Технология радиочастотной идентификации способна буквально революционизировать многие процессы. Но для ее успешного развертывания нужно подготовить инфраструктуру.

Так или иначе технология радиочастотной идентификации станет частью нашей повседневной жизни. Она способна буквально революционизировать многие процессы. Но чтобы успешно реализовать эту технологию на вашем предприятии, необходимо подготовить его инфраструктуру. Вот что нужно сделать для этого.
По словам директора информационной службы компании 7-Eleven Кита Морроу, для реализации RFID-систем потребуются такие запасы вычислительной мощности, такие средства организации доступа и хранения данных, о которых раньше и думать не приходилось

Пожалуй, не проходит и дня без того, чтобы Кит Морроу, директор информационной службы компании 7-Eleven, не вспоминал о технологии RFID (Radio Frequency ID). Kaк и многие его коллеги в отрасли розничной торговли, он не сомневается в том, что RFID co временем будет внедрена повсеместно, и полагает, что эта технология — со временем она позволит ему отслеживать движение каждого товара из тех, что продает его сеть розничных магазинов с годовым оборотом в 33 млрд. долл., от ворот компании-производителя до кассы (а может, и далее) — повлечет за собой революционные изменения в его деятельности. Морроу знает также, что к числу сторонников RFID относятся такие гиганты сферы глобальной розничной торговли, как Carrefour, Gillette, Home Depot, Marks & Spencer, Metro AG, Procter & Gamble, Tesco и Wal-Mart. И наконец, он не может не думать о перспективах, которые открывает внедрение RFID, — o перспективах абсолютного контроля над товарными запасами, о возможностях последовательного сокращения расходов и повышения прибыльности. Но для того, чтобы получить дополнительную прибыль раньше, чем это сделают конкуренты, для того, чтобы развернуть тысячи устройств для считывания данных с RFID-ярлыков и пустить в оборот миллионы таких ярлыков и тем самым получить фантастически точное и подробное представление о положении дел в логистических цепочках, Морроу должен целиком посвятить себя проблемам RFID. B рамкax своей отрасли он ведет активную работу по популяризации RFID среди руководителей высшего звена, демонстрируя своим коллегам чудеса этой технологии на ежегодных выставках, которые он сам же и организует. Кроме того, на протяжении последних двух лет он осуществляет пилотные проекты с целью определить стоимость полнофункциональной системы RFID, ee показатели в терминах ROI и влияние новой технологии на существующую ИТ-инфраструктуру 7-Eleven. Впрочем, Морроу, да и остальные прекрасно понимают: издержки будут высокими, но и эффект — колоссальным.

Трудности внедрения

Применение RFID предполагает генерирование целых гор данных о местоположении поддонов, ящиков, картонных упаковок, разного рода контейнеров и отдельных товаров в логистической цепочке. Образуются настоящие океаны сведений о том, когда и где товары производятся, отбираются, пакуются и отгружаются. Потекут реки чисел, содержащих важную для продавцов информацию об истечении сроков хранения скоропортящихся продуктов — а ведь эти данные надо хранить, передавать в реальном времени и предоставлять подразделениям управления складами, товарно-материальными запасами, финансовым и другим системам уровня предприятия. К тому же для реализации технологии RFID потребуется новый тип архитектуры компьютерных систем, называемый «вычислениями на периферии» (edge computing), предполагающий обработку огромных объемов данных не в централизованных корпоративных вычислительных центрах, а на периферии корпоративных сетей.

Эксперты сходятся в том, что RFID — технология, которая трансформирует всю отрасль.

«Если внедрять ее до конца, снабжая ярлыками не только контейнеры, но и отдельные продукты, — утверждает Морроу, — потребуются такие запасы вычислительной мощности, такие невероятные средства организации доступа и хранения данных, о которых раньше нам и думать не приходилось».

Хотя сегодня широкое распространение технологии RFID блокируется целым рядом препятствий технического, экономического и социального свойства, руководители информационных служб внимательно следят за развитием событий. И пусть кто-то собирается реализовывать RFID в ближайшее время, а кто-то через полтора или через три года, пусть одни готовятся к тому, чтобы оснащать интеллектуальными ярлыками поддоны, а другие — ящики или отдельные товары, все это не столь важно. Главное — все понимают: пришло время оценивать масштабы работы, которую предстоит провести в рамках модернизации ИТ-инфраструктуры. И все знают, что успех RFID-инициативы будет зависеть от того, насколько хорошо почва будет подготовлена для этого уже сегодня.

«Для применения новой технологии требуются определенные предпосылки, — поясняет Билл Гома, директор информационной службы сети бакалейных магазинов Hannaford Bros. — При чтении профессиональных изданий у людей складывается такое впечатление, будто RFID решает все проблемы снабженческой цепочки. На деле же все не так просто. Если сегодня снабженческая цепочка у вас функционирует в общем неплохо, RFID поможет усовершенствовать ее работу. Но если вы не имеете возможности принимать ордера на отгрузку товаров в электронном формате с тем, чтобы заблаговременно проверить, вполне ли они соответствуют вашим заказам на поставку, RFID определенно вам не поможет».

Поэтому такие ИТ-руководители, как Гома, Морроу, Кэтлин Старкофф из Limited Brands и Билл Фрэнкс из Saks, осуществляя пилотные проекты, анализируя техническую осуществимость и экономическую целесообразность внедрения RFID, готовят свои компании к предстоящим переменам, чтобы грядущий переход на новую технологию принес им максимальные выгоды, причем пытаются делать это без излишних затрат и без полного переустройства существующей инфраструктуры.

RFID сегодня

О проблемах RFID сегодня так много разговоров, что может показаться, будто речь идет о последнем слове науки; на деле же эта технология появилась на свет еще в годы Второй мировой войны. По словам Билла Аллена, менеджера по маркетингу компании Texas Instruments RFid Systems, средства радиочастотной идентификации были впервые применены в 40-е годы в устанавливавшихся на кораблях и самолетах системах опознавания «свой — чужой». «Если с тех пор что-то и изменилось, так это цены, — считает Джон Паркинсон, главный технолог компании Сар Gemini Ernst & Young, — сейчас метки RFID достаточно дешевы для того, чтобы устанавливать их на поддонах и ящиках с товаром. Если в 2002 году такой ярлык стоил 40 центов, то в 2003 году — от 25 до 30 центов. И по мере снижения цен разрабатываются все новые приложения».

По данным консалтинговой фирмы Kurt Salmon Associates, даже если RFID-ярлыки будут устанавливаться только на поддонах, ящиках и картонных коробках с товаром, издержки на складирование и распределение — от 3 до 5% доходов розничных торговцев — будут сокращены. Данные с электронных меток будут считываться с помощью специальных устройств, установленных в разных зонах складов. Сотрудникам фирм уже не придется ходить от поддона к поддону и собирать информацию с помощью сканеров, подобно тому как сегодня считываются штрих-коды. В итоге торговые фирмы смогут уменьшить число работников, обслуживающих центры распределения.

Кроме того, энтузиасты радиочастотной технологии утверждают, что она поможет разрешить некоторые проблемы розничной торговли, относящиеся к числу самых сложных и сопряженных с самыми большими затратами, — проблемы потерь и краж товаров (по словам Паркинсона, в масштабах отрасли они обходятся торговым организациям примерно в 30 млрд. долл. в год), а также проблемы исчерпания товарных запасов, из-за которых бакалейные магазины теряют до 4% своих доходов. Располагая более точной информацией о том, что имеется на полках их торговых залов, в складских помещениях и в контейнерах на пути от предприятия-изготовителя до распределительного центра, розничные торговые фирмы смогут поставить дело так, что случаи отсутствия нужных товаров в магазинах будут уже не правилом, а исключением. А это, в свою очередь, позволит им увеличивать объемы продаж, удовлетворять спрос, повышать качество услуг и ускорять оборачиваемость товарных запасов.

К примеру, если на ящиках с вином поместить метки, содержащие информацию об их местонахождении, представители винных заводов и торговых организаций будут иметь сведения о том, прибыли ли их изделия на место назначения. Если на ящик с вином «Кьянти» позарится грабитель с большой дороги, нечистый на руку сотрудник распределительного центра или этот ящик просто затеряется, представители торговой организации будут иметь некоторое представление о том, где и когда это случилось, и смогут привлечь к ответственности водителей грузовиков и менеджеров распределительных центров. «Интеллектуальные» полки и магазины, оборудованные устройствами для считывания данных, будут иметь точные сведения о месте расположения того или иного товара в масштабах всего магазина и предупреждать сотрудников о том, что на полки нужно выставить новые товары или заказать у производителя дополнительную партию — и все это до того, как покупатели «сметут» все с полок.

Упомянутые приложения технологии RFID могут принести столь высокие прибыли на вложенный капитал, что гигантская сеть оптовой торговли Wal-Mart в июле 2003 года обязала сотню наиболее значительных своих поставщиков к январю 2005 года оснастить ярлыками RFID все свои поддоны, ящики, картонные коробки и приносящие особенно большую прибыль отдельные товары. (В октябре 2003 года Министерство обороны США сделало аналогичное заявление: поставщики этого ведомства должны оснастить ярлыками все свои поддоны и ящики к 2005 году.) С тех пор, как Wal-Mart сделала это заявление, активность ИТ-директоров предприятий розничной торговли на «фронте RFID» заметно повысилась.

Фактор Wal-Mart

Когда применения RFID-ярлыков требует Wal-Mart, голосов протеста что-то не слышно.

Авторитет Wal-Mart среди предприятий розничной торговли поистине непререкаем. Его не следует недооценивать, но и удивляться тут нечему; достаточно вспомнить о масштабах компании и об объемах ее коммерческих операций.

«Каждая пятая розничная транзакция в Америке осуществляется в Wal-Mart. Через ее логистическую цепочку проходит 17% ВВП Соединенных Штатов и примерно 11% мирового ВВП», — утверждает Джон Паркинсон, главный технолог компании Сар Gemini Ernst & Young. По мнению Паркинсона, когда говорит Wal-Mart, все остальные слушают. И вот этот гигант предлагает 100 своим ведущим поставщикам оснастить RFID-ярлыками все поддоны и ящики с товарами, которые они направляют в Wal-Mart, и сделать это к январю 2005 года.

«Они могут вот так запросто взять и поставить точку в спорах относительно огромного числа деталей, о которых в противном случае пришлось бы договариваться целую вечность, и сказать: ?Делайте это так-то и так-то?», — поясняет Паркинсон.

И практически все наблюдатели сходятся на том, что так оно и будет сделано.

Для того чтобы технология RFID могла получить повсеместное распространение, цена электронной метки должна упасть до 5 центов; по мнению аналитиков, это случится через три-пять лет. И тогда станет возможным (и экономически целесообразным) снабжать ярлыками каждую пачку жевательной резинки и каждую коробку с продуктами итальянской кухни. Но до тех пор будет разумнее ограничить практику применения радиочастотных идентификаторов для отдельных товаров такими приносящими большие прибыли категориями продукции, как бытовая электроника, ювелирные украшения и изделия высокой моды. И в самом деле, если речь идет о торговле высококлассными аудиосистемами, каждая из которых стоит не одну тысячу долларов, или о сорочках от Gucci стоимостью по 250 долл. за штуку, 30-центовый ярлычок вряд ли покажется слишком дорогим: ведь он и поможет обнаружить товар на большом складе, и помешает злоумышленникам украсть его в торговом зале.

Несомненно, технология RFID может представлять большой интерес для предприятий розничной торговли, специализирующихся на продаже дорогостоящих товаров либо планирующих оснащать интеллектуальными ярлыками ящики, коробки или поддоны. Однако не следует забывать и о том, что повсеместного распространения новой технологии можно ожидать лишь после того, как будут преодолены препятствия технического характера. К примеру, радиоволны, с помощью которых передаются сигналы от меток к считывающим устройствам, поглощаются жидкостями и искажаются металлами, так что RFID не дает возможности отслеживать местоположение банок, скажем, с апельсиновым соком. (Впрочем, специалисты центра автоматической идентификации Auto-ID Center уже работают над решением такого рода проблем.)

Но еще важнее другое: для того, чтобы подготовить свои магазины к использованию технологии RFID, руководители информационных служб должны самым тщательным образом исследовать ИТ-инфраструктуру своих предприятий.

Лавина RFID-данных

Как полагает директор по технологиям компании Limited Brands Кэтлин Старкофф, RFID-системы будут генерировать столь мощные потоки данных, что ИТ-руководителям придется пересматривать стратегию хранения информации, — и он уже пересматривает эту стратегию для собственной компании. ИТ-директорам придется проявлять повышенную разборчивость и в том, какие именно данные они хранят в своих сетях, и в том, как они организуют хранение этой информации. Им придется определять ROI хранимых данных и решать — на основе таких показателей, как возраст данных, а также стоимость их хранения и извлечения, — от каких сведений нужно избавляться, а какие следует оставить в хранилищах.

«Часть хранимых данных, которые не обеспечивают прибыли на вложенные средства, мы просто удалим», — поясняет Старкофф.

По ее словам, дальнейшая судьба данных будет напрямую увязываться с бизнес-процессами. К примеру, после того как изделие продано, компания, возможно, пожелает сохранить информацию, свидетельствующую об этом факте, но не исключается и другой вариант: все сгенерированные системой RFID данные о путешествии изделия от ворот завода-изготовителя до магазина будут подлежать удалению.

Кроме того, Старкофф полагает, что тяжелое бремя, которое ляжет на плечи ИТ-директоров в связи с необходимостью обработки огромной массы данных, может быть несколько облегчено программными средствами, разрабатываемыми ныне компаниями Manhattan Associates, SAP и другими поставщиками. Эти пакеты будут собирать данные со считывающих устройств и преобразовывать их в четкие и лаконичные сообщения типа «поставка выполняется в соответствии с графиком» или «график поставки нарушен».

С тем, чтобы как-то смягчить силу «информационного удара» всех этих данных по сети Limited Brands, Кэтлин Старкофф намеревается использовать сетевые средства управления, которые компания уже сейчас использует для оптимизации функционирования сети. А поскольку электронные метки позволяют хранить данные, специфичные для того или иного объекта — будь то поддон, ящик или предмет одежды, — можно настроить систему таким образом, чтобы считывающие устройства определяли содержимое коробки или происхождение той или иной поставки без установления сетевого соединения с центральной базой данных. Она утверждает, что в результате требования к пропускной способности сети будут сведены к минимуму.

Старкофф понимает, что если Limited Brands придется в дополнение к средствам, вложенным в метки и считывающие устройства, нести расходы по расширению полосы пропускания и по модернизации систем хранения данных, общая стоимость инфраструктуры RFID резко возрастет.

«Если разворачивать RFID без предварительной проработки и не принимая мер по оптимизации существующей инфраструктуры, то будет видно, где прибыль на вложенный капитал будет просто рассеиваться», — поясняет она. Для того чтобы свести расходы к минимуму и смягчить воздействие всех этих RFID-данных на ИТ-инфраструктуру Limited Brands, Старкофф пытается развести поступающую информацию по двум потокам: сведения, которые необходимо пересылать в реальном времени, и данные, без которых можно обойтись в течение ближайших 24 часов; эти последние можно будет передать дополнительно в виде отдельного файла обновлений. На сегодняшний день, как полагает Старкофф, главные кандидаты на передачу в реальном времени — это сведения о складских запасах и о товарах, уже перевозимых в магазин.

«Когда технология RFID будет реализована не только в рамках логистической цепочки, но и в торговых залах, передаваемая в реальном времени RFID-информация может стать основой динамической системы пополнения запасов, управляемой динамикой продаж», — добавляет она.

Эхо «Проблемы 2000»

Сегодня почти все информационные системы предприятий розничной торговли рассчитаны на хранение 11-разрядных штрих-кодов UPC. Однако указанные в метках RFID серийные номера, называемые «электронными кодами продуктов» (Electronic Product Code, EPC), состоят из 13 разрядов. Для того чтобы уместить два последних разряда, ИТ-руководителям придется расширить численные структуры в своих системах. Рабочая группа Sunrise 2005, созданная в 1997 году специализирующейся на разработке стандартов для предприятий розничной торговли и обрабатывающей промышленности организацией Uniform Code Council (UCC), постановила, что к 1 января 2005 года компании из США и Канады должны иметь средства для сканирования и обработки кодов с числом разрядов до 14. Те, у кого не будет таких средств, не смогут обмениваться информацией со своими торговыми партнерами, сокращать время от появления замысла изделия до его поставки на рынок и будут вынуждены идти на дополнительные издержки. Как полагают в UCC, в этой ситуации руководителям информационных служб предприятий розничной торговли придется либо заменять устаревшие системы полностью оснащенными средствами RFID системами, либо так же, как и в ходе кампании по устранению «Проблемы 2000», принимать меры по перепрограммированию информационных систем, чтобы они могли распознавать 13-разрядные коды ЕРС.

Такие торговые компании, как, скажем, Saks Fifth Avenue, которая продает множество произведенных в Европе товаров, имеют преимущество в этой гонке, поскольку серийные номера европейских продуктов состоят из 13 разрядов. Исполнительный вице-президент Saks и директор ее информационной службы Франкс начал готовиться к выполнению программы Sunrise 2005 несколько лет назад и к настоящему времени переоборудовал множество систем компании. А это уже хорошая основа для внедрения технологии RFID.

Франкс инвентаризировал все системы Saks и всю документацию, которой компания обменивается в электронном формате с 1900 поставщиками. Он хотел убедиться, что они способны вместить применяемые в глобальной торговле номера и коды ЕРС. Системы, не удовлетворявшие этому требованию, приходилось перестраивать — так же или почти так же, как перестраивались системы Saks при исправлении «Ошибки 2000». Франкс рассказывает, что сейчас он занят «прочесыванием» всей информации от заказов на поставку до ордеров на отгрузку товаров, счетов-фактур и официальных уведомлений о получении платежа. Его цель — удостовериться, что Saks в точности выполняет предписания Sunrise 2005 и, следовательно, сможет использовать технологию RFID. «Мы будем совершенствовать систему, начиная с ее важнейших звеньев, а эти последние будем определять с точки зрения ценности того или иного элемента для нашего бизнеса и в контексте оперативных потребностей», — заявляет Франкс, но в голосе его что-то не слышно радостных нот.

Интеграция RFID: цель — внутренние базы данных

Два года назад в 7-Eleven опробовали карты виртуальных мгновенных платежей (Virtual Instant Payment, VIP). Пилотный проект осуществлялся в магазине 7-Eleven внутри штаб-квартиры компании в Далласе и в магазине, расположенном в Плано (шт. Техас). VIP-карты были оснащены RFID-микросхемами и функционировали по принципу дебитных или кредитных карт. Проведя VIP-картой перед расположенным у кассы устройством для считывания RFID-данных, покупатель мог оплатить свои покупки — и при этом ему не нужно было стоять в очереди, копаться в кошельке или проводить с точно заданной скоростью кредитной карточкой сквозь считывающее устройство. Короче говоря, механизм оплаты был примерно такой же, как у клиентов заправочных станций ExxonMobil, которые рассчитываются за бензин с помощью оснащенных средствами RFID карт SpeedPass. Для 7-Eleven это был первый опыт использования технологии RFID, и он помог ее ИТ-директору Киту Морроу понять, какие изменения нужно внести в систему для того, чтобы интегрировать это новое приложение с уже существующими.

Центральная складская система компании — Retail Information System — обеспечивает выполнение на торговых точках операций сканирования, заказов, торговли, получения товаров, а также различных других функций отчетов об управлении. Так вот, одна из самых серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться Морроу, состояла во введении в эту систему информацию о продажах, осуществленных с помощью VIP-карт.

«Мы не могли работать с автономной транзакционной сетью, не перенося ее данные в нашу систему регистрации продажи товаров», — рассказывает Морроу. Поэтому ему пришлось развернуть в корпоративном центре обработки данных специальную службу, которая включает транзакции, выполненные с помощью VIP-карт, в кассовые отчеты 7-Eleven. Kpoмe того, ему пришлось позаботиться о том, чтобы складская система могла идентифицировать осуществленные с помощью VIP-карт транзакции — подобно тому, как она определяет покупки, оплаченные наличными, чеками, кредитными или дебитными картами. Для решения этой задачи Морроу оснастил систему новым платежным механизмом, ориентированным на использование VIP-карт; и теперь, если покупатель желает расплатиться с помощью VIP-карты, на кассовом аппарате, установленном в торговой точке, кассир вместо пунктов «cash», «debit», «credit» или «check» может выбрать пункт «VIP card».

«C интеграцией пришлось повозиться, — вспоминает Морроу. — Но оборудование, после того как оно было настроено для считывания данных с нужного нам расстояния, т. е. с 2-3 дюймов, мы установили без особых хлопот».

Как утверждает Бретт Кинселла из компании Sapient, вопрос о том, какое RFID-приложение нужно подключить к системе уровня предприятия, будет решаться в зависимости от типа этого приложения. Так, средства RFID на уровне поддонов и ящиков придется подключать к системам управления складами. Средства RFID на уровне отдельных товаров будут взаимодействовать практически со всеми системами — от систем управления складскими запасами и систем пополнения запасов до систем CRM. Ho поскольку до внедрения меток на уровне отдельных изделий еще весьма далеко, тщательной проработкой вопросов реализации данного уровня интеграции, особенно с применением средств CRM, занимаются лишь немногие — а может быть, и вообще не занимается никто. «Решить задачу переноса RFID-данных в существующие системы уровня предприятия будет проще всего тем ИТ-руководителям, которые реализовали инфраструктуру интеграции приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI)», — утверждает Кинселла. И поясняет: «Дело в том, что они могут рассматривать эти данные просто как еще один компонент на серверах EAI».

Архитектура RFID: данные обрабатываются на периферии

«Чем дальше компании будут продвигаться по пути внедрения технологии RFID, тем более распределенными будут их архитектуры уровня предприятия», — полагает Санджай Сарма, один из руководителей созданного при Массачусетсском технологическом институте центра автоматической идентификации Auto-ID Center — своеобразного консорциума, занимающегося разработкой инфраструктуры, которая позволит использовать технологию RFID в системах управления логистическими цепочками. Для агрегирования и обработки лавины данных, генерируемых отдельными изделиями, картонными коробками и ящиками, которые проходят мимо считывающих устройств на протяжении всей снабженческой цепочки, будут использоваться не расположенные в штаб-квартирах корпораций вычислительные центры. Эта работа будет выполняться на периферии корпоративных сетей — на полках магазинов, непосредственно в торговых точках, в погрузочных дебаркадерах и на погрузчиках. Сарма называет такое распределение интеллектуальных и вычислительных средств сети «обработкой на периферии». По его словам, подобная распределенная архитектура поможет предприятиям справиться с огромными потоками данных.

«Если собрать все поступающие от RFID-датчиков данные и направить их в главный офис компании, такого напора не выдержит ни одна линия связи, — рассказывает Сарма. — Но если пересылать их вовне, нагрузка на канал связи с главным офисом снижается. Уменьшается объем вычислений, производимых в главном офисе, и обработка данных осуществляется гораздо быстрее».

В числе составляющих этой архитектуры — ключевые элементы, обеспечивающие функционирование RFID-приложений для торговых фирм и изготовителей. Речь идет о двух технологиях, разрабатываемых в Auto-ID Center: Savant и служба имен объектов ONS (Object Name Service).

Устройства для считывания RFID-данных будут «вшиты» в вычислительную систему, на которой предполагается выполнение приложения Savant; это приложение будет управлять всеми данными, поступающими на считывающие устройства и принимаемыми с этих устройств. ONS устанавливает соответствие между кодом ЕРС и адресом сервера, который содержит информацию о данном продукте. Вызывая тот или иной IP-адрес, ONS, в сущности, раскрывает значение кода ЕРС: механизм здесь тот же, что и при вызове Web-страницы в Internet.

Capмa полагает, что переход к периферийной обработке данных не потребует полного пересмотра ИТ-инфраструктур. По его мнению, требуется только одно: инвестировать дополнительные средства в новые локализованные вычислительные системы.

«Если все сделать правильно, в глобальную инфраструктуру, возможно, вообще не придется вносить никаких изменений. Существует возможность увеличения эффективности обработки данных за счет повышения интеллектуальности периферийных участков корпоративной сети», — добавляет он.

В этом, пожалуй, как раз и состоит та причина, которая побуждает предприятия рассматривать вопрос о внедрении RFID: c помощью данной технологии, позволяющей с большей надежностью отслеживать местонахождение товарных запасов и обеспечивающей более качественное обслуживание клиентов, торговые компании рассчитывают сократить свои издержки и увеличить прибыли.


Meridith Levinson. The RFID Imperative. CIO, December 1, 2003.


Торговцы — покупателям: «А мы здесь ни при чем»

Многие компании относятся к RFID c настороженностью

Поскольку общественность выражает опасения в связи с тем, что технология RFID, вероятно, предоставит новые возможности для нарушений прав граждан на конфиденциальность личной жизни, ряд сетей розничной торговли были вынуждены отказаться от части своих планов. В марте 2003 года компания Royal Philips Electronics объявила, что намерена предоставить торговой фирме Benetton, которая всегда гордилась своей «социальной ориентированностью», поддерживающие RFID интеллектуальные ярлыки для оснащения ими предметов одежды. Кроме того, Philips объявила, что предметы одежды, выпускаемые под принадлежащей Benetton торговой маркой Sisley, уже оснащены такими ярлыками. Компания Benetton, которая вот уже несколько лет испытывает финансовые трудности и руководство которой менялось несколько раз, рассчитывала, что перспективная технология поможет ей повысить эффективность логистических цепочек и тем самым восстановить доверие акционеров.

Но буквально через несколько дней после сделанного Philips заявления активисты, выступающие против посягательств на конфиденциальность частной жизни граждан, объявили бойкот. А спустя три недели Benetton выступила с заявлением, в котором говорилось, что ни один из предлагаемых ею потребителям предметов одежды не имеет таких ярлыков и что компания не проводит каких-либо исследований с целью внедрения RFID. C тех пор представители этой фирмы отказываются говорить о своих планах, имеющих какое-либо отношение к этой технологии.

Wal-Mart и Gillette тоже сократили масштабы своих связанных с RFID пилотных проектов после того, как почувствовали негативную реакцию со стороны общественности. Первоначально обе корпорации планировали оснащать подобными ярлыками пачки с бритвенными лезвиями. Бретт Кинселла из консалтинговой фирмы Sapient утверждает, что Wal-Mart и Gillette свернули проекты по использованию RFID не потому, что боялись негативного общественного резонанса, а из-за «разного рода сложностей как технического, так и организационного характера, которые затрудняют внедрение в ближайшее время ярлыков на уровне отдельных изделий». Любопытно, что в Европе, где и отдельные граждане, и компании более энергично, чем в Америке, выступают против посягательств на тайну частной жизни, и где на уровне государственных органов приняты нормы, обеспечивающие защиту данных о клиентах, Metro AG и Tesco продвинулись в деле испытаний RFID гораздо дальше, чем американские торговые сети. Несмотря на протесты, организуемые у стен их магазинов, эти компании уже внедрили новую технологию на уровне поддонов и ящиков. Metro AG уже начала оснащать интеллектуальными ярлыками некоторые товары в отдельных магазинах в Германии, а Tesco реализовала вызвавший много споров пилотный проект, в ходе которого ярлыки прикреплялись на бритвенных лезвиях Gillette, a на полках устанавливались ТВ-камеры для наблюдения. Эти камеры снимали посетителей, и всякий раз, когда посетитель брал с полки пачку лезвий, его фотография помещалась в базу данных.


Покупатели — торговцам: «Относитесь к нам со всей серьезностью»

Борцы за неприкосновенность личной жизни увеличивают свое давление

Большинство ИТ-руководителей полагает, что соображения конфиденциальности не могут стать решающим препятствием на пути распространения технологии RFID. Они поясняют: существует целый ряд возможностей для отключения RFID-ярлыков; к примеру, можно использовать специальное устройство, которое может навсегда деактивировать выполнивший свою задачу ярлык с помощью команды на «самоликвидацию». Далее они напоминают, что данные практически со всех ярлыков можно считывать на расстоянии не более метра, так что для шпионов и любителей совать свой нос в чужие дела проку от них немного. (Конечно, этот показатель будет расти; уже сейчас опытные образцы устройств считывания данных улавливают сигналы от RFID-ярлыков на расстоянии до 10 метров.)

Но Кэтрин Албрехт, главу ассоциации Caspian, выступающей в защиту покупателей от руководства супермаркетов, посягающих на тайну их частной жизни, эти аргументы не убеждают. «Все дело в том, —заявляет она, — что устройства считывания данных можно маскировать, и тогда злоумышленник может идентифицировать личные вещи человека — будь то предметы одежды или, скажем, мятные пастилки для освежения дыхания — без ведома и, разумеется, без разрешения хозяина». А это, как считает Альбрехт, есть одна из форм посягательств на тайну личной жизни. По ее убеждению, людям надо дать право голоса при решении вопроса о том, следует ли оснащать ярлыками приобретаемые ими товары, и уж во всяком случае их надо информировать о наличии устройств считывания данных.

С Альбрехт согласны большинство участников опроса, проведенного центром автоматической идентификации Auto-ID Center при Массачусетском технологическом институте. (Данный Internet-опрос был конфиденциальным, и его результаты предоставлялись лишь спонсорам центра; редакция CIO получила их в Caspian.)

«Когда 78% респондентов дружно высказывают одно и то же мнение, оно, скорее всего, будет оформлено в виде законодательного акта, — полагает Альбрехт. — Это явный сигнал торговым сетям: не увлекайтесь, проявляйте осторожность».

По крайней мере, одна компания уже сегодня придерживается именно такой стратегии. Английская торговая сеть Marks & Spencer обратилась к Caspian за консультациями по поводу возможных способов предотвращения злоупотреблений, связанных с применением RFID. И хотя Caspian не одобряет планов Marks & Spencer по испытанию технологии RFID на уровне отдельных товаров, Альбрехт заявляет, что эта компания «демонстрирует исключительно плодотворный подход к проблемам сохранения конфиденциальности частной жизни покупателей».

К примеру, она не устанавливает считывающих устройств в общественных местах, таких, как автомобильные парковки, и не маскирует их. В этой торговой сети используются портативные считывающие устройства, которые после закрытия магазина можно складывать в подсобных помещениях. Кроме того, в торговых залах Marks & Spencer считывающие устройства не встраиваются в полки, то есть отсутствует внутренняя система наблюдения.

Торговые компании просто обязаны учитывать все эти соображения; в противном случае — стоит только законодателям принять законы, запрещающие оснащение ярлычками отдельных продуктов, — может случиться, что все средства, вложенные ими в пилотные проекты и в развертывание новых систем контроля, окажутся истраченными понапрасну. Но если торговые компании со всей серьезностью отнесутся к упомянутым вопросам, опасность законодательного запрета применения RFID на уровне отдельных товаров будет снижена, и они в должное время будут готовы воспользоваться всеми благами новой технологии.


Чемпионы по внедрению RFID: лучшие из лучших

Дальше всех в сфере внедрения решений, основанных на технологии RFID, продвинулись следующие предприятия розничной торговли.

Tesco

Уже в 2002 году специалисты компании внедрили технологию RFID на ее складах, а минувшим летом началось оснащение соответствующим оборудованием полок магазинов.

Marks & Spencer

Использование средств RFID в складских помещениях началось в 2002 году. В настоящее время разрабатывается план пилотного проекта с использованием меток на уровне отдельных изделий.

Metro AG

B апреле 2003 года в г. Райнберг (Германия) открыт магазин, в котором технология RFID используется в качестве своеобразной ИТ-магистрали. Цель проекта — продемонстрировать символ будущего розничной торговли и испытать новые технологии в реальных условиях предприятия розничной торговли.

Wal-Mart

Фирма планирует к январю 2005 года оснастить устройствами для считывания RFID-данных все свои распределительные центры и более 2900 магазинов.