«В банке появились люди и технологии, которые не следуют за бизнес-тенденциями банка, а немного их опережают, что очень важно в условиях быстрого роста бизнеса»

Банки в своем развитии идут разными путями. Условия жесткой конкуренции подталкивают их к тому, чтобы осваивать новые методики и инструменты управления, совершенствовать бизнес-процессы, снижать издержки, более интенсивно использовать существующую клиентскую базу и искать новые продуктовые и отраслевые ниши, не занятые конкурентами. Исходя из различных внешних условий и внутренних возможностей разные банки ставят перед собой разные цели и задачи.

«СДМ-БАНК»: рост в условиях конкуренции

Динамичные, быстроразвивающиеся банки активно реализуют проекты, направленные на приведение своих ИТ-служб в соответствие требованиям бизнеса и планам дальнейшего развития. В начале года серьезные изменения внутри ИТ-службы и ИТ-инфраструктуры осуществил коммерческий банк «СДМ-БАНК».

«В условиях жесткой конкурентной борьбы в банковском секторе выиграет тот, кто выстроит хорошую инфраструктуру филиалов и отделений, в том числе для обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса, — считает первый заместитель председателя правления банка Максим Солнцев. — Эта инфраструктура определяет технологии, которые должны использоваться внутри нее, и диктует унификацию технологических подходов в области ИТ, программного обеспечения и средств связи». В частности, эти технологии должны, по замыслу руководства банка, обеспечить повышение достоверности и качества информации, которая используется для принятия решений, а также увеличение производительности труда персонала.

Максим Солнцев, первый заместитель председателя правления «СДМ-БАНКа»

В круг должностных интересов Максима Солнцева входят вопросы развития ИТ в банке. Он уверен в том, что их использование способно принести немалую пользу бизнесу, и старается убедить в этом своих коллег — руководителей высшего и среднего звена. «В банке появились люди и технологии, которые не следуют за бизнес-тенденциями банка, а немного их опережают, что очень важно в условиях быстрого роста бизнеса» — так характеризует Солнцев позицию своих единомышленников и сторонников.

По его словам, изменениям в ИТ-инфраструктуре способствовало накопление критической массы потребностей бизнеса. Оно привело к необходимости замены множества разнородных приложений, применяемых в разных подразделениях, на решения трех-четырех партнеров-разработчиков, чьи продукты будут охватывать все участки автоматизации.

Реструктуризация ИТ-служб

«Мы пытаемся применить знания, заложенные в библиотеку ITIL, — рассказывает начальник управления информационных технологий «СДМ-БАНКа» Егор Самуйлов. — Накопленный в этой области опыт пока невелик, но у нас есть планы серьезно продвинуться в этом направлении. Хотя, с другой стороны, насколько мне известно, в банках с масштабом бизнеса, примерно равным нашему («СДМ-БАНК» следует отнести к банкам среднего размера. — М.З.), проекты по созданию сервисной службы на основе западных стандартов, например ITIL, отсутствуют».

Управление ИТ, которое возглавляет Самуйлов, включает три отдела. В сервисном отделе имеются две группы, одна из которых отвечает за предоставление ИТ-услуг сотрудникам банка, а вторая — его клиентам. Второй отдел занимается развитием информационных систем и реализацией проектов, в которых задействованы информационные технологии. (Руководителями таких проектов, как правило, назначаются сотрудники ИТ-подразделения.) Третий отдел отвечает за информационную безопасность. Общая численность подразделения в центральном офисе около двух десятков сотрудников, еще от одного до трех работают в каждом из филиалов.

«Мы разделили процессы развития информационных систем в банке и их сопровождения, оказания ИТ-услуг пользователям и взаимодействия с ними, — поясняет Самуйлов. — Что касается проектов развития, то сейчас ставится вопрос об унификации подходов к реализации проектов, приведению их в соответствие с мировым опытом. Мы хотим определить внутренние стандарты, чтобы вести все проекты, где есть ИТ-компоненты, по единым правилам. Это поможет минимизировать затраты на контроль за ходом проектов и на управление портфелем проектов».

Стандартизация в области ИТ и реализации ИТ-проектов очень важна для успешного развития банка. «Ключевая бизнес-задача на нынешнем этапе развития банка — создание разветвленной территориальной сети отделений и филиалов, работающей под одним хорошо узнаваемым брэндом и имеющей хорошо обкатанную структуру бизнес-процессов», — говорит заместитель председателя правления «СДМ-БАНКа» Владимир Луценко. Быстрое развертывание и поддержка бизнес-процессов в удаленных филиалах сети едва ли окажутся возможными без унификации ИТ-услуг. Владимир Луценко курирует в банке вопросы развития и использования банковских и информационных технологий. Подчинение всех технологий одному человеку в банке позволяет оперативно принимать решения и гармонично увязывать желания банковских технологий с возможностями информационных.

Взаимодействие с бизнес-пользователями

Как и всякие перемены, реорганизация ИТ-службы наталкивается на определенные проблемы. «Формализация отношений между бизнес-подразделениями и ИТ-службой тяжело воспринимается пользователями, — делится своими наблюдениями Луценко. — Уровень квалификации ИТ-специалистов, поддерживающих систему, и их вклад в бизнес компании очень трудно оценить, наблюдая за работой ИТ-подразделения со стороны. Когда все идет хорошо, работу ИТ-специалистов воспринимают как должное. Если что-то выходит из строя, пользователи возмущаются. Особенно ярко их недовольство и консерватизм проявляется при замене версий АБС в банке. Они не хотят изменений и призывают вернуться к прежнему варианту, когда ?все было нормально?».

Впрочем, Самуйлов смотрит в будущее с оптимизмом: «Очень важно, чтобы работа ИТ-подразделения стала прозрачной для бизнес-руководителей и пользователей. Формализация деятельности и унификация не только скажутся на издержках, но и вызовут доверие к нам со стороны бизнес-руководителей и их понимание возможностей ИТ-служб. Со своей стороны, ИТ-специалисты станут лучше понимать потребности своих пользователей». Самуйлов особо подчеркнул важность диалога между представителями бизнеса и ИТ-служб на этапе постановки задач и при планировании ресурсов проектов.

В банке принята следующая схема взаимодействия бизнеса с ИТ-подразделениями. Предложения о возможных проектных инициативах в области ИТ выносятся на проектный комитет, который отбирает наиболее значимые из них. Задача проектного комитета состоит также в том, чтобы оценить влияние инновации на работу банка и будущий эффект от внедрения. Причем в сферу ответственности проектного комитета входит рассмотрение не только ИТ-проектов. Этот комитет помогает управлять пулами проектов с учетом интересов и доводов заказчиков и менеджеров этих проектов. Еще один комитет — по автоматизации — занимается вопросами, касающимися развертывания и использования ИТ.

В настоящее время в портфеле проектов имеется 20 инициатив, которые планируются к реализации в течение следующего года. «Мы подошли к тому, чтобы планировать ИТ-проекты на год вперед, контролировать их реализацию и отслеживать распределение ресурсов по проектам», — говорит Самуйлов. В роли куратора ИТ-проектов выступает Солнцев. Он же отстаивает необходимость их реализации в кругу топ-менеджеров банка.

По его мнению, определенной проблемой является то обстоятельство, что инициаторами многих бизнес-проектов, затрагивающих вопросы ИТ, выступают представители ИТ-подразделения: «Иногда проекты, которые затрагивают ИТ, опережают текущие потребности бизнес-пользователей». В будущем банк планирует более серьезно заняться приоритизацией работ и проектов в области ИТ. Это поможет правильно распределить силы и сократить расходы на реализацию проектов.

Краткосрочное ее планирование производится на основе заданий на месяц. Они включают в себя список контрольных точек ИТ-проектов, которые следует пройти, пул заданий от центров прибыли, а также текущие работы (рутинные задания в области ИТ).

Развитие ИТ

По словам Солнцева, «СДМ-БАНК» старается сократить число ИТ-поставщиков, с которыми работает, чтобы уменьшить число разнородных систем и снизить совокупную стоимость владения информационной системой банка в целом. «Мы склоняемся к тому, чтобы опираться на тиражируемые решения и заказывать их внедрение ?под ключ?. В конечном итоге грамотно внедренное решение окажется более дешевым в эксплуатации. Кроме этого, эксклюзивные решения, как правило, не дают явного конкурентного преимущества банку, но стоимость их владения значительно выше, чем у тиражируемых. Поэтому мы с Владимиром Луценко стараемся ?умещать? требования бизнеса в типовые возможности программных продуктов», — добавляет Самуйлов.

По его словам, переход на систему 5NT (разработку компании «Диасофт») послужил поводом для проведения капитальной ревизии информационных технологий, применяемых в банке. Было решено постепенно избавляться от множества унаследованных приложений. «На следующем витке развития банка на место нынешних бизнес-приложений придет одна интегрированная система», — считает Солнцев.

«Если старая АБС позволяла работать на уровне отдельных проводок, то нынешняя оперирует с документами и сделками (проводки появляются как результат обработки документов и реализации сделок), — делится впечатлениями Самуйлов. Он уверен, что в дальнейшем банку следует держать курс на создание набора АРМ, ориентированных на конкретные роли сотрудников. Вероятнее всего, эта идея будет реализована посредством портала. Исходя из ролей, будет вводиться разграничение доступа к информации и приложениям, а также обеспечение других мер информационной безопасности. «В дальнейшем мы хотим перейти от уровня документов и сделок на уровень бизнес-процессов, которые необходимо постоянно контролировать. Например, своевременная подготовка выписок для клиентов не отражается никакими проводками, но это важное событие, которое нельзя упускать из виду», — добавляет Самуйлов.

Следует заметить, что в «СДМ-БАНКе» преобладают решения, разработанные компанией «Диасофт». Кроме того, имеются и системы, созданные другими поставщиками, например «Центром финансовых технологий».

Недавно банк приступил к созданию хранилища данных. «АБС — это транзакционная система, и структура данных у нее соответствующая, — поясняет Самуйлов. — Извлечение из нее информации для получения отчетов — процесс долгий и тяжелый. Одна съехавшая строчка в таблице Excel может привести к существенному искажению реальной картины происходящего. Нам нужна система, которая повысит достоверность отчетов, поможет упорядочить информацию и позволит упростить настройку образцов отчетности».

В качестве технологической основы для создания хранилища данных выбрана трехуровневая архитектура Datagy компании «Диасофт», построенная с применением OLAP-платформы MicroStrategy. C ee помощью банк сможет осуществлять анализ динамики изменения структуры активов и пассивов, ликвидности, доходов и расходов, эффективности работы центров прибыли и затрат, кредитного портфеля, динамики движения денежных средств, доходов от клиентов и движения остатков на счетах крупных клиентов, а также анализ макроэкономических показателей. В качестве платформы СУБД планируется использовать продукт Sybase Adaptive Server Enterprise.

Большое внимание уделяется и развитию информационной безопасности банка. Этот вопрос стал особенно актуальным в связи с необходимостью обмена данными с филиалами, а также с предоставлением online-услуг клиентам банка. Его сотрудникам необходим доступ в Сеть. В то же время требуется обеспечить безопасность внутрибанковской информации от воздействия извне.

Еще одно направление, которое сейчас активно развивается, — автоматизация процессов по обслуживанию физических лиц. С этой целью вводится в строй единая программная платформа.

«Информационные технологии и технологии управления, ранее доступные в основном крупным и богатым компаниям, постепенно становятся доступными предприятиям и организациям среднего размера. И мы довольны тем, что являемся одними из первых в своем классе банков, которые пытаются строить ИТ-сервисы на базе библиотеки ITIL и формировать единые подходы к управлению проектами», — подытоживает разговор Егор Самуйлов.


«СДМ-БАНК»

«СДМ-БАНК» был создан в декабре 1991 года. Этот универсальный коммерческий банк предлагает своим клиентам полный перечень услуг, принятых в отечественной и международной банковской практике. Центральный офис банка находится в Москве, девять его отделений расположены в Москве, филиалы — в Санкт-Петербурге, Воронеже, Перми, Твери, Красноярске, представительства — в Туле и Лондоне.

По оценкам ведущих рейтинговых агентств, «СДМ-БАНК» на протяжении последних лет по объему активов находится в числе 200 крупнейших банков России и 100 крупнейших банков Московского региона. В последние годы банк показывает один из лучших результатов по рентабельности: по оценкам различных экспертов, «СДМ-БАНК» входит в число 50 самых рентабельных банков России.

В феврале 2003 года агентство RusRating присвоило «СДМ-БАНКу» рейтинг надежности В2 (средняя группа надежности) и рейтинг кредитоспособности В+, что доказывает стабильность финансовых показателей банка.

«СДМ-БАНК» является членом Ассоциации российских банков, «Московского банковского союза», НАУФОР, Секции фондового рынка ММВБ, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, «Национальной фондовой ассоциации», международных ассоциаций Visa International и Europay International.