Стратегия внедрения Web-служб позволила администрации округа Майами-Дэйд начать объединение информационных ресурсов различных департаментов и агентств.

Стратегия внедрения Web-служб позволила администрации округа Майами-Дэйд начать объединение информационных ресурсов различных департаментов и агентств

Преступникам теперь следует дважды подумать, прежде чем въезжать в Майами-Дэйд. Вскоре в арсенале местной полиции появится мощное оружие по идентификации людей, находящихся в розыске. Web-службы предоставят полицейским доступ к криминальной базе данных округа, а также к базам данных, находящимся в ведении штата и Федерального бюро расследований.

С портативного компьютера, установленного в патрульной машине, офицеры полиции смогут ввести интересующий их запрос и получить исчерпывающую информацию о нарушителях правил дорожного движения или о более серьезных преступлениях. Внедрение Web-служб проводится в Майами-Дэйд в рамках претворения в жизнь инициативы всеобщей интеграции информационных систем, целью которой является дальнейшее совершенствование организации взаимоотношений между органами власти и гражданами (e-government), расширение применения в округе новых технологий, улучшение управления ИТ-ресурсами, а также упрощение и стандартизация среды информационных технологий.

«В отсутствие механизма Web-служб выполнение практически всех операций возможно лишь при наличии прямого соединения между двумя точками, — подчеркнул заместитель директора информационной службы округа по электронным технологиям Айра Фойер. — Реализация такого механизма на практике потребует очень больших затрат». Это действительно дорого и неэффективно, поскольку разработчики округа вынуждены писать новые приложения для того, чтобы удовлетворить запросы отдельных департаментов. Неэффективность процессов и отсутствие стандартов при работе с данными заставили специалистов округа в области ИТ заняться вопросами стандартизации, а также модернизацией своей технологии и процессов.

Требуются интегрированные системы

За три месяца директор информационной службы Майами-Дэйд Джуди Зито и ее заместитель Фойер вместе с коллегами сформулировали стратегию интеграции множества базовых систем, в свое время созданных для мэйнфреймов. На разработку этого огромного количества приложений было потрачено немало сил и средств, но сегодня администрация готова увеличить и без того весьма значительные вложения. Устойчивость и высокая мощность, присущие мэйнфреймам, делают их ценнейшей составной частью технологической инфраструктуры округа. «Верите вы или нет, но они до сих пор остаются наиболее устойчивыми компонентами нашей архитектуры, — заявил Фойер. — У нас есть возможность достаточно точно спрогнозировать время отклика, а сам мэйнфрейм способен осуществлять эффективное распределение дополнительной нагрузки».

Преступники под колпаком

Директор информационной службы округа Майами-Дэйд Джуди Зито и заместитель директора по электронным технологиям Айра Фойер предложили использовать Web-службы при разработке приложений для местных органов власти. Особенно их привлекает возможность повторного применения уже имеющихся процессов и программ. «У нас есть масса уникальных процессов, которые на протяжении многих лет реализовывались в кодах программ для мэйнфреймов, — отметила Зито. — А переписывать заново логику, которую можно использовать в течение еще очень длительного времени, вряд ли разумно».

В марте 2003 года Зито и Фойер пришли к выводу, что именно Web-службы могут помочь в решении как текущих, так и будущих задач округа. Фойер и его команда рассматривали различные подходы к интеграции, в том числе и внедрение компонентов промежуточного программного обеспечения. Кроме того, они изучили технические предложения по повышению эффективности доступа представителей правоохранительных органов округа к записям криминальной базы данных. «Ранее у нас действительно имелись определенные затруднения с предоставлением мобильным полицейским доступа к мэйнфрейму, — вспоминал Фойер. — Криминальная юридическая база данных округа представляла собой старую систему, которая не поддерживала реляционные запросы. А именно такие запросы требовались для обеспечения доступа нескольких систем к связанным между собой перекрестными ссылками БД округа и штата, а также к федеральному информационному хранилищу».

Когда речь зашла о модернизации, руководитель подразделения программного обеспечения криминальных юридических систем Майами-Дэйд заявил Фойеру, что для переноса в старую базу всех требуемых протоколов и достижения желаемых результатов понадобится по крайней мере восемь человеко-лет. Мандат на модернизацию служб и стандартизацию технологий, полученный от администрации округа, а также необходимость срочного предоставления департаменту полиции доступа к базам данных помогли Зито и Фойеру ускорить внедрение Web-служб. «Мы собирались использовать Web-службы в качестве платформы для интеграции в следующем финансовом году, но проект обеспечения доступа полиции к необходимой информации заставил нас скорректировать планы», — пояснил Фойер.

Важную роль при выборе данной технологии сыграли открывающаяся возможность представления разрабатываемых приложений в виде Web-служб, повторного использования существующих процессов и программ, а также соответствие развивающимся промышленным стандартам (к которым в первую очередь относятся SOAP — Simple Object Access Protocol и XML). «У нас есть масса уникальных процессов, которые на протяжении многих лет реализовывались в кодах программ для мэйнфреймов, — отметила Зито. — А переписывать заново логику, которую можно использовать в течение еще очень длительного времени, вряд ли разумно».

Приложение для полицейского департамента появилось в заранее оговоренные сроки благодаря тому, что к данной системе предъявлялись такие же технологические и процессные требования, как и к программному обеспечению, с помощью которого Зито и Фойер собирались реализовать интеграцию ИТ-ресурсов округа. «Мы рассматривали Web-службы в качестве средства объединения различных архитектур, например, .Net и J2EE, — подчеркнул Фойер. — Я попытался интегрировать Net и J2EE и в процессе решения этой задачи занялся изучением Web-служб. Данный механизм должен помочь нам наладить совместный доступ к информации различных систем и обеспечить получение нужных сведений из различных источников».

А теперь о том, как работает система предоставления сотрудникам полицейского департамента доступа к требуемой информации. В ходе проверки задержанного полицейский делает запрос с компьютера, установленного на патрульной машине. Данный запрос в свою очередь порождает запрос к информационной системе штата Флорида, а затем — и к базе данных ФБР National Crime Information Center. Просканировав все базы данных, система выдает консолидированный ответ, позволяющий узнать, задержан ли обычный водитель, превысивший скорость, или же это преступник, находящийся в розыске.

Самым же первым компонентом Web-служб Майами-Дэйд стало приложение, облегчающее департаменту строительства процедуру выдачи разрешений на установку противоштормовых щитов. Данный проект был реализован очень быстро, буквально за три месяца. Фойер и его разработчики стремились внедрить программное обеспечение до наступления сезона ураганов, поскольку спрос на соответствующие разрешения в этот период достиг очень высокого уровня.

Быстрое преобразование приложения в службу Фойер и его подчиненные осуществляли с помощью программного обеспечения ClientSoft ServiceBuilder, работая в тесном контакте с консультантами из компании ClientSoft. На первом этапе специалисты установили ServiceBuilder на мэйнфрейм, где хранилась унаследованная база данных, и настроили конфигурацию нового ПО. Затем, используя набор инструментальных средств ServiceBuilder, разработчики начали создавать прикладные компоненты Web-служб. После этого появилось приложение по выдаче сертификатов штормовой устойчивости, обращавшееся к Web-службе. И наконец, был разработан внешний интерфейс, связанный с обработкой транзакций XML, и клиенты смогли получить доступ к приложению через существующий Web-портал Майами-Дэйд. Такая же процедура впоследствии использовалась и при создании других приложений.

К интерактивным системам

В ближайшие полгода Фойер планирует внедрить еще четыре приложения на основе Web-служб, интегрировав их по возможности с 311 центрами обработки вызовов округа. Это потребует налаживания многочисленных интеграционных связей и соединений между клиентским интерфейсом, создаваемым на основе Web-технологий, и мэйнфреймом. Каждое обращение должно попасть не только в соответствующее агентство, но и к соответствующему унаследованному приложению внутри этого агентства.

Например, если житель округа хочет заказать грузовик для перевозки вещей, ему достаточно заполнить форму запроса, которая размещена на Web-портале Майами-Дэйд. Однако приложение планирования и контроля рейсов департамента грузоперевозок находится на мэйнфрейме. «У нас имеются интерфейс на базе Web-технологий и унаследованное приложение, а Web-службам в данном случае отводится роль механизма интеграции», — пояснил Фойер.

Чтобы определить порядок разработки последующих приложений, Фойер и Зито встретились с сотрудниками информационной службы и руководителями других департаментов округа. На встрече планировалось обсудить детали новых проектов и определить, годятся ли Web-службы для построения соответствующих систем. «Мы представили концепцию Web-служб техническому персоналу департаментов округа и рассказали, что можем сделать со своей стороны», — вспоминал Фойер. После того как был согласован список предполагаемых проектов и утвержден порядок их финансирования, Фойер со своими подчиненными приступили к проведению технической проверки. «Если Web-службы наилучшим образом подходили для какой-либо конкретной ситуации, мы рекомендовали остановиться именно на этой технологии», — добавил он.

В ходе проверки департаментов округа Фойер постарался определить наиболее общие и актуальные функции и приложения (в качестве примера можно привести систему управления налогообложением недвижимости), которые могли использоваться различными агентствами округа. Кроме того, приложения должны были упростить сотрудникам администрации самостоятельную работу, в том числе обеспечить доступ к информации о персонале и заработной плате, об общем времени работы в системе и моменте выхода из нее.

В ходе реализации проектов Зито планировала осуществить перегруппировку сотрудников и сформировать специальную группу Web-служб, которая обеспечила бы поддержку процесса разработки. К настоящему моменту администрация Майами-Дэйд инвестировала в создание Web-служб около 400 тыс. долл. Из них 150 тыс. приходится на систему доступа полицейского департамента к базам данных, а еще 250 тыс. — на организацию обучения и консультаций.

Фойер и Зито считают, что никаких серьезных технических препятствий для реализации новых проектов не существует. Наиболее серьезные моменты как ранее, так и сегодня связаны с обучением персонала и перераспределением обязанностей. На решение этих вопросов приходится значительная часть общих усилий по внедрению Web-служб. «Необходимо вовлечь людей в проект и организовать их обучение, — отметила Зито. — Мы намерены постепенно реализовывать соответствующую стратегию от одного проекта к другому».

В дальнейшем Фойер планирует организовать мониторинг и развернуть средства тестирования. «Нам нужно знать, когда произошел сбой, почему это случилось и каковы его причины, — пояснил он. — Тогда мы можем быстро исправить положение». Ожидается, что все необходимые для этого средства появятся в самое ближайшее время.


Lafe Low. Access Miami. CIO, December 1, 2003


Правильный переход

Уильям Ив

Web-службы сегодня считаются одним из лучших средств проведения недорогой интеграции ИТ-ресурсов. Подобные проекты реализуются в кратчайшие сроки по мере интеграции внутри компании приложений, информации и процессов. Учитывая размеры правительственных организаций, многообразие их функций, объемы накопленных данных, необходимость объединения множества точек и потребность в обслуживании массы клиентов — физических лиц, представителей деловых кругов, других государственных органов и собственных сотрудников, нельзя не признать, что они являются весьма удачным местом для развертывания Web-служб. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, согласно недавнему исследованию Accenture, около 60% руководителей правительственных организаций отводят Web-службам высокое место в списке приоритетов. Здесь их рейтинг выше, чем в любом другом секторе рынка.

Конечно, весьма соблазнительно сначала выбрать модную технологию и лишь затем заняться изучением ее преимуществ. Но информационной службе Майами-Дэйд удалось преодолеть этот соблазн и сосредоточиться на проектировании бизнес-процессов и приложений, уделив при этом основное внимание прикладным функциям, а не новым техническим возможностям. С помощью Web-служб можно реализовать такие удачные проекты, как приложение выдачи подрядчикам разрешений на монтаж защитных сооружений, устанавливаемых в сезон ураганов, или система предоставления полицейским, патрулирующим улицы, возможности быстро определить, является ли водитель просто нарушителем правил дорожного движения, потенциальным террористом или преступником, находящимся в розыске.

Регулирование критически важных бизнес-процессов продолжается, а разработчики Майами-Дэйд, самостоятельно занимающиеся их изучением, переходят к новым приложениям Web-служб.

Ульям Ив — ведущий специалист в области управления знаниями службы повышения эффективности труда компании Accenture. Электронную почту ему можно направлять по адресу s.william.ives@accenture.com