Постепенно приходит осознание того, что сети, коммуникационные системы и прочие электронные средства взаимодействия нужны прежде всего для обеспечения связи между людьми, а не между компьютерами.

Постепенно приходит осознание того, что сети, коммуникационные системы и прочие электронные средства взаимодействия нужны прежде всего для обеспечения связи между людьми, а не между компьютерами. Следовательно, и оценивать их необходимо в первую очередь с точки зрения «гуманитарной» и деловой, а не с технологической.

Поскольку в наше непростое время даже самые богатые компании тщательно контролируют свои расходы, то технологические средства взаимодействия рассматриваются в категориях выгод и затрат, причем не только стартовых или текущих, но и долгосрочных. Разумеется, средства взаимодействия должны быть удобны для пользователей и приносить им реальную пользу, но также необходимо, чтобы они были выгодны предприятию.

Однако польза далеко не всегда бывает очевидна. Во-первых, потому, что ИТ-поставщики склонны превозносить выгоды от своих решений, «скромно» умалчивая о затратах, ограничениях и проблемах при их развертывании и использовании. Во-вторых, ИТ-поставщики нередко предлагают приобрести новые ИТ-функции и возможности, потратив большие суммы денег, тогда как те же (или почти те же) нужные предприятию функции можно было бы реализовать с гораздо меньшими затратами, применив иные методики и технологии. В-третьих, современные технологии нередко окупаются лишь тогда, когда предприятия используют широкий спектр заложенных функций, а не только те возможности, что находятся на поверхности. Наконец, в-четвертых, чтобы технологии заработали эффективно, зачастую бывает необходимо изменить жизнь предприятия, а это всегда сопряжено с недовольством его сотрудников.

Тем не менее средства связи и взаимодействия, как правило, встречаются более благосклонно (особенно если они удобны и интуитивно понятны). Но всегда есть риск, что, получив в руки мощные инструменты взаимодействия, сотрудники будут использовать их не на благо предприятия (например, для обычной болтовни с друзьями) и станут тратить слишком много рабочего времени на коммуникационные «игрушки».

Задача предприятия — направить взаимодействие сотрудников в конструктивное русло: на обслуживание клиентов, совместную работу в проектах, организацию селекторных совещаний, знакомство с важной информацией, предоставление технической поддержки пользователям (HelpDesk), на поиск людей с нужными знаниями, общение с внутренними консультантами и экспертами предприятия, дистанционное обучение, работу с корпоративными (например, телефонными) справочниками и пр.

Можно ли предотвратить нецелевое использование технологических средств взаимодействия сотрудников? Очевидно, что лишь отчасти: вести тотальную слежку за сотрудниками очень сложно, дорого и далеко не всегда законно (есть же в Конституции РФ статьи о тайне переписки, личной жизни и пр.). Но все же некоторый контроль за взаимодействием сотрудников, скорее всего, установить придется.

Очень важный вопрос при использовании электронных коммуникаций — обеспечение безопасности. Разумеется, весьма трудно отследить инциденты, когда сотрудники передают конфиденциальную информацию конкурентам или другим нежелательным «контрагентам», так как всегда можно найти способ осуществить задуманное. Однако необходимо помнить и о том, что многие новые электронные средства общения сотрудников содержат большое число «дырок», которыми могут воспользоваться злоумышленники. К тому же безопасное использование электронных средств коммуникации нередко требует внесения изменений в уже сложившуюся ИТ-инфраструктуру. Тем не менее это не повод отказываться от технологий электронного взаимодействия, если они способны приносить реальную пользу предприятию.