Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Прогнозы рынка жестких дисков

Ассоциация International Disk Drive Equipment and Materials Association обнародовала прогнозы рынка накопителей на жестких дисках на 2003 год. В числе ожидаемых событий и тенденций — появление жестких дисков с диаметром пластин 1 дюйм емкостью 4,7 Гбайт; окончательное вытеснение накопителями со скоростью вращения 7200 об./мин жестких дисков, имеющих скорость вращения 5400 об./мин; начало применения интерфейса Serial ATA, которое в ближайшие несколько лет станет преобладающим; увеличение интенсивности применения предприятиями жестких дисков, имеющих скорость вращения 15000 об./мин. По данным IDEMA, в 2002 году производителям потребительской электроники было поставлено свыше 12 млн. жестких дисков; в 2003 году, согласно прогнозу, объем поставок составит 30 млн., в 2004-м — 50 млн. Более половины рынка в 2002 году принадлежало Seagate и Maxtor.

Снижается стоимость беспроводных продуктов

Исследования Gartner показывают, что затраты конечных пользователей на приобретение оборудования для беспроводных сетей достигли в 2002 году 2,2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 38%. Поставки оборудования, возросшие за тот же период более чем вдвое, составили 15 млн. адаптеров и 4,4 млн. базовых станций. Причем в течение года стоимость беспроводных продуктов снизилась в среднем на 37% и ожидается ее дальнейшее снижение на 25% в 2003 году. В настоящее время существенную часть продаж составляют адаптеры для ПК, но ситуация быстро меняется. Если в 2002 году приблизительно 10% мобильных ПК были снабжены беспроводными адаптерами, то по прогнозам к 2004 году их доля возрастет до 31%, а к 2007 году — до 68%. В Gartner считают, что к концу 2003 года до 70% европейских операторов будут предлагать решения для беспроводных локальных сетей.

Рынок телекоммуникационных услуг в России

На Третьей Международной конференции «Связь и инвестиции в России» были подведены итоги российского рынка телекоммуникационных услуг. Впервые за пять лет был превышен уровень 1997 года, когда объем рынка достиг 7,7 млрд. долл. При этом более половины оборота — 4,5 млрд. долл. — дали новые операторы, которых в 1997 году не существовало. На текущий год запланирован оборот в 10 млрд. долл. Инвестировано в прошлом году в связь было около 2,1 млрд. долл., 74% этих средств — российские. В этом году ожидается рост инвестиций на 10-12%.

Самой острой темой конференции была конкуренция между мобильными и фиксированными операторами. Если сравнивать мобильную и фиксированную связь по стоимости подключения абонента, то ситуация будет не в пользу последней. Подключение в России фиксированного абонента, по данным МАП, стоит около 200 долл., а мобильный телефон с немалым набором дополнительных услуг можно купить за 100 долл. Операторы фиксированной связи ввели в строй в прошлом году около 3 млн. номеров, в то время как количество пользователей мобильных телефонов увеличилось в 2,3 раза и достигло 17,7 млн. человек. Однако около 36% населенных пунктов в России по-прежнему остаются без телефонов. По мнению Евгения Голосного, эксперта компании «Тройка Диалог», фиксированная связь через два-три года потеряет свое основное преимущество — ценовую доступность.

Новые коммуникационные технологии пока распространяются относительно медленно. Так, количество пользователей Internet за год увеличилось на 39% и составило 6 млн. человек.

Растет спрос на средства управления содержанием

Аналитики Gartner сообщают, что пять компаний, специализирующихся в области управления информационным содержанием, — Documentum, FileNet, Hummingbird, Mobius Management Systems и Open Text — заявили о росте объемов продаж в первом квартале 2003 года по сравнению с тем же кварталом 2002 года. При этом у четырех из них отмечается стабильное увеличение продаж лицензий начиная с первого квартала 2002 года: показатели Documentum выросли за этот период с 25,1 до 34,4 млн. долл., FileNet — c 31,2 до 35,5 млн. долл., Open Text — c 15,5 до 19 млн. долл., Mobius — c 5,2 до 9,4 млн. долл. С начала экономического спада в 2000 году отмечается как консолидация данного сегмента рынка, так и развитие разработчиками продуктов новых технологий.

Динамика рынка CRM-приложений

Согласно данным Gartner, компания Siebel Systems продолжает продавать больше CRM-предложений, чем ее конкуренты, несмотря на общий спад этого сегмента рынка. Объем продаж программных продуктов Siebel составил в 2002 году 700 млн. долл., в то время как продажа лицензий CRM-предложений SAP — 450 млн. долл. PeopleSoft сообщила об объеме продаж лицензий в 530 млн. долл., включая ERP-приложения, программное обеспечение поддержки поставок, порталы и аналитический инструментарий. Доходы за счет поставок CRM-продуктов PeopleSoft колеблются от 80 до 100 млн. долл., а Oracle, как полагают в Gartner, — составляют приблизительно 100 млн. долл. Они подчеркивают, что CRM-продажи Siebel в 2002 году эквивалентны суммарным продажам двух других упомянутых поставщиков.

Аутсорсинг информационных систем

По данным IDC, мировой объем инвестиций в услуги аутсорсинга информационных систем в 2002 году составил 68 млрд. долл., а к 2007-му, по прогнозу, превысит 99 млрд. долл. Подобный аутсорсинг применяется в целях снижения расходов, получения доступа к передовым технологиям, компенсации нехватки квалифицированных специалистов и сохранения конкурентоспособности. Начиная с 2001 года аналитики отмечают тенденцию постепенного перехода от много миллиардных контрактов к мелким, более узко ориентированным договорам. Это объясняется тем, что рынок достиг относительной зрелости, количество новых заказчиков ограниченно. Среди регионов в 2002 году самым крупным рынком ИТ-аутсорсинга были США — на долю страны пришлось 45% всех инвестиций; на втором месте — Европа.

Рост рынка услуг хранения

IDC прогнозирует, что мировой рынок услуг хранения, включая консалтинг, интеграцию, управление и поддержку, в течение ближайших пяти лет будет возрастать в среднем ежегодно на 6,4%. Поскольку покупатели проявляют повышенную осмотрительность ввиду ограниченных бюджетов, затраты, тесно связанные с конкретными инициативами внутри организации, зачастую зависят от крупных бизнес-задач и решений. Например, новое приложение, рассматриваемое как критически важное для бизнеса, может требовать инфраструктуры сетевого хранения для нормальной работы. Исключением являются затраты на управление хранением и сделки аутсорсинга, которые обычно осуществляются в соответствии с более долгосрочной стратегией сокращения расходов, а также исходя из целей повышения производительности и доступности хранения. Как отмечают в IDC, инвестиции в хранение поддерживаются на относительно стабильном уровне благодаря услугам, связанным с осуществлением проектов консолидации, резервирования/восстановления и перехода на сетевое хранение.

Перспективы рынка услуг сетевого консалтинга и интеграции

Как прогнозируют в IDC, на период с 2002 по 2007 год мировой рынок услуг сетевого консалтинга и интеграции будет увеличиваться ежегодно в среднем на 7,8% и достигнет объема 29,3 млрд. долл. В нынешнем году большая часть инвестиций со стороны операторов придется на усилия по сокращению расходов на существующие сети: продолжит расти популярность услуг оптимизации сетей и оценки операций. Предприятия же будут вкладывать средства главным образом в услуги, связанные с беспроводными сетями и обеспечением безопасности. Спрос на сетевой консалтинг и интеграцию в США будет превосходить по общему объему затрат другие регионы. В то же время весьма привлекательными для поставщиков услуг проектирования, построения сетевых архитектур и управления ими будут регионы, в которых рынок только начинает развиваться.

Премия для ИТ-лидеров

В конце апреля состоялось вручение премии «ИТ-Лидер 2003», которая, согласно замыслу учредителей, присуждается предприятиям и организациям страны, а также их ИТ-руководителям, «оказавшим непосредственное влияние на распространение новейших технологий, повышающих эффективность деятельности организаций и улучшающих стандарты жизни общества в целом». Учредителями премии, которую планируется вручать ежегодно, выступили несколько коммерческих предприятий и изданий: компания «Крок», группа компаний «РосБизнесКонсалтинг», журналы «Компания» и Intelligent Enterprise. B экспертный совет, который определил лауреатов премии, вошли главы российских представительств всемирно известных ИТ-компаний, а также некоторые российские эксперты. В числе лауреатов нынешнего года оказались Госкомстат РФ, МНС РФ, ГТК РФ, Центризбирком РФ, правительство Ставропольского края, Судебный департамент при Верховном суде РФ, Сбербанк РФ, «Альфа-банк», «Ингосстрах», «Русский Алюминий», «Транснефть», «Иркутскэнерго», «Аэрофлот», «ВымпелКом», «Видео Интернешнл», Российская государственная библиотека, а также руководители ИТ-служб этих компаний, организаций, министерств и ведомств.

Перспективы MBS

B ходе прошедшей в середине апреля конференции Microsoft Business Solutions (подразделения корпорации Microsoft, занимающегося созданием и продвижением интегрированных систем управления предприятием) Ольга Дергунова, глава представительства корпорации Microsoft в России, объявила о том, что уже к концу лета в России произойдет полное слияние структур Microsoft и MBS: представительства переедут в один офис, объединят свою техническую инфраструктуру, каналы продаж, в перспективе унифицируют лицензионную политику. В итоге MBS станет одним из подразделений Microsoft, a не параллельно существующей структурой, как это происходит сегодня.

Было также объявлено о стратегии развития продуктов MBS. Taк, в ближайшие пять лет корпорация Microsoft гарантирует развитие четырех основных продуктов: Axapta, Navision, Great Planes и Solomon. B странах Европы, Ближнего Востока и Африки клиентам предложат первые два продукта. Кроме того, уже начато создание нового семейства бизнес-приложений, которое в перспективе (через пять — десять лет, именно столько займет его разработка) заменит разрозненные продукты, поставляемые корпорацией сегодня. Новое семейство приложений призвано полнее раскрыть возможности платформы и инфраструктуры .Net.

Следует отметить, что в последнее время MBS ведет очень активную политику на российском рынке, что позволило заинтересовать решениями MBS значительное число предприятий. По-видимому, этим можно объяснить столь большое число гостей конференции: по данным организаторов, ее посетили свыше 2,5 тыс. представителей предприятий. Трудно сказать, в самом ли деле предприятия поверили в то, что информация становится ключевым фактором успеха бизнеса. Возможно, дело в другом: все большее число предприятий вынуждено заботиться о повышении эффективности ведения бизнеса. К этому их подталкивают конкуренция на внутреннем и внешнем рынках, а также требования акционеров, владельцев и инвесторов. По мнению Владислава Мартынова, генерального директора MBS в России, современные ИТ дают возможность «не просто повысить эффективность деятельности компании, но получить дополнительные конкурентные преимущества». Владельцам и акционерам мысль о возможных конкурентных преимуществах, похоже, приходится по душе.

Навигатор по стандартам

В конце апреля в третий раз прошла Всероссийская практическая конференция «Стандарты в проектах современных информационных систем», организованная фондом ФОСТАС, журналом «Директор информационной службы» и издательством «Открытые системы». В ходе конференции были охвачены следующие основные направления: проблемы технического регулирования в России; эффективность ИТ в системах и проектах; стандарты в информационных системах промышленных предприятий, органов государственного управления; стандарты в области стратегического руководства ИТ на предприятии, моделирования предприятий и систем, управления качеством систем, управления проектами; интеграция информационных систем на основе стандартов. На протяжении всей конференции неоднократно подчеркивался приоритет задач бизнеса при разработке ИС.

Особое внимание собравшихся привлек доклад заместителя главы Госстандарта РФ Валерия Зимника, рассказавшего о государственной политике в этой области. В качестве одной из наиболее важных задач при разработке стандартов он назвал содействие вступлению России в ВТО. С 1 июня в нашей стране вступает в силу закон «О техническом регулировании». В нем определена новая роль стандартов в жизни нашего общества. По словам Зимника, при разработке этого документа преследовалось две цели: во-первых, в соответствии с требованиями рынка сделать использование стандартов добровольным делом каждого производителя и, во-вторых, облегчить бремя технических требований, заложенных в стандартах, ограничить ведомственное творчество в этой области. Вместе с тем Зимник отметил, что, как показывает зарубежная практика, в условиях рынка добровольность присоединения к стандартам часто является фиктивной, поскольку требования к стандартизации продукции неминуемо возникают при заключении контрактов.

Оценивая конференцию в целом, большинство участников отмечали возросшую практическую составляющую докладов. В частности, было сказано, что сделан еще один шаг к формализации концептуальных взглядов по всем актуальным вопросам стандартизации в области ИТ.

Динамика и структура ИТ-бюджетов

IDC пересматривает прогноз ИТ-затрат

Ввиду сохранения экономической и геополитической нестабильности IDC прогнозирует снижение ИТ-инвестиций на 2003 год с 3,7 до 2,3%. Согласно новому прогнозу, годовой объем ИТ-затрат составит 852 млрд. долл. В Европе приращение достигнет 2%, в США — 1,5%, в Японии ожидается снижение затрат на 1,4%. Неуверенность имела серьезное негативное влияние на ИТ-затраты начиная с конца 2002 года. Мировой валовой национальный доход стабильно снижается, американские корпорации переживают самый острый спад со времен Великой депрессии, но постепенное восстановление уже начинается. В 2004 году в IDC ожидают улучшения рыночной ситуации во всех регионах, а к 2006 году оборот мирового рынка ИТ достигнет 1 трлн. долл. В нынешнем году затраты на оборудование снизятся на 0,5%, расходы на программное обеспечение и услуги возрастут соответственно на 4,5 и 3,7%. При условии восстановления в конце 2003 года экономической и политической стабильности, в 2004 году рост ИТ-затрат достигнет 4-6%. Основными двигателями восстановления будут: мобильные решения; «коробочные» программные средства, обеспечивающие интеграцию систем предприятия; аутсорсинг; уже начавший восстанавливаться рынок оборудования. В ближайшие три-пять лет ожидается достижение уровней прироста в 6-7%.

Стратегическое значение центров контактов

Руководители центров контактов с клиентами вынуждены работать одновременно на три фронта: улучшать качество обслуживания клиентов, снижать расходы и принимать меры в связи с ростом количества способов взаимодействия с клиентами. Исследование, проведенное совместно Aberdeen Group и CNET Networks, посвящено новым технологиям и бизнес-моделям, к которым приходится обращаться для решения перечисленных задач. Результаты исследования очерчивают приоритеты инвестиций в центры контактов в ближайшие полтора года, включая многоканальные центры, IP-центры, а также системы внутрикорпоративной маршрутизации и аналитики. Около 45% опрошенных руководителей назвали центр контактов «критически важной» составляющей стратегии компании в отношении продуктов и клиентов. Примерно половина опрошенных в качестве одной из основных трудностей менеджмента указали на «преодоление замешательства и неопределенности, возникающих при внедрении новых технологий». Проводя исследование, аналитики исходили из предположения о том, что ценность контакт-центров, с точки зрения руководства, напрямую влияет на совокупные затраты компании на соответствующие технологии.

Бизнес и технологии

Инвестирование в формирование стоимости

В сегменте розничной торговли быстрее, чем в остальных, протекает конвергенция приложений для цепочки поставок с решениями по управлению отношениями с клиентами. Следует ожидать, что и остальные отрасли вслед за розничной торговлей пойдут по пути смещения центра ИТ-инвестиций вдоль цепочки формирования стоимости — от решений для планирования цепочки поставок к приложениям, относящимся к покупательскому спросу, включая системы для управления ценообразованием и оборотами, мерчендайзинга, управления запасами и исполнения заказов. Предприятия розничной торговли также раньше других сделали выбор в пользу специализированных отраслевых ИТ-решений, автоматизирующих потоки бизнес-процессов, которые выходят за рамки индивидуальных бизнес-дисциплин — снабжения, закупок, управления каталогами или поддержки клиентов. Успех, как считают аналитики, будет сопутствовать тем из поставщиков ИТ, которые сумеют предложить все детали мозаики автоматизации цепочки формирования стоимости, не вынуждая при этом финансовых директоров розничных сетей лицензировать весь ассортимент продуктов разом. Один из двигателей процветания для многоканальной организации розничной торговли — способность подстройки инвестиций в соответствии с изменяющимися предпочтениями клиентов — независимо от того, пользуются ли они внутренними или внешними каналами сети или теми и другими. Трудность при этом будет заключаться в разработке способа оптимальной балансировки будущих инвестиций в технологии с учетом иногда конфликтующих потребностей различных каналов розничной торговли.

Популярность Web-технологий

По данным отчетов Gartner Dataquest, Web-службы начали широко использоваться предприятиями Северной Америки, как в их внутренней деятельности, так и в процессе выполнения заказных проектов. Такой вывод подтверждается результатами опроса: 92% респондентов заявили, что в реализуемых ими интеграционных проектах, часть которых завершится в 2004 году, Web-службам уделяется значительное внимание. Исследования показали, что 86% предприятий применяют XML. Однако другие Web-технологии используются гораздо меньше: SOAP — 31%; WSDL — 3% и UDDI — 14%. Результат еще одного исследования Gartner Dataquest свидетельствует о том, что в период с августа 2002-го по февраль 2003 года применение Web-служб для решения внутренних задач предприятий сократилось на 10%, в то время как для создания В2В-решений — увеличилось на 8%. Аналитики Gartner на основании полученных данных делают вывод о том, что использование Web-служб для взаимодействия связанных совместным бизнесом компаний вышло из стадии пилотных проектов.

Деньги и технологии

Рейтинг ИТ-сертификатов

Приведенный рейтинг характеризует не самые популярные ИТ-сертификаты, а те, популярность которых растет быстрее всего. Данный рейтинг был составлен в результате сравнения числа прошедших ту или иную сертификацию с числом респондентов, планирующих пройти ее в ближайшее время: Cisco Certified Internetwork Expert (CCIE); Security+; Red Hat Certified Engineer (RHCE); Cisco Certified Network Professional (CCNP); Certified Information Systems Security Professional (CISSP); Check Point Certified Security Administrator (CCSA); Linux+; Microsoft Certified Systems Administrator (MCSA); Sun Certified System Administrator for Solaris Operating Environment; десятое место делят: Citrix Certified Enterprise Administrator (CCEA) и Microsoft Certified Database Administrator (MCDBA).

Техника безопасности

Аппаратное обеспечение безопасности

Аналитики IDC зарегистрировали в последней четверти 2002 года рекордный квартальный прирост объема мирового рынка устройств безопасности: 15%. Абсолютными лидерами по объему продаж остаются устройства, реализующие функции межсетевых экранов и виртуальных частных сетей: доля оборота — 90%. Наибольший прирост, однако, отмечен в сегменте распознавания вторжений: 19%. Как отмечают аналитики, все больше предприятий используют серверные устройства в качестве основы системы обеспечения информационной безопасности. Среди производителей первое место по доле оборота занимает Cisco Systems — ей принадлежит 37,4% рынка; за нею следуют Nokia (15,9%), Netscreen (12%), Sonicwall (5,6%) и Watchguard (4,5%).

Комплексный подход к обеспечению безопасности корпорации

Компании будут с большей эффективностью выявлять как электронные, так и физические угрозы своей безопасности, а также смогут лучше реагировать на эти угрозы, если начнут увязывать проблемы безопасности в сфере ИТ с иными аспектами корпоративной безопасности.

Но реализация такого глобального подхода к обеспечению безопасности влечет за собой столь радикальные изменения в корпоративной культуре и в организации бизнес-процессов, что для большинства пойти на этот шаг чрезвычайно трудно. Такое мнение высказывали участники конференции, организованной Asis International. Эта ассоциация объединяет специалистов в области безопасности.

Координация функций обеспечения безопасности в сфере ИТ с выполнением задач на таких участках работы, как физическая защита, управление оборудованием, работа с кадрами, функции юридического обеспечения и аудита, способствует повышению эффективности действий по обнаружению угроз и более четкой работе.

Причины большинства связанных с ИТ угроз кроются не столько в технологических сбоях, сколько в неудачной организации тех или иных процедур: там не был предоставлен доступ к важнейшей системе, здесь плохо организовано резервирование файлов или не была проведена проверка. Следовательно, при реализации мер безопасности в сфере ИТ важно принимать в расчет проблемы физической безопасности и безопасности персонала.

Интеграция функций обеспечения безопасности в различных сферах может привести к повышению эффективности выполнения организацией ее основных задач. На многих предприятиях функции, связанные с обеспечением безопасности, распределены по целому ряду подразделений, и реализация программы обеспечения безопасности и управления рисками в масштабах всего предприятия потребовала бы очень серьезных изменений в корпоративной культуре и в организации бизнес-процессов. К примеру, ИТ-функции могут выполнять подчиненные директора информационной службы, тогда как управление оборудованием сосредоточено в руках отдела финансов и управления рисками, а ответственность за непрерывность цикла производства несут сотрудники другой группы. Объединение этих функций может привести к более эффективному управлению рисками.

Но выгоды от такой интеграции очень трудно выразить в категориях ROI. Computerworld, США

Пираты и национальная экономика

International Data Corp. и ассоциация Business Software Alliance опубликовали результаты недавнего исследования, предпринятого с целью доказать, что сокращение объемов производства пиратских копий программных продуктов может способствовать росту экономического развития. В частности, как явствует из исследования, охватившего 57 государств в шести регионах мира, оборот сектора информационных и коммуникационных технологий экономики Южной Африки в настоящее время оценивается в более чем 4,4 млрд. долл. В IDC полагают, что снижение числа пиратских копий всего лишь на 10% могло бы обернуться его ростом до 7 млрд. долл.

Кроме того, в отчете утверждается, что сокращение пиратства привело бы к созданию дополнительных рабочих мест в ИТ-отрасли и к увеличению темпов роста национальных экономик. Так, в Финляндии, самой благополучной в смысле сдерживания пиратства стране, где доля пиратской продукции в общем объеме продаж программного обеспечения равняется примерно 35%, доходы от реализации программ составляют примерно 4% валового внутреннего продукта страны. В докладе отмечается, что доля пиратских изделий на рынках таких азиатских государств, как Китай, Вьетнам и Индонезия, значительно превышает 90% и в ВВП этих стран от продажи программных средств практически ничего не поступает.

Одним из бойцов на фронте «войны с пиратством» выступает Южноафриканская федерация по противодействию незаконному использованию авторских прав. Ее представители заявили, что, руководствуясь стремлением передать в руки правосудия как можно большее число пиратов, федерация изучает возможность использования против них «Закона о борьбе с организованной преступностью». Дело в том, что фирмы, решившие начать судебное преследование производителей поддельной продукции, сталкиваются с серьезной проблемой: в подобных случаях сложно применять статьи «Закона о контрафактных товарах». Как правило, привлечь к ответственности владельцев мелких рынков бывает трудно, поскольку сами они торговлей контрафактными товарами не занимаются. Тем не менее они имеют прибыль от продажи пиратских программ, потому что владельцы киосков платят им ренту. Computing South Africa

Обеспечение безопасности Web-служб

В рамках организации WS-I (Web Services Interoperability Organization), занимающейся проблемами совместимости Web-служб, создана рабочая группа, которой предстоит решать вопросы безопасности сетевых служб. Basic Security Profile Working Group займется созданием норм (они получили название Basic Security Profile — «базовый профиль безопасности»), регулирующих вопросы совместимости между различными реализациями Web-служб. По словам представителей WS-I, этот профиль безопасности станет расширением WS-I Basic Profile 1.0. B частности, группа займется вопросами совместимости, включая проблемы обеспечения безопасности на транспортном уровне, защиты сообщений, передаваемых по протоколу SOAP и др. По словам представителей WS-I, группа будет наряду с этим отвечать за разработку сценариев использования и соответствующих шаблонов обмена сообщениями. В WS-I считают, что от решения проблем обеспечения безопасности, возникающих в процессе взаимодействия различных реализаций Web-служб, напрямую зависит дальнейшее их развитие. WS-I — одна из целого ряда отраслевых групп, созданных с целью продвижения открытых стандартов совместимости Web-служб, использующих различные платформы, приложения и языки программирования. В совете директоров этой группы представлены такие «тяжеловесы» ИТ-отрасли, как ВЕА Systems, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Microsoft, Oracle, SAP и — с недавнего времени — Sun Microsystems. B числе других групп, участвующих в разработке стандартов для Web-служб, — организации OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards), W3C (World Wide Web Consortium) и Liberty Alliance. Служба новостей IDG


Перспективы российской экономики

В эти дни в правительстве идет обсуждение среднесрочной программы развития на 2003-2005 годы, подготовленной Минэкономразвития. Одна из главных проблем, которую отмечают разработчики программы, — перекос экономики в сторону сырьевого сектора и ее низкая конкурентоспособность. Некоторые экономисты видят наиболее перспективный путь в развитии так называемой новой экономики: информационных технологий, интеллектуальных услуг, телекоммуникационного сектора, науки и образования. Однако, по мнению экспертов, для эффективного развития этих секторов государству нужно снизить присутствие в экономике и в корне пересмотреть свои расходы, так как большая их часть тратится впустую. Предварительную работу завершила комиссия по оптимизации бюджетных расходов под председательством вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Итогом работы комиссии стали предложения по снижению расходов на 1 млрд. рублей в 2003 году, на 28,5 млрд. рублей в 2004-м и на 8,7 млрд. рублей в 2005-м. Сокращение было предложено сделать, в частности, за счет урезания расходов на образование, объекты культуры и искусства, а также за счет передачи части обязательств от федерального центра местным властям.

Надо отметить, что примеры более чем успешного экономического роста в результате урезания госрасходов в истории были. Однако и темпы сокращения неэффективных трат были совсем другими: так, в Китае расходы государства сокращались на 1% ВВП в год в течение 20 лет подряд. Что из этого получилось, ни для кого не секрет: Поднебесная оказалась в числе мировых лидеров, причем, в первую очередь именно в отраслях новой экономики.

«Россия вынуждена урезать расходы», Антон Попов, RBC daily


Телекоммуникационные технологии на транспорте России

В Сочи прошла межведомственная научно-практическая конференция «ТелеКомТранс 2003». В ней приняли участие представители свыше 200 организаций, в том числе федеральных министерств и ведомств.

В центре внимания конференции было рассмотрение вопроса о ходе выполнения федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 годах». Важнейшей ее частью является подпрограмма «Информатизация», цель которой — построение основ единого информационного пространства транспортного комплекса, для чего необходимо создать систему информационного взаимодействия МПС, Минтранса, ФСБ, МЧС, МВД, ГТК, МО, ГИБДД и Минздрава России. Взаимодействие между различными видами транспорта будет проводиться с максимальным учетом возможностей единой информационной среды МПС России. Как отметил в своем выступлении президент компании «ТрансТелеКом» Сергей Липатов, «выполнение мероприятий этой подпрограммы — одно из необходимых условий повышения эффективности транспортного обслуживания народного хозяйства и населения». На закрытии конференции руководитель ЦИС МПС Владимир Воронин сообщил о готовящемся подписании соглашений о создании единого информационного пространства транспортного комплекса России.

По словам первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина, МПС практически завершило строительство уникальной волоконно-оптической Единой магистральной цифровой сети связи (ЕМЦСС) протяженностью более чем в 45 тыс. километров. Скорость передачи информации по ЕМЦСС составляет 2,5 Гбит/с. Сеть имеет сегодня свыше 900 узлов доступа, включая все крупные города, где есть железная дорога, а также множество средних и мелких населенных пунктов. На охватываемой ЕМЦСС территории проживает 90% населения страны.

Большое внимание на конференции уделялось информационной и физической безопасности. На секции, посвященной защите в телекоммуникационных сетях и системах на транспорте России, активно обсуждались проблемы организации комплексной системы управления безопасностью, методики оценки рисков в области защиты информационных ресурсов и инфраструктуры сети железных дорог России, а также сертификации программного обеспечения.


КОРПОРАТИВНЫЕ ПОРТАЛЫ: общие рыночные перспективы

Delphi Group провела обследование планов затрат 500 корпоративных покупателей программного обеспечения порталов. Представителям компаний были заданы вопросы, касающиеся размеров бюджета, планируемых или уже выбранных поставщиков, предполагаемых временных рамок, а также обоснованности принятого решения. Цифры, включенные в отчет, дают представление о том, продукцию каких производителей будут покупать пользователи, какова доля этого ПО в планируемых расходах, каково общее количество транзакций и рейтинг известных торговых марок.


Delphi Group в 2002/2003 году проанализировала наиболее полные оценки реальной окупаемости, публикуемые корпоративными покупателями программного обеспечения порталов. В отчете рассматриваются многочисленные факторы, оказывающие влияние на окупаемость и успех развертывания, а также то, каким образом фирмы оценивают преимущества, получаемые от программного обеспечения порталов. Приводим некоторые результаты.

Окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративные порталы: результаты приведены через два года после первоначального развертывания систем


Хорошая практика обучения

Обратная связь в виде опросов и неформальных интервью после прохождения курсов обучения — это хороший способ оценить эффективность ИТ-образования. В компании United Stationers сотрудники информационной службы после окончания учебы проходят специальное анкетирование. Менеджер по вопросам обучения проводит индивидуальные собеседования с каждым получившим сертификат специалистом, чтобы убедиться в том, что уровень его знаний соответствует потребностям компании, и решить, можно ли в дальнейшем рекомендовать этот курс коллегам. Спустя три месяца проводится вторичная проверка сотрудников и их руководителей, которая помогает установить эффективность приобретенных знаний и удостовериться в том, что обучение способствовало повышению квалификации специалиста. Руководствуясь информацией, полученной на собеседованиях, менеджеры принимают решения относительно образовательных курсов. В United Stationers на обучение 250 ИТ-специалистов затрачивается около 450 тыс. долл. в год. Компания поддерживает партнерские связи с теми обучающими организациями, рейтинг которых высок, и отказывается от услуг неэффективно работающих курсов.

Один из способов получить максимальную отдачу от вложений в повышение квалификации специалистов — находить возможности для применения только что полученных знаний сотрудников. В United Stationers специалистам поручают работу в проектах, имеющих непосредственное отношение к пройденным курсам обучения, сразу же после завершения учебы. Это происходит в 75% случаев. Кроме того, приоритет отдается курсам, дающим те навыки, которые могут потребоваться в ближайшее время. Менеджеры совместно со специалистами вырабатывают план обучения, предполагающий применение приобретенных знаний вскоре после получения диплома, называя это своевременным обучением» (just-in-time training). Например, если специалист проходит курс обучения установке продуктов Microsoft, то на работе ему поручат заниматься внедрением соответствующего программного обеспечения. Computerworld, США