В России есть еще немало предприятий и ИТ-руководителей, верящих, что, внедрив у себя передовые ИТ, они получат конкурентные преимущества. Насколько оправдана вера? Убежден, она призрачна.

В России есть еще немало предприятий и ИТ-руководителей, верящих, что, внедрив у себя передовые ИТ, они получат конкурентные преимущества. Насколько оправдана вера? Убежден, она призрачна. Сами по себе информационные технологии не могут быть козырем в конкурентной борьбе хотя бы потому, что их относительно несложно воспроизвести в другой компании или организации.

Вот пример. Крупная дистрибьюторская компания приобретает и развертывает у себя дорогую импортную систему управления предприятием. Руководство довольно, оно уверено в завтрашнем дне предприятия и без особых колебаний дает «добро» на широкое освещение своего успеха. Проходит чуть больше года, и прямой конкурент первой компании внедряет точно такую же систему, воспользовавшись услугами той же самой команды ИТ-консультантов. Руководство первой компании в панике: оно во всем винит своих консультантов, из-за маркетингового рвения которых то, что казалось конкурентным преимуществом, рассеялось, как мираж.

Стоит заметить, что ИТ, развернутые на современном предприятии, обладают двойной природой. С одной стороны, их рассматривают как средство производства, с другой — как услугу. Сложные, дорогие информационные системы предприятия включают в список основных средств. Но точно такие же основные средства можно воспроизвести в конкурирующей компании, это дело лишь времени (причем относительно небольшого — считанных месяцев), денег и желания руководства. В свою очередь, ИТ-услуги, которые оказывает собственный отдел информационных технологий или внешняя компания-поставщик, тоже легко воспроизводимы — для этого достаточно «скопировать» процессы, обеспечивающие предоставление услуг, и затем исполнять их на должном уровне. Это не так сложно. Кроме того, вспомогательная услуга (а ИТ-услуга именно такой и является) вообще вряд ли может рассматриваться в качестве козыря в конкурентной борьбе.

Николас Карр, автор нескольких книг, получивших широкий резонанс на Западе, обращает внимание на то, что большие инвестиции в ИТ необязательно ведут к улучшению ключевых показателей бизнеса компании. Далеко не всегда тот, кто первым внедряет новые технологии, выигрывает в конкурентной борьбе. Более того, есть масса примеров, когда закупленные технологии не приносят того эффекта, который от них ожидали, либо соотношение выгод и затрат оказывается не в пользу ИТ, в результате масштабные проекты по внедрению новых систем принесли больше вреда, чем пользы.

Когда же и при каких условиях использование ИТ приводит к бизнес-успеху? Предприятия, которым информационные технологии реально помогли, не ограничились собственно ИТ-инновациями и осуществили серьезные преобразования в своем бизнесе: усовершенствовали бизнес-стратегию, бизнес-модели, организационную структуру, внутренние политики учета и управления, освоили передовые методики организации производства товаров и услуг, взаимодействия с поставщиками и заказчиками, оптимизировали бизнес-процессы и пр. На этих предприятиях ИТ рассматриваются как мощный инструмент для достижения вполне конкретных целей, но не более того. В этих организациях прекрасно понимают, что улучшения происходят прежде всего благодаря внутренним системным изменениям, а не одной лишь модификации ИТ-инфраструктуры. И разумеется, в этих компаниях не боятся того, что точно такие же ИТ появятся в скором будущем у конкурентов, потому что знают, что их преимущество кроется не собственно в ИТ, а в том, как на предприятии их используют.