем этот показатель равен 10 532 долл.).

Коллективам мирового уровня присущи четыре отличительных признака: более эффективное использование аутсорсинга, упрощение и стандартизация ИТ-систем, повышение дисциплины при выполнении процедур и согласованность действий в процессе достижения поставленных целей.

«Аутсорсинг позволяет снизить расходы на ИТ, но только тогда, когда к нему относятся избирательно», — подчеркнула ведущий специалист Hackett по анализу ИТ Бет Хайес. Организации, находящиеся в лидирующей группе, вкладывают в аутсорсинг на 23% больше средств, однако, чтобы увидеть отличия, необходимо смотреть глубже. Структура их затрат такова: расходы на аутсорсинг формирования технологической инфраструктуры превышают средний уровень на 60%, в то время как на привлечение внешних организаций к разработке и поддержке приложений тратится на 34% меньше.

Следствием снижения потребности в передаче другим организациям проектов разработки приложений является вторая отличительная черта: упрощение и стандартизация. Компаниям, которым удалось уменьшить сложность своих систем, проще организовать управление процессом разработки приложений. Данные Hackett показывают, что количество поддерживаемых ИТ-службами мирового класса систем ERP составляет лишь половину среднего уровня, а число приложений, приходящихся на тысячу пользователей, здесь меньше на 29%.

Третий отличительный признак связан с дисциплиной выполнения процедур. По данным Hackett, 90% ведущих организаций придерживаются общей методологии ведения проектов, в то время как в среднем этот показатель находится на уровне 56%. В половине ведущих организаций для осуществления управления проектами формируется постоянная группа Program Management Office, тогда как на среднем уровне лишь четверть компаний создают подобное объединение.

И наконец, последнее — согласованность действий в процессе достижения поставленных целей. Точно измерить этот параметр невозможно, поэтому для его оценки специалисты Hackett использовали уровень полномочий руководителя. В организациях мирового класса все директора информационных служб входят в состав высшего комитета по управлению, в средних компаниях — лишь 69%. Обсуждение за круглым столом позволяет добиться более высоких результатов по сравнению со схемой, согласно которой директор информационной службы подотчетен только генеральному директору.


Edward Prewitt. Great IT Performance Done Cheap. CIO Magazine. September 1, 2004

Инновации нужно сбалансировать

За последние годы специалисты по вопросам управления поменяли свой образ деятельности. Многие весьма авторитетные эксперты все чаще используют приемы шоу-бизнеса: публичные выступления, совсем не похожие на лекции, книги, в которых картинок развлекательного характера больше, чем таблиц с точными цифрами.

Впрочем, так поступают не все. Профессор Гарвардской школы бизнеса Роберт Каплан остался серьезным и вдумчивым теоретиком бизнеса. Книги, которые он пишет, никак нельзя назвать популярными. Зато разработки в области систем сбалансированных показателей (Balanced Scorecards) и карт стратегий (Strategy Cards), созданные профессором Капланом и его постоянным соавтором Дэвидом Нортоном, успешно применяются множеством компаний в разных областях деятельности.

В ноябре Каплан выступил в Москве с публичной лекцией. Перед ее началом профессор дал эксклюзивное интервью журналу «Искусство управления», который оказал визиту информационную поддержку. С Робертом Капланом беседовал заместитель главного редактора журнала Петр Левицкий.

В чем значение и ценность инновационной деятельности для компаний? Помогают ли ваши разработки по бизнес-стратегии сделать инновационную деятельность частью успеха компании?

— Процесс инноваций мы считаем крайне важным. Уверен, что любая компания должна применять инновации. Возможно, для некоторых это единственный способ сохранить свой бизнес. Стоимость инновационного процесса должна определяться возможностями, которые могут предоставить новые продукты и услуги, а исходя из этого выбрать, какое направление инноваций можно развивать. Но самый важный процесс, который происходит постоянно, — это дизайн и разработка продукта. От возможности быстро «запустить» разработку на рынок зависит успех компании.

Безусловно, инновации нужны, однако необходим баланс. Ведь даже краткосрочные усовершенствования внутренних процессов компании могут быть легко внедрены и сделают компанию эффективнее. Реализация стратегических инноваций, которые принесут пользу в долгосрочной перспективе, может потребовать длительных усилий. Например, внедрение нового продукта может занять два-три года. Оценить баланс между краткосрочным улучшением и долгосрочным внедрением новой ценности позволяют наши карты стратегий.

Карты бизнес-стратегий, разработанные вами, давно и успешно применяются в традиционных, функционально-ориентированных компаниях. Можно ли применять их же для оценки бизнес-процессов в проектно-ориентированных компаниях?

— Говоря о внутренних процессах в компании, можно провести параллель между инновационной и проектной деятельностью. В организации проектно-ориентированной, особенно в области ИТ-инициатив, наши карты стратегий становятся еще более важными. Я знаю множество примеров успешного применения этих карт компаниями—разработчиками программного обеспечения. Проблема таких компаний состоит в том, что репутация разработчика и маркетинг компании в целом зависят от деятельности разработчиков. Но если смотреть на процессы с точки зрения обслуживания клиентов, то карты стратегий необходимы: компания обязана думать, как взаимодействовать с покупателями, как понизить цену и сделать клиенту более выгодное предложение. Компания должна понимать важность этого аспекта деятельности. Даже если предлагаемый ею продукт имеет высочайшее качество, отсутствие понимания условий рынка помешает донести этот продукт до потребителя и заработать на нем. Так часто случается с проектно-ориентированными компаниями.

Бизнес и технологии

На пути к SOA

Со временем, как считают в META Group, архитектура, ориентированная на предоставление сервисов (SOA), будет восприниматься большинством специалистов как архитектура интероперабельности, базирующаяся на метаданных (или моделях). Четкие принципы построения сервисно-ориентированных архитектур пока не выработаны, но специалисты META Group могут предложить ряд рекомендаций, следование которым, с их точки зрения, позволит создать предпосылки для перехода к полноценной SOA и обеспечит некоторые из ее преимуществ. Организации должны начать строить службы и применять методики разработки, базирующиеся на моделях (одна из важнейших особенностей SOA — возможность построения приложений и систем на основе моделей). Возможность полностью описывать службы при помощи метаданных позволит конструировать системы путем составления цепочек вызовов служб в определенной последовательности. В разработке таких последовательностей помогут системы моделирования бизнес-процессов. Компании должны разрабатывать внутренние стандарты единых эталонных бизнес-объектов, шаблонов служб и проектов систем. Выбор таких объектов зависит от организационной структуры компании и от отрасли, в которой она работает. Интеграцию нужно осуществлять с применением механизмов, основанных на стандартах Web-служб. Далее, применение стандартов необходимо максимализировать во всех областях — это позволит снизить зависимость от технологий. И наконец, следует свести к минимуму количество разнородных компонентов промежуточного слоя, что позволит получить пакет служб, экспонируемых при помощи одного и того же набора технологий и доступных через всевозможные инструментарии и инфраструктуры.

Учрежден национальный совет по цепям поставок

В России появилась новая общественная организация — национальный совет по цепям поставок, образованный в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка с целью распространения стандартов управления поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссией совета его учредители называют разработку, развитие и распространение модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления поставками, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Эта модель определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок. В обязанности совета войдет разработка модели цепи поставок, совершенствование методик оценки эффективности цепей поставок, координация взаимодействия между разработчиками и потребителями логистических технологий и т. д. Президентом совета избран действительный член Академии транспорта РФ Леонид Миротин.

Ни шагу без интеграции

Интеграция приложений приобретает все большую актуальность в условиях перехода к сервисно-ориентированным архитектурам. Следуя общей тенденции, Microsoft и SAP заключили партнерский договор, предусматривавший обеспечение интероперабельности между платформами MS .Net и SAP NetWeaver. Договор уже принес первые плоды — взаимосовместимость портлетов для портальных решений разработки двух компаний, реализованная в рамках инструментария Web Services for Remote Portlets (WSRP). Применение WSRP обещает компаниям возможность развертывать портлеты на портальном сервере любого из двух производителей, причем два продукта могут действовать в разных сетях, разделенных межсетевым экраном. Как отмечают в AMR Research, WSRP способен обеспечить интероперабельность .Net и Java, а также возможность «федерирования» соответствующих портлетов. Стандартизованные портлеты наиболее выраженно проявляют преимущества Web-служб, демонстрируя ценность сервисно-ориентированной архитектуры одновременно для ИТ-службы, для основного бизнеса предприятия и для конечного пользователя. С точки зрения аналитиков, самое лучшее в союзе Microsoft и SAP то, что за ними вынуждены будут последовать и другие — данный альянс сделает еще более привлекательной идею следования стандартам для таких производителей портальных систем, как IBM, Plumtree, BEA, Vignette, PeopleSoft и Oracle.

Порталы сегодня

Специалисты META Group провели в американских организациях ряд исследований и опросов, посвященных порталам. Как показали результаты, в большинстве компаний порталы являются объектом возрастающих инвестиций. Большая часть бюджета портала, как правило, отводится его программному обеспечению, однако исследование выявило, что в реальности 50-80% расходов уходит на персонал и обслуживание, и лишь 15% — на ПО. Как отмечают аналитики, из монолитных проектов по созданию intranet порталы превратились в сложные инфраструктуры, служащие «фабриками» по разработке составных систем. В наиболее удачных реализациях такая инфраструктура решает задачу интеграции контекстно-зависимых функций портала со всем массивом применяемых на предприятии технологий. При этом примерно поровну разделились голоса респондентов, применяющих портал как самостоятельную службу, и тех, кому портал необходим как механизм интеграции с внешними службами. По прогнозу аналитиков, к 2007 году доля провальных проектов по внедрению порталов снизится с прошлогодних 30 до 10%.

Опасность, которая под рукой

Большая емкость и компактность современных устройств, подключаемых посредством интерфейсов USB и FireWire (IEEE 1394), позволяют копировать и переносить большие объемы корпоративной информации. По мнению аналитиков Gartner, это создает угрозу, с одной стороны, заражения корпоративных систем вирусами и «троянами» в обход большинства средств информационной безопасности, с другой — утечки ценных данных. Для предотвращения этих угроз Gartner рекомендует разработать специальную политику в отношении портативных устройств хранения, позаботиться о защите корпоративных данных и авторизации доступа к ним, проводить разъяснительную работу и обучение персонала в данной области. Кроме того, полезно развернуть на рабочих станциях персональные защитные экраны и другие средства, предотвращающие несанкционированное и неавторизованное использование портов USB и FireWire.