Справочно-аналитическое обозрение

Тенденции и прогнозы

Оценка общего уровня информатизации в России достаточно точно нашла отражение в опросе, проведенном ВЦИОМ о ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» Подробно информированными о ней оказались 4% взрослого населения России. Эта величина соответствует среднему показателю количества активных пользователей компьютеров. Около 2% населения в реализации ФЦП в настоящее время видят пользу для себя. К наиболее приоритетным направлениям развития ИТ-программы отнесены:

  • закупка компьютеров и оргтехники для школ, вузов, медицинских учреждений;
  • повышение компьютерной грамотности населения;
  • строительство качественных сетей связи в каждом населенном пункте.

Наименьшую популярность среди разделов ФЦП имеют увеличение числа персональных компьютеров в личном пользовании, а также вопросы методологии ИТ.

В целом опрос показал, что уровень информированности населения о ФЦП «Электронная Россия» не слишком высок, что связано прежде всего с невысоким общим уровнем компьютеризации и компьютерной грамотности. Вместе с тем доля населения, которую могли бы заинтересовать направления программы, уже достаточно велика и составляет около трети взрослых жителей России. Самой перспективной частью потенциально заинтересованной аудитории являются учащиеся и студенты. Другую категорию составляют наиболее квалифицированные и образованные слои, которые непосредственно затрагивают, например, проблемы совершенствования системы делопроизводства, связи, доступа к информации и аналогичные вопросы.

Авторы обзора отмечают, что в настоящее время специалисты занимают либо неопределенную, либо более скептическую и критичную позицию по отношению к ФЦП, тогда как предприниматели активней откликаются на проблематику, связанную с обеспечением прозрачности в деятельности органов власти и др. Особо заслуживает внимания позитивное отношение к программе и ее задачам со стороны социально ущемленных слоев, которые почти не были включены в современные типы коммуникаций.

Необходимо отметить, что результаты опроса о ФЦП предоставляют не только ее участникам, но и другим заинтересованным лицам интересную маркетинговую информацию о текущем состоянии информатизации в стране и ее перспективах.

Источники: http://e-rus.ru, соб. инф.

Конкурсы и тендеры

Министерство экономического развития и торговли РФ определило победителей на выполнение в 2003 году научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в том числе в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)». В частности, разработчиком типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения системы электронного правительства, стал фонд экономических исследований «Новая экономика» (государственный контракт на 2003 год составляет 1,3 млн. рублей). ЗАО «Прогноз» стало победителем в области разработки программно-модельного комплекса системы мониторинга, анализа и прогнозирования показателей национальных счетов на основе единой базы данных, многомерного представления информации. Сумма госконтракта на текущий год составляет 300 тыс. рублей. Разработчиком рекомендаций по созданию и использованию единой системы объединенных государственных и муниципальных информационных ресурсов стало ООО «Карана-Консалт». Стоимость госконтракта — около 6,195 млн. рублей. Исполнителем в области разработки методик и мер защиты корпоративных систем IP-телефонии и видеоконференц-связи Минэкономразвития стало ЗАО «Многопрофильное внедренческое предприятие «Свемел». Сумма контракта на текущий год — 1,3 млн. рублей.

Источник: http://e-rus.ru/

Проекты и планы

Закон «О техническом регулировании» энергично развивается в сторону принятия технических регламентов (ТР), содержащих обязательные требования по конкретным видам продукции и сферам деятельности, включая ИТ. Среди новых документов следует обратить внимание на два проекта ТР — «Об электромагнитной совместимости» и «О низковольтном оборудовании». В ближайшее время завершится их обсуждение и они, после согласования с правительством и принятия установленным порядком, вступят в законную силу. При этом не ожидается каких-либо значительных поправок по сравнению с опубликованными текстами.

В проекте ТР «Об электромагнитной совместимости» к объектам технического регулирования отнесена, в частности, электронная и вычислительная техника (ЭВТ). Данный документ направлен на создание нормативной правовой базы для обеспечения электромагнитной совместимости технических средств в целях предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде вследствие нарушения функционирования технических средств при воздействии электромагнитных помех. Проект гармонизирован со стандартами Международной электротехнической комиссии (МЭК). Он содержит перечень национальных стандартов электромагнитной совместимости (ЭМС), устанавливающих методы испытаний, применяемых при подтверждении соответствия ЭВТ существенным требованиям ТР в формах принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и обязательной сертификации. В тех случаях когда изготовитель ЭВТ не применял или применял лишь частично соответствующие национальные стандарты ЭМС, или в случаях, когда указанные стандарты отсутствуют, подтверждение соответствия технического средства существенным требованиям ТР по ЭМС производится с использованием процедуры экспертизы технической документации изготовителя (технического файла), проводимой компетентным органом в области ЭМС.

Существенные требования ТР установлены в отношении электромагнитных помех: низкочастотных и высокочастотных кондуктивных, низкочастотных и высокочастотных излучаемых, а также электростатических разрядов.

Технические средства, включая ЭВТ, выпускаемые в обращение на территории РФ, и электрическая энергия в электрических сетях общего назначения должны в обязательном порядке отвечать существенным требованиям ТР, что подтверждается в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации. Подтверждению соответствия существенным требованиям ТР посредством обязательной сертификации подлежат в том числе технические средства (аппараты и системы), относящиеся к электротехническому оборудованию и ЭВТ.

Технические средства, не поступающие в обращение на территории РФ, подлежат оценке на соответствие существенным требованиям ТР в форме проверки соответствия требованиям при передаче опытных образцов аппаратов и систем для серийного изготовления либо при приемке установок, на которых закончены строительно-монтажные работы.

ЭВТ может быть размещена на рынке и введена в эксплуатацию только в том случае, если она маркирована в установленном порядке знаком обращения на рынке, подтверждающим ее соответствие существенным требованиям ТР, включая процедуры подтверждения соответствия.

Проект ТР «О низковольтном электрооборудовании» будет регламентировать отдельные элементы, используемые в ИТ. Сведения о них приведены в следующей таблице:

Объекты технического регулированияКод ОКС
Измерительные приборы17.220
Электрические провода и кабели29.060
Электрическая арматура (в т. ч. розетки, выключатели, предохранители и пр.)29.120
Низковольтная коммутационная аппаратура и аппаратура управления29.130.20
Выпрямители. Преобразователи. Стабилизированные источники питания29.200
Гальванические элементы и батареи, аккумуляторы29.220
Телефонные и факсимильные аппараты33.050.10
Телемеханика. Телеметрия33.200
Информационные технологии. Машины конторские35

Данный ТР также направлен на создание нормативной правовой базы для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде вследствие нарушения правил эксплуатации электротехнического оборудования. Отмечается, что требования безопасности и процедуры подтверждения соответствия низковольтного электрооборудования регламентированы также в рамках международной системы сертификации МЭКСЭ и в директиве 73/23/ЕЕС Европейского сообщества. В связи с этим обязательные требования к низковольтному электрооборудованию гармонизированы с международными стандартами МЭК4. Требований, отличных от обязательных требований, действующих на территории России, в проекте регламента нет.

В данном ТР под низковольтным электрооборудованием подразумевается любое электротехническое или электронное оборудование, а также их комбинации различного назначения, предназначенные для применения при номинальном напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока. Следует обратить внимание на то, что из области распространения ТР исключены средства сети связи.

ТР подразделяет электрооборудование на группы в зависимости от некоторого интегрального показателя (фактора) риска. Сведения по отдельным группам оборудования и приписываемым (назначенным) им рискам приведены в следующей таблице.

Группы электрооборудования и назначенные риски
Наименование группы электрооборудованияФактор риска
Измерительные приборы1
Радиоэлектронная аппаратура профессиональная2
Компьютер бытовой (ноутбук)3
Компьютер промышленный3
В зависимости от величины фактора риска используются следующие разновидности форм подтверждения соответствия:
Фактор рискаФормы подтверждения соответствия
Серийно выпускаемая продукцияПартия продукции
0
12д или 1с5д или 6с
24д или 3с5д или 6с
33д или 4с5д или 6с
Содержание схем подтверждения соответствия электрооборудования.
Схема подт-верждения соответствия электрообо-рудованияСодержание
Декларация изготовителя на основе собственных доказательств
Декларация изготовителя с протоколом испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (АИЛ)
Декларация изготовителя с протоколом АИЛ и сертификат системы качества на стадии производства (при этом процесс производства включает изготовление продукции, а также ее контроль и испытания)
Декларация изготовителя с протоколом АИЛ и сертификат системы качества на этапах контроля и испытаний
Декларация изготовителя с протоколом АИЛ выборочных испытаний партии продукции
Сертификация продукции (испытания типового образца)
Сертификация продукции с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции (ИК)
Сертификация продукции с анализом состояния производства и с последующим ИК
Сертификация партии продукции