Вступившая в силу новая редакция закона "О связи", рожденная в недрах Минсвязи, наполняет души его вдумчивых читателей весьма противоречивыми чувствами.

Вступившая в силу новая редакция закона «О связи», рожденная в недрах Минсвязи, наполняет души его вдумчивых читателей, в том числе и ИТ-руководителей, весьма противоречивыми чувствами.

Факты и чувства

О том, что услуги связи не ровня другим, я понял давно, лет двадцать назад. За подключение к городскому коммутатору краснобокого красавца — телефонного аппарата болгарского производства, помимо установленной платы, составлявшей около 20 еще тех рублей, пришлось в добровольно-принудительном порядке заплатить в пять раз больше. Дилемма была проста и сурова: либо отдаешь узлу связи определенную сумму и звони сколько хочешь, либо продолжаешь стоять в очереди на получение телефона и остаешься на обочине прогресса. Как объясняли тогда, эти деньги идут на развитие электрической связи любимой Родины. Странность заключалась в том, что ни Аэрофлот, ни МПС, ни служба быта, никто иной не предлагал помочь своему ведомству столь оригинальным образом. Все еще находились «в застое», а для связистов уже началась перестройка.

Шли годы, за пионерами новой экономики потянулись отстающие. Интерес к связи проявлялся лишь в эмоциональном отслеживании сугубо положительной динамики тарифов на ее классические услуги и попыток внедрения социально взрывоопасных новаций вроде пресловутой «повременки». Отрасль уже ничем, казалось, не выделялась из прочих. Но закон «О техническом регулировании», коренным образом изменивший всю систему стандартизации в стране, поневоле заставил многих обратить внимание на политику Минсвязи. Сепаратизм главного учреждения связистов стал слишком очевиден. Другой акт, родившийся в недрах этого ведомства, несмотря на внешне невинное название, наполнил души своих вдумчивых читателей самыми разными чувствами.

Декларации и прогнозы

Итак, летом вступил в силу новый федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О связи (новая редакция)» (www.legislature.ru). K его важнейшим новациям, явно прописанным в тексте или декларированным высокими должностными лицами, относятся:

  • детализация лицензирования деятельности в области связи;
  • уточнение правил взаимодействия между операторами;
  • создание резерва универсального обслуживания.

Завуалированные механизмы закона, как отмечают его критики, будут иметь и другие последствия. Среди них — законодательно оформленная фиксация монополии операторов, занимающих существенное положение на рынке услуг связи. К ним относятся структуры, обладающие в зоне нумерации или на всей территории страны не менее 25% монтированной емкости или способных пропускать не менее 25% трафика. Чрезвычайно важным ИТ-следствием станет снижение или, в лучшем случае, — «замораживание» качества этих услуг и рост стоимости трафика. Иного монополизм не приемлет и не продуцирует. Также прогнозируется, например, ограничение использования телекоммуникаций и ИТ бюджетными организациями.

Не претендуя на доскональный анализ оптимистичных заявлений и мрачных прогнозов, остановимся на отдельных аспектах закона «О связи».

Структура и содержание

К целям нового закона отнесены:

  • создание условий для предоставления услуг связи на всей территории страны;
  • защита интересов пользователей услуг связи и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в данной области;
  • обеспечение эффективной конкуренции на рынке услуг связи и информатизации;
  • создание условий для развития национальной инфраструктуры связи и ее интеграции с международными телекоммуникационными сетями, а также для выхода на рынок услуг связи;
  • осуществление централизованного управления национальными ресурсами - радиочастотным ресурсом и ресурсом нумерации;
  • создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны, национальной безопасности, охраны правопорядка.

Увы, некоторые из этих целей не нашли в законе механизмов реализации. Скажем, абсолютно не ясно, что обеспечит эффективную конкуренцию на рынке услуг связи и информатизации. Более того, само это слово в новом законе отсутствует, хотя в редакции 1995 года конкуренции была посвящена отдельная статья!

Установлено, что данный закон регулирует отношения, находящиеся в юрисдикции РФ, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей и сооружений электрической и почтовой связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электрической и почтовой связи. Уточнены понятия и отношения, касающиеся сетей связи. Федеральную связь РФ образуют все органы и организации, осуществляющие и обеспечивающие электрическую и почтовую связь на территории страны. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи и сеть почтовой связи. Единая сеть связи состоит из расположенных на территории РФ сетей связи общего пользования; выделенных сетей связи; технологических сетей связи, имеющих присоединение к сети связи общего пользования; сетей связи специального назначения и других сетей передачи информации при помощи электромагнитных систем. Сюда не включены экстерриториально расположенные средства, такие, как, например, спутники связи, заграничные узлы связи и т. д. Значит, они должны регулироваться иными нормативными актами. Данная коллизия закона связана с тем, что инфраструктура связи не совпадает с географическими границами государства. Но экстерриториальность является фундаментом Internet-технологий. Так заинтересованные ИТ-структуры получают шанс обойти жесткие положения закона.

В законе детально прописаны сферы и механизмы государственного регулирования в области связи. В частности, установлено, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства. Среди принципов его использования выделяются:

  • разрешительный порядок доступа к нему;
  • обязательная оплата;
  • срочность выделения полос радиочастот, присвоения радиочастотных каналов и радиочастот.

Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные установки, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень таких устройств и порядок их регистрации определяются Правительством РФ.

Государственный надзор за деятельностью в области связи будет осуществлять Минсвязи непосредственно, а также через создаваемый при министерстве специализированный орган, финансируемый за счет отчислений операторов связи. Установлено, что должностные лица данного органа для выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственно входить в эксплуатационно-технические и иные служебные помещения организаций связи, знакомиться с необходимыми документами, осуществлять контрольные измерения. При выявлении нарушений государственный инспектор вправе приостановить работу отдельных средств связи или технологических систем, либо работу организации связи в целом до устранения выявленных нарушений.

Регулирование тарифов на услуги связи может осуществляться оператором связи на договорной основе, если иное не предусмотрено данным законом и законодательством РФ о естественных монополиях. В частности, тарифы на услуги общедоступной электрической связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Перечень услуг связи, тарифы на которые регулируются государством, утверждается Правительством РФ. Тарифы же на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим законом.

Установлено, что оказание платных услуг связи, а также эксплуатация технологических сетей связи, имеющих присоединение к сети связи общего пользования, предназначенных исключительно для обеспечения связи в аварийных ситуациях, а также в случаях угрозы жизни и здоровью граждан, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе производить на основании лицензии. Фактически такое лицензирование осуществляет Минсвязи.

Подтверждение соответствия средств связи требованиям, предусмотренным законодательством, в том числе нормативным требованиям Минсвязи, выполняется посредством сертификации или принятия декларации о соответствии. Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, представляются для проведения процедур сертификации изготовителем (продавцом). Изготовитель имеет право принять декларацию о соответствии в отношении тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации. В соответствии с номенклатурой, утверждаемой Правительством РФ, обязательной сертификации, в частности, подлежат:

  • средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сети связи общего пользования;
  • оконечное оборудование, которое может привести к нарушениям в работе сетей связи общего пользования;
  • средства связи выделенных сетей, технологических сетей и сетей связи специального назначения в случае их присоединения к сетям связи общего пользования;
  • радиоэлектронные средства;
  • средства, обеспечивающие выполнение функций оперативно-розыскных мероприятий.

При модификации программного обеспечения, входящего в состав средства связи, изготовитель может в установленном порядке принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

Сертификация услуг связи и системы качества оператора связи должна осуществляться на добровольной основе. Обязательное подтверждение соответствия средств связи возлагается на Минсвязи.

Услуги связи предоставляются пользователям операторами связи на основании договора. Оператор связи имеет право приостановить оказание услуг до устранения выявленных нарушений или в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Связь и ИТ

Особый интерес представляет влияние нового закона на новые информационные технологии. В частности, это относится к IP-телефонии. Пожалуй, в нашей стране наибольших успехов эта технология достигла на рынке междугородной и международной телефонной связи. Согласно данным, приведенным в докладе Петера Новака из компании Telia International Carrier на 6-й ежегодной конференции по IP-телефонии, около 20% международного исходящего российского трафика передается по технологиям VoIP. Поскольку «Ростелеком» только выходит на этот рынок, то большую часть этого трафика осваивают альтернативные операторы IP-телефонии. Оценка всего международного и междугородного трафика, передаваемого с использованием IP-технологий, колеблется от 60 до 90%.

Теперь же, в соответствии с духом и буквой нового закона «О связи», во-первых, число игроков на этом рынке существенно сократится, так как изменится вид лицензии. Во-вторых, государственное регулирование основных тарифов IP-телефонии способно привести только к их увеличению. В-третьих, весьма вероятно, что применительно к операторам IP-телефонии будет задействован механизм кросс-субсидирования. (Кросс-субсидирование — отнесение своих издержек на третью сторону за счет диспропорции цен на собственную продукцию и продукцию поставщиков или потребителей.) В-четвертых, значительно осложнится доступ к сетям международных операторов IP-телефонии. Его целиком и полностью будет контролировать Минсвязи в лице своих структур.

Таким образом, новый закон закрепляет монополию Минсвязи в данной сфере, усиливая ведомственный контроль над альтернативными операторами. Улучшения качества связи и снижения тарифов как для массовых, так и для корпоративных потребителей пока не просматривается. Подтверждением этому является преподнесенное как большое достижение «Ростелекома» новая система расчетов за пропуск междугородного трафика. На его официальном сайте прямо отмечается: «Данный шаг устранит экономические предпосылки для обхода операторами сети ОАО ?Ростелеком?, что позволит компании укрепить свои позиции на рынке дальней связи и обеспечить рост доходов». Новый порядок расчетов подразумевает переход на систему прямых платежей между «Ростелекомом» и межрегиональными операторами, как за услуги пропуска трафика по сети «Ростелекома», так и за услуги терминации трафика по сети регионального оператора. И далее: «Новый порядок взаиморасчетов окажет позитивный эффект на динамику доходов ОАО ?Ростелеком?... остановит экономически неоправданное снижение стоимости пропуска трафика по России и сделает невыгодными схемы увода трафика в пользу альтернативных операторов». Перефразируя классическое, — что хорошо для «Ростелекома», то должно быть хорошо и для всех остальных.

Ребусы и загадки

Ход событий показывает, что «особливость» связистов чем дальше, тем больше приобретает дополнительные аспекты. Так, в настоящее время обсуждается проект технического регламента «О низковольтном оборудовании». Он направлен на создание нормативной правовой базы для предотвращения нарушений правил эксплуатации электротехнического оборудования, которые могут привести к возникновению ситуаций, опасных для жизни и здоровья граждан, а также причинить вред имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде. Разработчики технического регламента отмечают, что требования безопасности и процедуры подтверждения соответствия низковольтного электрооборудования регламентированы также в рамках международной системы сертификации МЭКСЭ и в Директиве 73/23/ЕЕС Европейского сообщества. Поэтому обязательные требования к низковольтному электрооборудованию гармонизированы с международными стандартами МЭК. Под низковольтным электрооборудованием подразумевается любое электротехническое или электронное оборудование, а также их комбинации различного назначения, предназначенное для применения при номинальном напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока. Однако данный регламент не распространяется на средства... сами догадайтесь чьи! Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы решить этот, увы, не новый ребус. А пока у связистов опять все свое, у них даже электричество другое. Только в чем его отличие? Ни Фарадей, ни Эдисон, ни даже Максвелл на этот вопрос, наверняка, не смогли бы ответить.

Выводы и предположения

К положительным сторонам закона «О связи» относится, безусловно, то, что он активизирует разработку и внедрение ИТ, которые позволят осуществлять передачу и прием информации вне его рамок. Альтернативные пути в сложившейся ситуации могут оказаться экономически выгодными и конкурентоспособными. Главное — не называйте их связью, иначе придут и скажут: «И это тоже наше».

Литература
  1. Андрей Баутов. Новая пирамида связи. Сети, № 16-17, 2003.
  2. Алексей Полунин. Альтернатива стала доминантой? Computerworld Россия, № 45, 2001.

Андрей Баутов — независимый эксперт. С ним можно связаться по адресу anb_main@mail.ru