Лидеры поисковых систем

Трудно переоценить роль поисковых систем как самостоятельных, независимых от инфраструктуры продуктов, закрепившихся с тех пор, как Web стала эффективным средством нахождения нужной информации. Широта решений, предлагаемых поисковыми технологиями, обеспечит сохранение спроса на них, но не гарантирует успеха индивидуальным производителям. Бизнес корпоративных поисковых систем испытывает значительное ценовое давление и характеризуется нестабильностью. В числе производителей Gartner выделяет шесть «визионеров» и двух лидеров: Verity и Autonomy. Последние являются поставщиками технологий широкого профиля, подходящих для различных проектов, включая управление знаниями и системы самообслуживания клиентов. К числу «визионеров», выпускающих универсальные продукты, отнесены Fast Search, Transfer и Convera. B то же время iPhrase, InQuira и Endeca предлагают узкоспециализированные технологии.

Растет актуальность управления содержанием

Как показало исследование IDC, услуги управления содержанием — весьма привлекательный с точки зрения перспектив роста сектор рынка ИТ-услуг. 2002 год характеризовался умеренным ростом, однако пятилетний прогноз выглядит оптимистичным: объем рынка услуг управления содержанием будет увеличиваться ежегодно в среднем на 12,8%, а к концу 2007 года достигнет 7,5 млрд. долл. Темпы роста данного сегмента будут выше, нежели у рынка ИТ-услуг в целом — ввиду того, что управление содержанием приобретает стратегическую важность, в частности, в связи с появлением в США новых законодательных актов о сохранении, классификации бухгалтерских и иных записей компании. У предприятий неизбежно появятся потребности в услугах инсталляции, конфигурирования систем содержания и обучения.

Снижение объема продаж лицензий CRM-приложений

По данным Gartner, глобальные продажи новых лицензий приложений CRM (Customer Relationship Management) снизились в 2002 году на 24,7% до 2,8 млрд. долл. В 2001 году доходы от их поставок составляли 3,7 млрд. долл., что, в свою очередь, на 6,4% меньше, чем в 2000 году. Аналитики Gartner связывают это с экономическим спадом, снижением спроса конечных пользователей и заметно обострившейся конкуренцией между разработчиками CRM-систем. В Северной Америке уменьшение продаж достигло 27,6%. В Европе рынок сократился на 22,4%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 15,2%. Крупнейшим игроком в этом сегменте рынка в 2002 году осталась компания Siebel Systems, обладая его 24,9% (показатель 2001 года — 28,5%). На втором месте — SAP, доля рынка которой увеличилась до 15,9% по сравнению с 10,9% в 2001 году. Далее следует PeopleSoft c 4,3% (показатель 2001 года — 3,8%). Oracle, которой в 2001 году принадлежало 5,5% рынка, заняла в 2002 году четвертое место.

«Золотая лихорадка» на рынке беспроводного доступа

В IDC считают, что нынешний ажиотаж вокруг бизнеса Internet-доступа через беспроводные локальные сети не имеет под собой достаточных оснований: в реальности данный рынок пока еще остается чрезвычайно незрелым. Ситуацию с общественными зонами доступа аналитики называют «технологической золотой лихорадкой», предупреждая, что, несмотря на перспективность рынка, большинство бизнес-моделей пока не доказали своей жизнеспособности и картина конкурентной борьбы пока весьма расплывчата. Тем не менее в IDC прогнозируют, что средний ежегодный прирост оборота Wi-Fi в ближайшее пятилетие будет составлять 57%. Как считают аналитики, рынку предстоят два этапа развития: расширение сетей в течение ближайших двух лет, а в последующие три года — установление связей между операторами (заключение соглашений о роуминге и партнерских договоров). Количество пользователей общественных зон доступа, согласно прогнозу, в течение ближайших пяти лет будет ежегодно удваиваться и к 2008 году достигнет 25 млн.

Служба новостей IDG

CRM-приложения — аренда вместо приобретения

Объем рынка CRM-приложений достигнет, по прогнозам Aberdeen Group, к 2006 году 17,7 млрд. долл. с усредненным годовым коэффициентом роста 6,7%. Этот, казалась бы, умеренный рост увеличения продаж, будет происходить на фоне значительного изменения методов, посредством которых организации смогут приобретать CRM-решения. Покупка приложений уступит место новой модели, ориентированной на их аренду. Финансовые преимущества такой модели и уменьшение рисков стимулируют компании отказываться от традиционной схемы приобретения постоянно действующих лицензий. В то же время поставщики услуг аренды приложений могут рассчитывать на предсказуемое увеличение доходов. Ожидается, что суммарные CRM-расходы небольших и средних компаний превысят затраты на эти цели крупных компаний, частично из-за нового ценообразования и методов доступа к приложениям.

Управление активами нуждается в автоматизации

Мировой рынок средств управления активами предприятий (Enterprise Asset Management, EAM), объем которого равняется сегодня 1,6 млрд. долл., увеличится, согласно ARC Advisory Group, в 2007 году до 1,9 млрд. долл. Стимулирующим фактором станет повышение спроса на применение основанных на Web решений, предлагаемых поставщиками услуг аренды приложений, а также на развертывание систем управления ресурсами предприятий. Успешно работающие компании будут стремиться наращивать функциональность уже применяемых инструментов ЕАМ, в то время как организации, желающие повысить эффективность бизнеса, попытаются использовать ключевые индикаторы производительности для оценки возврата инвестиций в ЕАМ. Значительно повысится роль Web-хостинга приложений, поддерживающих, в частности, техническое обслуживание и ремонт оборудования, организацию электронных закупок, а также другие задачи масштаба предприятия. Многие поставщики ЕАМ-систем перейдут к реализации стратегии Total Enterprise Asset Management, предусматривающей комплексное управление всеми ИТ-активами, поддерживающими бизнес-процессы компаний. Такая стратегия создает основу для использования модели CALM (Collaborative Asset Lifecycle Management), распределяющей в процессе управления активами риски и ответственность между партнерами в течение всех фаз жизненного цикла изделий.

ЖК-дисплеи отвоевывают позиции у ЭЛТ

По данным компании DisplaySearch, в первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом прошлого объем поставок ЖК-дисплеев увеличился на 8% и составил 10,6 млн. устройств. Доля ЖК-дисплеев в общем объеме поставок компьютерных мониторов увеличилась на 7%, достигнув 37%. Выросли поставки ЖК-дисплеев, продаваемых как самостоятельно, так и в комплекте с компьютерами, правда, прирост поставок последних оказался вдвое меньшим. За упомянутый период поставки ЭЛТ-мониторов снизились на 21% (в сравнении с первым кварталом прошлого года — на 16%), составив 17,8 млн. штук. Лидером по поставкам стала Samsung (13,5% рынка); на втором месте — Dell (13,4%), на третьем — НР (8,5%). Поставки 15-дюймовых мониторов сократились на 5%, 17-дюймовых ЖК-дисплеев разрешения SXGA выросли на 41% прежде всего благодаря европейскому рынку.

Служба новостей IDG

Снижение цен на ПК компенсирует объем поставок

IDC в очередной раз снизила прогнозируемые показатели поставок персональных компьютеров в 2003 году. Теперь ее аналитики заявляют о том, что глобальный рост поставок составит 6,3%, а суммарное количество проданных компьютеров — 145,2 млн. В марте они оценивали увеличение поставок в 6,9%, а в декабре прошлого года — в 8,3%. Рост в корпоративном сегменте рынка достигнет 6,2%. Увеличение продаж ПК для корпоративных заказчиков связано с долгожданным наступлением обновления парка компьютеров, которое откладывалось из-за ограничений ИТ-бюджетов. Цикл смены корпоративных ПК составлял в 90-х три года. Последний раз наиболее масштабная замена проводилась в связи с решением проблемы 2000 года. Ожидается, что рост поставок начнет компенсировать последствия начавшегося в 2000 году экономического спада, когда было продано 140,1 млн. ПК. В 2001 году этот показатель уменьшился до 134,6 млн. В конечном итоге, несмотря на рост поставок, объем мировых продаж упадет на 2,4% в результате снижения цен на компьютеры.

Этот прогноз дополняют данные, опубликованные Gartner Dataquest. Глобальные поставки настольных систем и ноутбуков увеличатся в 2003 и 2004 годах на 7,2 и 11,7% соответственно (до 137,6 и 153,7 млн.). Средний ежегодный прирост поставок в предстоящие пять лет составит 7,9%, а общее количество систем, проданных в 2007 году, достигнет 187,7 млн. Аналитики Gartner отмечают неопределенное состояние мировой экономики, которое затрудняет оценку реальных сроков ее восстановления, полагая, что именно эти факторы оказывают влияние на задержку замены ПК, установленных в 1999 и 2000 годах. Производители компьютеров ожидают небольшого увеличения своих продаж в 2003 году, которые, возможно, возрастут в четвертом квартале. Более значительный рост должен произойти в 2004 году.

Растут потребности в автоматизации поддержки

Компания SupportSoft объявила результаты опроса, проведенного совместно с Supportindustry.com среди специалистов в области обслуживания и поддержки. Свыше 70% респондентов сообщили, что спрос на их услуги за последний год вырос. В то же время почти половина опрошенных указали, что бюджеты поддержки в их компаниях уменьшаются, причем 5% сообщили о сокращении на 20% или более. Почти все опрошенные, 98%, ощущают повышение спроса на высококачественное обслуживание и поддержку в связи с ростом распространенности и сложности технологий. Одно из следствий несоответствия спроса и предложения — повышение заинтересованности в автоматизированных решениях поддержки, в частности в системах на основе Web-самообслуживания. Почти 90% респондентов считают, что потребности их компаний в таких решениях в ближайшее время вырастут; около 80% высказали мнение, что подобная система позволит их компаниям улучшить качество обслуживания и поддержки в дальнейшем.

Объем ИТ-услуг будет расти

Аналитики Gartner прогнозируют небольшое увеличение затрат компаний на ИТ-услуги в нынешнем году по сравнению с прошлым, чему способствует рост аутсорсинга, помогающего предприятиям сокращать расходы и совершенствовать свою ИТ-инфраструктуру. Согласно прогнозу, объем затрат в 2003 году достигнет 555 млрд. долл., что на 3,5% больше, чем в 2002-м. Прогноз свидетельствует о восстановлении рынка: по данным Gartner, в 2002 году по сравнению с 2001-м объем затрат на ИТ-услуги снизился примерно на 1%. В будущем году аналитики ожидают увеличения ИТ-бюджетов и, как следствие, увеличения объема рынка ИТ-услуг на 5,2%.

Служба новостей IDG

Перспективы рынка услуг AIP

Согласно прогнозу IDC, в период до 2007 года рынок аутсорсинговых и управляемых услуг, предоставляемых провайдерами инфраструктуры приложений (Application Infrastructure Provider, AIP), во всем мире будет возрастать ежегодно в среднем на 17,6%; на нынешний год аналитики прогнозируют прирост 13,4%. В числе факторов роста — потребность предприятий в использовании Web для сокращения и/или стабилизации расходов, в улучшении эффективности внутренних операций и совершенствовании цепочки поставок, в расширении клиентуры с применением CRM и средств автоматизации труда мобильных торговых представителей, а также в поиске новых рынков. Как отмечают аналитики, рынок услуг AIP стал одной из органических частей общего рынка аутсорсинга ИТ и важным механизмом развития сферы услуг «коммунальных» вычислений. В числе основных тенденций рынка AIP аналитики выделяют: продолжение консолидации рынка и выход на доминирующие позиции поставщиков услуг аутсорсинга ИТ; сокращение доли рынка, принадлежащей телекоммуникационным операторам; тесную интеграцию управляемых услуг AIP c аутсорсинговыми предложениями в целом и «коммунальными» услугами.

Преодолеть языковый барьер

По результатам опроса, проведенного среди руководителей сферы ИТ и маркетинга, в консалтинговой компании Aelera пришли к выводу, что в среднем успеха достигают лишь 60% маркетинговых проектов. Выяснилось также, что при наличии взаимопонимания (в том числе терминологического) между специалистами по ИТ и маркетингу доля успешных проектов могла бы подняться на 15%. Подавляющее большинство респондентов уверены, что технологии способны помочь предприятию в маркетинге; 60% опрошенных считают, что информационная и маркетинговая службы компании должны сотрудничать на уровне руководства. Однако, как только две эти группы пытаются совместно спланировать маркетинговую кампанию, требующую использования ИТ-компонента, возникает раскол. Тех, кто считает, что маркетинговые отделы эффективно используют имеющиеся в распоряжении технологии, среди опрошенных ИТ-специалистов оказалось втрое меньше, чем среди маркетологов. Для укрепления взаимоотношений между двумя этими группами сотрудников аналитики советуют проводить совместное обучение, помогающее им понимать язык друг друга, цели проектов и требования к ним.

Darwin, США

Путь решения кадровых проблем

По прогнозу Gartner, оборот от аутсорсинга кадровых бизнес-процессов отделов вырастет за нынешний год по сравнению с прошлым на 18% и достигнет 46 млрд. долл. Доля данного сегмента в общем объеме рынка аутсорсинга бизнес-процессов останется наибольшей и составит 39%. Как отмечают аналитики, кадровый аутсорсинг считается сопряженным с меньшими рисками, нежели аутсорсинг иных критически важных функций. Потребность в сокращении расходов привела к увеличению количества контрактов кадрового аутсорсинга; как считают в Garnter, по мере проявления преимуществ будет расти количество долгосрочных договоров такого рода. Сейчас в большинстве случаев поставка кадровых услуг тарифицируется по принципу «коммунальных служб». В 2004 году, согласно прогнозу, будет заключаться больше договоров на поставку услуг, охватывающих сразу множество кадровых процессов.

Служба новостей IDG

ИТ-бюджеты будут расти

Согласно результатам опроса директоров информационных служб 5 тыс. компаний, проведенного в июне редакцией журнала CIO Magazine, ИТ-бюджеты этих организаций увеличатся в течение следующих 12 месяцев в среднем на 5,6%. В мае этот показатель оценивался как 3,3%. Наибольший рост ожидается в области приобретения и модернизации программных средств обеспечения безопасности вычислительных систем, о чем свидетельствуют ответы 54,4% респондентов. Расходы на аутсорсинг намерены увеличить только 27,7% опрошенных, в то время как 27,1% планируют их сократить. Телекоммуникационное оборудование также не представляет интереса для многих участников опроса, поскольку 28,9% из них рассчитывают увеличить инвестиции в этой области, а 22,5% думают об их уменьшении. На вопрос об увеличении ИТ-расходов по сравнению с предыдущим кварталом 7,1% респондентов ответили, что они значительно повысятся, а 25% сообщили об их «простом» увеличении. В то же время 15,8% заявили об уменьшении и существенном уменьшении ИТ-бюджетов. Принявшие участие в опросе специалисты являются сотрудниками промышленных предприятий, финансовых институтов, правительственных учреждений и медицинских организаций.

Несколько более сдержан прогноз роста ИТ инвестиций, сделанный аналитиками Aberdeen Group. По результатам проведенного ими очередного ежеквартального опроса можно заключить, что в ближайшие полгода-год ИТ-бюджеты предприятий вырастут в среднем на 3,4%. Для сравнения: согласно предыдущему опросу аналогичный прогноз составлял 2,7%. Среди планируемых к закупкам технологических решений приоритетными являются средства, позволяющие оптимально использовать существующие бизнес-процессы. В числе кандидатов на закупку наиболее часто упоминались следующие категории приложений: системы управления содержанием/документами, приложения для поддержки и обслуживания клиентов, системы самообслуживания для персонала, приложения для справочных служб и выездного обслуживания, системы электронной почты и обмена сообщениями. В сравнении с предыдущим опросом заинтересованность в приобретении приложений всех категорий в целом несколько снизилась.

Тяжелая ноша Т-инвестиций

Прошлый год, как и предшествовавший ему, оказался непростым для страхового рынка в связи с серией неожиданных событий и скандалов. По данным IDC, за год американские страховые фирмы потратили на ИТ около 19,7 млрд. долл., что на 8% меньше по сравнению с 2001 годом, причем в наибольшей степени «пострадало» оборудование. На нынешний год прогнозируется весьма незначительный прирост затрат — всего 1,6%; как считают аналитики, до стабилизации расходов, не говоря уже о возвращении нормального роста, пройдет еще значительное время. Больше всего в течение ближайших пяти лет на ИТ будут тратить компании сферы страхования жизни и здоровья. Последние неплохо пережили 2002 год, однако индустрия страхования жизни значительно пострадала в связи с резкими колебаниями фондового рынка. Для сегмента имущественного страхования и страхования от несчастных случаев, являющегося вторым по величине ИТ-затрат, IDC прогнозирует на нынешний год отсутствие роста: рынок до сих пор восстанавливается после событий сентября 2001 года. Приоритетными с точки зрения инвестиций будут ИТ-проекты, улучшающие эффективность работы компании (например, связанные с аутсорсингом), повышающие рентабельность или помогающие компании выделиться на фоне конкурентов (например, системы, позволяющие улучшить качество обслуживания страховым представителям). Все это подтверждается данными IDC на текущий год: в числе основных областей инвестиций на 2003 год для страховых компаний — отраслевые решения, В2В-системы и приложения для совместной работы.

Трудность оценки ROI тормозит внедрение Web-служб

С точки зрения аналитиков Gartner, Web-службы достигли той степени развития, когда предприятия, избегавшие рисков, консервативные или по иным причинам не заинтересованные в экспериментах с новой технологией, могут начать внедрение Web-служб для стратегического применения. Недавние опросы показывают, что хотя значительная доля предприятий экспериментировала с базовыми составляющими Web-служб, такими как SOAP, многие все же этого еще не делали. Одна из причин выжидательного подхода состоит в затруднительности оценки возврата на инвестиции (Return On Investment, ROI) в новую технологию. При расчете долговременных показателей ROI аналитики рекомендуют ориентироваться на такую последовательность поэтапного внедрения Web-служб: первоначальные инвестиции тактического назначения быстро приносят краткосрочную выгоду; дальнейшие потребуют больше ресурсов, и на немедленную окупаемость рассчитывать не стоит, хотя подобный опыт приносит необходимые знания относительно трудностей внедрения и управления множеством разнородных служб. Свыше 20% предприятий воздержатся от разработки стратегии в отношении Web-служб до тех пор, пока возможно будет оценить ROI, несмотря на то, что подобное промедление, вполне вероятно, отрицательно повлияет на конкурентоспособность. Предприятия, получившие опыт применения Web-служб до конца 2004 года, достигнут долговременной окупаемости быстрее остальных.


Динамика рынка ERP-систем

Согласно прогнозам аналитиков AMR Research, слияние PeopleSoft и J.D. Edwards должно обеспечить объединенной компании 14% глобальных продаж корпоративных приложений. Лидером остается SAP AG, обладающая 36% рынка ERP. Ha третьем месте — корпорация Oracle c 13% рынка.


Награда СОВНЕТ

Российская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) наградила журнал «Директор информационной службы» (CIO.RU) дипломом «Лучшему печатному изданию по тематике управления проектами». Награда была вручена на XVII конгрессе Международной ассоциации управления проектами (IPMA), прошедшем в Москве в июне. Так был отмечен большой вклад издания в распространение знаний об управлении проектами.

Редакция журнала считает для себя большой честью получение подобной награды. Мы рассматриваем его как признание пятилетней работы коллектива издания со стороны сообщества профессионалов. Особый вклад в становление и развитие тематики управления проектами в нашем издании внесли наши коллеги — Евгений Зиндер, Григорий Ципес и Александр Товб. Благодарим всех, кто помогал нам все эти годы развивать и поддерживать это направление нашего журнала. Дисциплину управления проектами мы считаем очень важной сферой компетенции ИТ-руководителей предприятий и организаций и намерены продолжить широкое освещение этой тематики.


Трудно начать — трудно завершить
Чак Мартин

Руководители высшего звена и менеджеры несколько раходятся в своих мнениях:

Chuck Martin. Starting/Stopping Processes, Projects, Etc. Darwin, March 2003