Эффективное взаимодействие партеров по бизнесу в едином информационном пространстве невозможно без создания общих принципов и правил обмена данными.

Современное состояние книжного дела характеризуется значительным ростом числа субъектов издательской и книготорговой деятельности.

Этот рост сопровождается, с одной стороны, снижением доходности как бизнеса в целом, так и его отдельных операций, и с другой — усилением конкуренции, требующей от участников рынка ускорения товародвижения, оборачиваемости финансовых средств и снижения издержек. Растет многообразие издательской продукции, а запросы покупателей становятся все сложнее. Одним из направлений совершенствования работы предприятия является улучшение информационных связей между производителями, поставщиками и потребителями.

Эффективное взаимодействие партнеров по бизнесу в едином информационном пространстве невозможно без создания общих принципов и правил обмена данными.

Десятилетний опыт разработки и внедрения в Торговом доме «Библио-Глобус» сначала собственной информационной системы, а затем и первой очереди системы управления предприятием Navision Attain показал, что недостаточная скорость совершения бизнес-операций объясняется в первую очередь неэффективной организацией информационного обмена между поставщиками и покупателями.

Потребность в таком обмене настолько велика, что привела к стихийному проникновению в книжный бизнес стандартов электронного обмена документами (ЭОД), которые используются субъектами книжного рынка в своих внутрифирменных технологиях. Однако эта тенденция не может решить всех отраслевых проблем. Более того, она лишь усугубляет ситуацию, так как многообразие и рассогласованность внутрикорпоративных форматов, используемых во внешних операциях с другими предприятиями, увеличивает издержки участников рынка на передачу и обработку информации, а также повышает риск принятия неверных управленческих решений на основе недостоверной информации. За прошедшие два-три года в отрасли сложилось понимание необходимости совместных действий по преодолению этих барьеров.

Первым результатом объединенных усилий научных работников и специалистов отрасли стало выполнение в 2001 году исследований с целью разработки единой информационной платформы развития издательского, книготоргового и библиотечного дела; их осуществил Научно-исследовательский центр «Экономика» по заказу Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Были подготовлены предложения по развитию основных компонентов такой платформы. В числе этих компонентов — описание изданий в соответствии с «Кратким руководством по составлению стандартной библиографической записи»; идентификация книжных товаров с помощью ISBN (ISSN) и штрих-кода; классификация изданий с помощью УДК и «Книготорговой классификации»; электронный обмен данными с помощью формата обмена данными ONIX.

Электронный обмен данными в книжном деле

Ключевая идея электронного обмена данными — организация взаимодействия программных систем без участия человека. Возможность передачи документов между компьютерами упрощает и ускоряет сами бизнес-процессы, снижает влияние человеческого фактора.

Применительно к проблемам книготоргового бизнеса на современном этапе развития ИТ в качестве основных задач в области ЭОД можно выделить внедрение единого стандарта передачи товарно-библиографического описания издательской продукции и стандартизацию электронного документооборота, сопровождающего основные коммерческие операции книжной торговли.

Рассмотрим подробнее стандарт электронного обмена данными ONIX и его использование участниками книжного рынка.

Отраслевой стандарт взаимодействия

ONIX является незаменимым средством для Internet-торговли, когда необходимо представить товар лицом, потому что покупатель не имеет возможности ознакомиться с реальной книгой. ONIX позволяет передать не только библиографическое описание книги, но и аннотацию, фотографию и т. д.

Разработчики «Единой информационной платформы в книжном деле» перевели пакет документов ONIX на русский язык. В документах содержатся более 200 элементов описания товаров, используемых в ONIX, и методика передачи ONIX-сообщений.

Следует отметить, что ONIX дает возможность указывать индексы нескольких классификационных схем. Зарубежные специалисты считают, что использование нескольких классификаций создает «объемное» представление о тематике издания, что способствует максимально точному определению его читательской аудитории.

Необходимо подчеркнуть связь ONIX c другими элементами Единой информационной платформы в книжном деле. Понятно, что ONIX — это лишь стандартный формат передачи данных. Он не может обеспечивать правильность и своевременность обмена данными, полноту и качество передаваемых с его помощью сообщений. Для этого необходимо, чтобы субъекты книжного рынка использовали остальные компоненты Единой информационной платформы: стандарты библиографического описания изданий, классификации УДК и КТК, элементы идентификации изданий (ISBN, штрих-код, артикул).

Сообщение в стандарте ONIX представляет собой сгруппированный взаимосвязанный набор элементов, написанных на языке XML. Элементы описания закодированы с помощью тэгов, обозначающих начало и конец документа. Пример реального сообщения ONIX приведен в табл. 1.

Кроме того, как уже отмечалось, ЭОД в книжном деле предполагает не только применение формата передачи товарно-библиографического описания издательской продукции, но и стандартизацию электронного документооборота, сопровождающего основные коммерческие операции.

Заказ предназначен для передачи информации о намерениях приобрести товар одним из участников книжного рынка у других.

Минимальные требования к информации в заказе (расширение стандарта — группа Z v. 1.1) представлены в табл. 2. В дальнейшем возможно введение полей для указания наименования товара и ISBN для дополнительного контроля данных в заказе. Для идентификации программой следует использовать поля с информацией об ИНН контрагента и артикуле. Минимальные требования к информации в накладной по стандарту ONIX XML (расширение стандарта — группа Z v 1.1) представлены в табл. 2.

В настоящее время ведутся работы по созданию протокола ЭОД между субъектами книжного рынка. Протокол обмена книготорговой информацией должен определить порядок представления информации участниками процесса книгораспространения. Прежняя схема их взаимодействия, работавшая в Советском Союзе, во времена всеобщего дефицита, практически перестала применяться. В настоящее время по мере насыщения рынка печатной продукции происходит возрождение такого вида взаимодействия участников книжного рынка с использованием новых технологий.

На основе полученных данных о бизнес-процессах, происходящих между субъектами книжного рынка, можно выделить функции, или обязанности, для основных ролей (рис. 1). Функции описываются на языке UML-диаграммами использования и позволяют проиллюстрировать в удобной для анализа форме основные бизнес-операции, выполняемые каждым «игроком».

Рис. 1. Действующие лица книжного рынка

Взаимодействие субъектов книжного рынка на этапе реализации продукции описывается диаграммой, показанной на рис. 2.

Рис. 2. Взаимодействие субъектов книжного рынка на этапе реализации издательской продукции
ШагОписание
1.Издатель на основании имеющейся в наличии продукции, включая только что вышедшие в свет книги, формирует прайс-лист. При этом, для позиций только что вышедших в свет и ранее анонсировавшихся как "перспективные", издатель проверяет неизменность идентификационных параметров (артикула, ISBN), составляет библиографическое описание в соответствии с требованиями, предъявляемыми к описанию издательской продукции и вносит коммерческие атрибуты товара
 Для распроданных товаров устанавливается соответствующий статус, предотвращающий последующее заказы со стороны заказчика
 Для позиций, которые были анонсированы как готовящиеся к выпуску издания, но выпуск, которых затем был отменен, устанавливается статус "удалено". Этот же статус используется для всех ошибочно заявленных позиций
2.При публикации прайс-листа издатель выгружает описания продукции из своей автоматизированной системы и на их основе формирует электронный документ прайс-листа. После этого он передается предприятию книжной торговли
3.Предприятие книжной торговли, получив файл прайс-листа, переносит его содержимое в свою автоматизированную систему. Внесенная информация, при необходимости обрабатывается и публикуется с целью сбора заказов
4.Предприятие книжной торговли, консолидируя информацию о заказах, формирует заказ. Сформированный заказ преобразуется в файл заказа и передается издателю
5.Издатель, получив файл заказа, импортирует его в свою автоматизированную систему. Внесенная информация обрабатывается и передается подразделениям для организации поставки заказанных товаров
6.Издатель осуществляет поставку заказанных товаров предприятию книжной торговли. На этом этапе, в том числе формируется необходимая для поставки документация, включая электронную накладную
7.На основании сформированного заказа и документов на поставку, полученных от поставщика, предприятие книжной торговли принимает товар от поставщика
8.Предприятие книжной торговли реализует полученный товар
9.Покупатель приобретает необходимый товар в предприятии книжной торговли.

Депозитарий информации о будущих изданиях

В настоящее время особое значение приобретают системы, обеспечивающие опережающее представление информации о готовящихся к выпуску изданиях. Под перспективной информацией об издании понимается библиографическое описание и коммерческие сведения об издании, поступившие до его появления на книжном рынке.

Такие системы используются для однократного ввода библиографического описания книги на стадии ее верстки в издательские, книготорговые и библиографические системы с последующими корректировками и обогащением исходной информации в соответствии с потребностями пользователей. Внедрение таких систем произошло во всех промышленно развитых странах.

В англоязычных странах такие системы получили название «Каталогизация перед публикацией» (Cataloging in Publication, CIP). CIP уже несколько десятилетий существует в США, Канаде, Великобритании, Австралии и других странах. Агентства библиографической информации, получая заранее (как правило, за несколько месяцев до выхода издания в свет) от издателей информацию, создают стандартную библиографическую запись об издании, а затем в любом виде (бумажном, электронном и пр.) предоставляют ее книготорговцам и другим желающим. Таким образом, отпадает необходимость каждому книготорговому предприятию самому создавать библиографическое описание поступающей издательской продукции. Качественно сделанное описание можно получить по электронной почте и «загрузить» в свою базу данных.

CIP предполагает постоянную и активную работу с издателями, которые являются поставщиками первичной информации в систему. Эта работа основана на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве издателей, книготорговцев и библиотекарей. Агентства CIP оказывают консультативную помощь издателям в оформлении выходных сведений, что активизирует продажу издательской продукции. Сочетание CIP c Internet-технологиями резко упрощает и ускоряет коммуникативные процессы между субъектами книжного рынка.

В рамках разработки «Единой информационной платформы в книжном деле» была поставлена задача эскизной проработки структуры, которая бы осуществляла сбор и хранение перспективной информации об изданиях. Эта структура должна учитывать зарубежный опыт функционирования системы CIP. Российский аналог CIP получил название «Депозитарий перспективной информации о печатных изданиях».

Цели создания депозитария были сформулированы так:

  • опережающее представление отечественным и зарубежным пользователям перспективной библиографической информации о готовящихся к выпуску изданиях;
  • повышение эффективности информационного взаимодействия субъектов книжного рынка;
  • усиление конкурентоспособности отечественного книжного дела на мировом рынке;
  • сокращение затрат на библиографическое описание изданий, повышение его оперативности и качества составления;
  • усиление борьбы с контрафактными изданиями, соблюдение ГОСТов.

Создание депозитария позволит обеспечить издателей, книготорговцев и библиотекарей стандартными записями до появления самих изданий на книжном рынке, что будет способствовать совершенствованию информационных процессов в книжном деле и повышению эффективности издательских и книготорговых процессов.

Для создания и обеспечения функционирования «Депозитария перспективной информации о печатных изданиях» необходимо создание соответствующей структуры, которая может в дальнейшем расширять свою деятельность: заниматься не только перспективной информацией, но и осуществлять информационное сопровождение появления изданий на рынке (добавление сведений о местах хранения, продажи и т. д.).

Дальнейшее развитие единой платформы

Несомненно, что дальнейшее развитие книжного дела и информационных технологий, а также практика применения Единой информационной платформы предполагают необходимость постоянного ее развития и совершенствования. В этом направлении работает, в частности, НИЦ «Экономика». В начале 2003 года данная организация выиграла конкурс на выполнение научно-исследовательской темы «Разработка нормативно-методических документов, регламентирующих информационный обмен в книжном деле (издатель-книготорговец-покупатель)».

Целью этого исследования является стандартизация электронного информационного обмена, способствующая повышению эффективности движения книжных товаров от издателя к потребителю, улучшению качества обслуживания покупателей при одновременном сокращении их расходов на приобретение издательской продукции.

Объектом исследования является информационный обмен в книжном деле, происходящий между издателями, предприятиями книжной торговли (оптовой и розничной) и конечными покупателями (индивидуальными, а также библиотеками и другими организациями).

При этом выделяются две основные составляющие информационного обмена в книжном деле: информация об издательской продукции (описание товарного предложения) и коммерческая информация, сопровождающая операции (трансакции), совершаемые в ходе доведения издательской продукции до потребителя по логистическим цепочкам, включающим производителя (издателя) — посредника (книготорговца) — покупателя.

Достижение указанной цели научно-исследовательской работы сможет обеспечить следующие результаты:

  • формирование единого информационного пространства в книжном деле и дальнейшую интеграцию отрасли в мировое информационное сообщество;
  • развитие рынка издательской продукции в направлении его географического расширения, повышение конкурентоспособности российских изданий на зарубежных рынках;
  • снижение издержек издателей и книгораспространителей за счет унификации и стандартизации, что приведет к снижению розничных цен и росту продаж издательской продукции;
  • ускорение движения потоков товаров, информации и финансов, начиная со стадии производства издательской продукции и кончая ее продажей конечным покупателем в комплексе с оказанием им информационных услуг;
  • снижение финансовых рисков издателей за счет включения конечного покупателя в процесс формирования тиража.

Первым результатом данной работы явилось создание проекта ОСТ. Его презентация состоялась во время проведения Московской книготорговой ярмарки в сентябре 2003 года.

Литература и полезные ссылки

Материалы НИР «Разработка нормативно-методических документов, регламентирующих информационный обмен в книжном деле (издатель-книготорговец-покупатель)» http://standards.biblio-globus.ru

Последнюю информацию о свободно распространяемых программах для книжной торговли можно найти на сайте центра перспективных разработок ТД «Библио-Глобус», http://cpr.biblio-globus.ru

Сайт организации EDItEUR, разрабатывающий стандарт ONIX XML, http://www.editeur.org

Информационные технологии в книжном бизнесе — независимый открытый ресурс для ИТ-менеджеров и разработчиков, http://www.bookresearch.ru

Ha сайте «Стандарты книжного бизнеса» размещены последние данные о переводах и российских расширениях стандарта ONIX XML, http://standards.biblio-globus.ru:

Форум технической поддержки пользователей программ АРМ «Издатель» и АРМ «Дистрибьютор» и обсуждения стандарта ONIX XML, http://www.bookmax.ru/forum/

Обзор форматов, используемых в книготорговой отрасли, а также аналитические материалы, статьи и документы по этим вопросам можно найти по адресу:, http://shop.biblio-globus.ru/standards/

Галина Ершова — начальник отдела программного обеспечения» Торгового дома «Библио-Глобус», к моменту сдачи номера в печать перешла на должность консультанта компании «Консультационная группа АТК», galina.ershova@atkcg.ru

Владислав Сафонов — Эксперт по вопросам ИТ Торгового дома «Библио-Глобус», safonov@biblio-globus.ru


Специфика книготорговли

Товарно-библиографическое описание

Правильно сформированная информация об изданиях позволяет значительно сократить объем затрат на создание информационных баз данных и сообщений издательскими, книготорговыми и библиотечными организациями, удешевляет обработку книг. Унификация и упрощение основных элементов библиографического описания позволяет применять принцип одноразового ввода информации в общенациональное информационное пространство и многократного, многоцелевого использования этих сведений всеми заинтересованными сторонами.

Вопросами стандартизации библиографического описания печатной продукции занимается Российская книжная палата. Созданные ею стандарты и нормативные документы решают задачи обеспечения максимальной совместимости процессов, технологий и услуг субъектов книжного дела с целью снижения затрат на пути книги от производителя к читателю, а также интеграции отечественного книжного дела в мировое информационное пространство.

Решение этих задач начинается с создания правил составления единой для всех субъектов книжного дела библиографической записи. Библиографическая запись — та основа, без которой невозможно далее выстраивать эффективную систему коммуникации между субъектами книжного рынка.

Элементы идентификации книжных товаров

Основной и обязательный идентификатор книжной продукции — международный стандартный номер книги (International standard book number, ISBN). Ha его основе строится машиночитаемая форма идентификации товара — штриховой код EAN. Российская система ISBN действует с 1988 года; национальным агентством ISBN в нашей стране является Российская книжная палата, которая выдает издателям блоки ISBN, консультирует их по данному вопросу и контролирует правильность использования ISBN.

Порядок применения ISBN хорошо известен издателям, однако до сих пор значительная часть книг выходит с неправильными ISBN или не имеет их вовсе. Эти проблемы потребовали применения дополнительного идентификатора товара — артикула, который обеспечивает идентификацию товара внутри одной организации (обычно поставщик товара). Очень часто в качестве артикула используется номер позиции товара в прайс-листе. Синонимом артикула является каталожный номер или номер по плану выпуска. Артикул также используется для разного рода товаров, не имеющих кода ISBN.

Основное предназначение артикула состоит в использовании его для идентификации товаров до момента присвоения им ISBN. Обычно он используется в перспективной информации о готовящихся к выходу изданиях. Артикул может применяться при заказе книг у поставщика, поскольку номера ISBN и штрих-кода не всегда достаточно для идентификации товара.

Классификация печатной продукции

Предложение изданий на рынке, продвижение их к потребителям, поиск изданий покупателями, ориентация потребителей в книготорговом ассортименте — все эти и многие другие процессы в книжном деле невозможны без классификации издательской продукции. Такое положение дел обусловлено широтой ассортимента печатной продукции. Увы, сегодня не существует общепринятой классификации печатных изданий. Представляя свой ассортимент в каталогах, прайс-листах, торговых залах и т. д., каждое издательское или книготорговое предприятие пользуется своей, часто произвольной классификацией. Это затрудняет информационный обмен в книжной торговле, дезориентирует покупателей и в конечном итоге снижает эффективность продвижения книжных товаров к потребителям.

До 1991 года действовала «Единая схема классификации литературы для книгоиздания» (ЕСКК). Она была обязательной для издательств, книжной торговли, государственной библиографии системы книжных палат. Существовал сокращенный вариант ЕСКК для книжной торговли и инструкция по его применению.

В 90-е годы вновь создававшиеся издательства и книготорговые предприятия, не имея опыта использования классификаций, первое время на волне дефицитного книжного рынка обходились без ЕСКК. Однако вскоре работать без элементарных профессиональных методов стало невозможно, тогда в ряде предприятий появились простейшие классификации, созданные собственными силами. Некоторые обратились к прошлому опыту и начали использовать УДК или нечто похожее на ЕСКК.

Основной принцип систематизации, положенный в основу УДК, — систематизация по содержанию опубликованного в издании произведения. Содержание произведения отражается в соответствующем индексе, который определяется по схеме классификации.

Второй принцип — систематизация по области применения. Скажем, книга об использовании математических методов в маркетинге будет иметь индекс 339.1 (Общие вопросы торговли. Рынок), а не индекс 51 (Математика).

Основной недостаток УДК — отсутствие ориентации на решение маркетинговых, логистических, мерчендайзинговых задач, являющихся основными для издателей и книготорговцев.

В связи с этим в рамках работы по созданию Единой информационной платформы действовала группа по разработке книготорговой классификации (КТК). В нее вошли представители крупнейших книготорговых предприятий — «Библио-Глобус», «Мастер-книга», «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Санкт-Петербургский дом книги».

Стандарт ONIX

ONIX (Online Information exchange) — международный стандартизированный формат электронного обмена информацией об издательской продукции посредством Internet. Он создан для обеспечения книжной торговли максимально полной, унифицированной информацией (библиографическое описание и товарные характеристики) о книгах и других видах продукции, распространяемой на книготорговом рынке. ONIX разработан на базе существовавших ранее Стандартов по обмену информацией о товаре EPICS, созданных на EDItEUR (международная организация, координирующая разработку и распространение стандартов электронной торговли книжной и сериальной продукцией) и адаптированных для совместного использования компаниями Воок Industry Study Group (США) и Воок Industry Communication (Великобритания).

ONIX разрабатывается и поддерживается международной группой, входящей в состав EDItEUR. Идея стандартного документа, фиксирующего порядок обмена подробной информацией о книжной продукции, появилась в США в июле 1999 года на конференции, организованной Ассоциацией американских издателей. Уже в январе 2000 года была опубликована первая версия ONIX. Bo второй версии ONIX вышедшей в июле 2001 года были учтены замечания пользователей из многих стран. Планируется дальнейшее развитие ONIX; в скором времени стандарт охватит не только книги, но и всю медиа-продукцию.

ONIX аккумулирует информацию об издании в одно сообщение формата XML, определяя, как должны быть размещены элементы информации в файле данных. Таким образом, ONIX — это метод структуризации информации в формат, который могут принимать субъекты книжного рынка, в том числе международного.

Цель ONIX — стандартизировать передачу библиографического описания и торговых характеристик издательской продукции, чтобы все звенья книготорговой цепи могли принимать и передавать информацию в едином формате.