Внутренняя и внешняя логистика занимает важное место в жизни многих компаний. И это неудивительно: вены любого предприятия наполнены материальными и финансовыми потоками. Информационным потокам отводится роль нервов.

Любой организм предпочитает решать свои задачи с минимальными затратами ресурсов. Система логистики — яркий тому пример: здесь задача снижения ресурсоемкости процессов является одной из ключевых. Уменьшая потребление ресурсов, система логистики получает существенные дивиденды: повышает свою рентабельность, увеличивает свою пропускную способность и открывает возможности для переключения освободившихся ресурсов на решение других задач (например, на оказание новых услуг или оптимизацию внутренних процессов).

Как известно, организмы, которые хотят выжить, стремятся адаптироваться к окружающей среде. Применительно к логистической системе, работающей в рыночных условиях, адаптация прежде всего означает соответствие требованиям клиентов — внутренних (если в качестве потребителей логистических услуг выступают подразделения и службы предприятия) или внешних. А соответствие требованиям заказчиков подразумевает качественное их обслуживание.

Еще один аспект адаптации — гибкость: важно, чтобы структура логистических цепочек и информационной системы была достаточно гибкой, чтобы поддержать изменения в бизнесе компании.

Разумеется, информационные системы могут помочь сократить издержки, улучшить обслуживание клиентов и сделать логистическую цепочку более гибкой. Следует, однако, помнить, что первостепенное значение при решении этих проблем будут иметь организационные усилия менеджеров и сотрудников предприятий.

Очень важный момент автоматизации логистики — экономическая целесообразность применения различных систем. «Кесарю — кесарево»: некоторые средства автоматизации становится выгодно использовать лишь тогда, когда объемы товаропотоков достигают определенной величины. Другие, напротив, следует применять только для обслуживания относительно небольших потоков. Есть и такие, которые, хотя и удобны, и перспективны, однако обладают столь высокой себестоимостью, что пока их использование не выгодно даже многим крупным предприятиям.

Как бы там ни было, логистические цепочки — это область, где практически всегда есть что совершенствовать и где творческий подход никогда не заменит автоматизацию.