Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Развитие рынка безопасности

Согласно прогнозу IDC, рынок программного и аппаратного обеспечения информационной безопасности, а также услуг за период с 2001-го по 2006 год увеличится с 17 млрд. долл. до 45 млрд. долл. Быстрее всего будет расти сегмент оборудования: прогнозируемый среднегодичный прирост — 25%. Особой популярностью будут пользоваться сетевые приставки, реализующие одновременно по несколько защитных функций. Этот же показатель для рынка услуг безопасности составит 24%, программного обеспечения — 16%. Рост затрат на технологии безопасности будет связан с началом процесса объединения на предприятиях различных компонентов во всеобъемлющую систему, которая защитит корпоративную сеть целиком. Одним из факторов увеличения рынка программного обеспечения безопасности является распространение систем управления персональной информацией и Web-служб. Служба новостей IDG

Интегрированное управление услугами

Картина рынка сервисных «диспетчерских» (service desk) указывает на то, что обслуживание расширяет область поиска решения проблемы поддержки интегрированного управления. До 2000 года лидерство рынка управления услугами принадлежало Peregrine, Remedy и Tivoli. Но в течение 2002 года картина изменилась, и желтая «майка лидера» перешла к производителям инструментариев управления сетями и системами (таким как BMC, Computer Associates, HP), которые обещали обеспечить сквозное управление уровнем ИТ-услуг. Аналитики META Group считают, что эти технологические решения обеспечат полную интеграцию не раньше 2007 года. На сегодняшний день данные технологии — только объект повсеместного использования, а закладка фундамента сквозного управления уровнем обслуживания — дело организации.

Web-службы и приложения для совместной работы

В течение нынешнего года разбиение на компоненты традиционных приложений для совместной работы (таких, как IBM/Lotus Domino и WebSphere Portal, Microsoft Exchange и SharePoint Portal, Oracle Collaboration Suite и Portal) войдет в окончательную фазу своего развития. Их функциональность будет экспонирована в виде Web-служб. К 2005 году средства совместной работы и управления содержанием будут восприниматься большинством пользователей, как обязательные функции приложений, необходимых для решения их конкретных задач. В нынешнем году на предприятиях следует тщательно оценивать инвестиции в порталы из расчета на быструю окупаемость и готовиться к тому, что к 2005 году большинство видов порталов прекратит существование как независимая категория. Gartner

Растет рынок систем планирования

Примерно 40% производственных предприятий средних размеров, опрошенных AMR Research около года тому назад, находились в состоянии выбора ERP-решений. Как показывают рыночные исследования, таким компаниям требуется не просто ERP, а пакет, сочетающий в себе функции ERP, управления цепочкой поставок, управления отношениями с клиентами и поддержки электронного бизнеса. Средний бизнес выбирает решение, исходя из меньшей общей стоимости владения и долговременных отношений с поставщиком, — 10-15 лет. Разработчики, ориентирующиеся на средние предприятия, в большинстве случаев предлагают продукты, оптимизированные для конкретных отраслей; в числе важнейших факторов, влияющих на выбор, пользователи называют уровень обслуживания и масштабируемость системы; критичной также является финансовая жизнеспособность производителя. Согласно прогнозу, вплоть до 2006 года объем рынка ERP будет возрастать в среднем ежегодно на 10% и достигнет 31,4 млрд. долл. Высокие темпы прироста будут обеспечиваться за счет оснащения приложений дополнительными возможностями, перечисленными выше. AMR Research

Перемены на рынке ECM

Лихорадка освоения производителями молодого рынка корпоративных систем управления содержанием (Enterprise Content Management, ECM) — естественное следствие потребности в расширении, связанной с необходимостью сохранения существующих клиентов и выживания в условиях усиливающейся конкурентной борьбы. В игру вступают крупные производители, чьи пользователи ищут интегрированных решений с широким спектром возможностей и длительными сроками поддержки. Это приводит к ускорению консолидации или сужению специализации игроков рынка ECM, их сейчас свыше ста. Лишь немногим удастся занять стратегические позиции, и к 2005 году количество производителей, которым будут отдавать предпочтение компании из числа Global 2000, сократится до пяти (сюда, наверняка, войдут IBM, Documentum и FileNET); примерно вдвое больше фирм, в том числе Microsoft, будут предлагать ECM-системы, предназначенные для малых и средних предприятий. AMR Research

Проблемы интеллектуализации

Одна из основных причин неудач, постигающих поставщиков ERP-систем с решениями интеллектуальной поддержки бизнеса (Business Intelligence, BI), — это фундаментальные различия между системами оперативной обработки транзакций и оперативной аналитической обработки. Влияние этого фактора усиливается интеграторами, к которым обычно обращаются для внедрения ERP-решений, — они имеют опыт автоматизации бизнес-процессов, но не имеют навыков в сфере автоматизации поддержки принятия решений. Большинство системных интеграторов упускает благоприятную рыночную возможность, состоящую в автоматизации процессов поддержки принятия решений посредством BI-инструментария либо в качестве дополнения к консалтинговому бизнесу, либо в качестве дифференцирующего элемента в конкурентной борьбе. В IBM/PwC это, по-видимому, понимают, и не отказываются от проектов в данной области, аналогичным путем идет KPMG. Служба новостей IDG

Оживление на рынке систем управления логистикой

Аналитики ARC Advisory Group прогнозируют, что объем рынка программного обеспечения и услуг управления логистикой к 2006 году вырастет до 2,9 млрд. долл. Рынок состоит из следующих сегментов: управление складами, транспортировкой и процессами цепочки поставок. Первый из сегментов, являющийся наиболее зрелым, в период экономического спада пережил сокращение; рынок систем управления транспортировкой растет умеренными темпами; а последний из сегментов — очень быстро (прирост — 34% в год).

Ориентация на управление жизненным циклом

Согласно прогнозу ARC Advisory Group, рынок систем управления жизненным циклом изделий (Product Lifecycle Management, PLM) за период до 2007 года увеличится в объеме до 14 млрд. долл.; среднегодичный прирост составит 20%. Ни один другой сегмент рынка программного обеспечения даже не приближается к этим темпам роста. В ARC управление жизненным циклом изделий определяют как бизнес-стратегию применения ориентированных на совместную работу программных систем для создания «истории» изделия на протяжении всего его жизненного цикла, от концепции до прекращения производства. PLM поддерживает и координирует взаимодействия между хранилищем информации о продукте и всеми, кто участвует в его жизненном цикле, как внутри, так и вовне предприятия. PLM имеет шесть ветвей: управление инновацией и ассортиментом, проектами и программами, данными о продуктах, обслуживанием и поддержкой, совместное проектирование, планирование производственного процесса.

Рынок инструментов управления Web-службами

Недавние исследования компании Gartner показали, что потребности Web-служб в инструментах управления могут возрасти, однако традиционные производители вряд ли их удовлетворят. В докладе Gartner «Управление работой Web-служб: новый уровень управления сетевыми службами» говорится о динамичной природе Web-служб, которая приведет к тому, что технологии клиент-сервер будут оттеснены, и появятся совершенно новые производители на рынке средств управления. Gartner прогнозирует создание новых компаний, которые смогут предложить наилучшие средства для решения проблем, специфичных для Web-служб. В первую очередь будут предложены инструменты управления качеством обслуживания, конфигурацией, а также механизмы учета системных и пользовательских ресурсов. Известные производители займутся разработкой дополнительных средств, позволяющих рассматривать Web-службы как еще один управляемый объект. Существующие решения для управления сервером приложений станут основой для дальнейшего развития инструментов управления. Крупные производители средств управления будут стремиться получить в свое распоряжение технологии этих новых небольших фирм, сумевших захватить рыночную нишу в данной области. Таким игрокам, как IBM и Hewlett-Packard, впоследствии удастся занять доминирующее положение на рынке за счет имеющейся у них клиентской базы. Gartner предполагает, что программные средства по управлению Web-службами претерпят изменения и будут представлены двумя типами — активным и пассивным. В продукты по управлению Web-службами, вероятно, войдут средства оптимизации производительности системы и уменьшения времени отклика. Больше внимания будет уделяться тестированию программного обеспечения из-за потенциальной опасности сбоев, связанных с неправильной работой XML-приложений. Gartner называет пять традиционных областей применения средств управления Web-службами: защита от ошибок, конфигурирование, учет, в том числе ресурсов, обеспечение установленного качества обслуживания и безопасности. Пока еще не существует универсального инструмента, выпускаемого одним производителем, который охватывал бы все эти пять областей; по оценкам Gartner, 75% разработчиков Web-служб будут использовать инструменты разных фирм-изготовителей. Очевидно, вначале появятся средства тестирования. Gartner называет пионерами в сфере управления работой Web-служб такие компании, как Parasoft с ее продуктом SOAPtest и Empirix с инструментальным средством FirstAct. Согласно Gartner, среди ведущих производителей средств управления сетями готовый продукт для Web-служб имеет только одна компания — Hewlett-Packard. Ее интеллектуальный программный модуль расширения, предназначенный для подсистемы поддержки SOAP на платформе Sun ONE, может использоваться и с другими продуктами HP для выявления ошибок Web-служб и измерения их времени отклика. Network World, США

Что следует ожидать от систем кадрового менеджмента

По прогнозу AMR Research, рынок систем управления кадрами в течение ближайших пяти лет будет возрастать ежегодно в среднем на 13%. Способствует этому росту и то, что подобные системы выходят за рамки кадровых отделов, линейные руководители начинают применять их в целях мотивации и управления персоналом. Как показало исследование, диапазон систем управления кадрами весьма широк и теперь включает в себя не только базовые кадровые приложения, но и управление ресурсами, производительностью служащего, оптимизацию использования рабочей силы; успешная стратегия поддержки продуктивности персонала подразумевает управление поощрениями, при котором вознаграждение и компенсацию за хорошую работу можно получить не только в отделе сбыта, но и в любом подразделении организации.

Аппаратная часть систем хранения

ИТ-отделы вынуждены держать баланс между потребностью в сокращении расходов и в повышении производительности/готовности хранения. По данным Aberdeen Group, в 2002 году в 70% ИТ-организаций средства, выделяемые на решения хранения, по сравнению с 2001 годом сократились. Несмотря на рост использования хранения, восстановления финансирования в скором времени ждать не приходится. Уравновесить упомянутые потребности помогут две стратегически важные тенденции: экспансия сетевого хранения и продолжение сегментации «пирамиды хранения». Сейчас эта иерархия производительности и цен включает в себя не только диски и ленту высокого быстродействия, но также твердотельные «диски», экономичные АТА-накопители и ленточные библиотеки с доступом по запросу (nearline). Сетевое хранение развивается в направлении IP-хранения и средств «интеллекта хранения» — сбора, анализа и интерпретации информации об инфраструктуре хранения; конвергенции NAS-SAN и применение файловых систем единого образа (single-image). В развитии «пирамид» хранения делается акцент на управление «содержанием», в основе которого лежит концепция «температуры» данных, в зависимости от влияния на баланс «ценность/расходы — потребность в оперативном доступе». Скудость бюджетов по-прежнему вынуждает покупателей быть более разборчивыми, чем, возможно, хотелось бы производителям. В стандартном списке необходимых приобретений, как и раньше, будут значиться дисковые массивы, автоматическая ленточная библиотека и программное обеспечение резервирования/восстановления. При этом модульные и АТА-массивы станут более популярными, что продолжит ожесточенные «войны» форматов лент. Покупатели, расширяющие сетевое хранение для консолидации и улучшения процессов резервирования/восстановления также будут уделять больше внимания безопасности, управлению инфраструктурой хранения и программными средствами тиражирования, помогающему поддерживать непрерывность бизнеса. Предполагается, что в целом 2003 год будет удачным для индустрии хранения и непростым для системных администраторов.

Динамика и структура ИТ-бюджетов

Не следует экономить на хранении

Исследования, проводимые Aberdeen Group, свидетельствуют о том, что расходы на хранение данных растут быстрее, чем расходы на их обработку. Речь идет не только о капитальных затратах — операционные расходы на администрирование хранения зачастую выше, чем на администрирование обработки. На некоторых предприятиях в хранение вкладывается больше, чем в обработку (иногда даже не подозревая об этом). Более того, разница возрастает — в случае с капитальными и с операционными затратами. Таким образом, если на предприятии планируется внедрить обработку по требованию или предоставление ИТ-услуг, это потребует изменения привычных взглядов на архитектурное устройство. Поставщикам и пользователям следует функционально разделить хранение и обработку, иначе ИТ-услуги построить не удастся, и обработка по требованию будет негибкой. В ряде начинающих технологических компаний отрасли хранения это понимают, что нельзя с уверенностью сказать о традиционных компьютерных фирмах. Между тем, многие пользователи ожидают «руководящих указаний» от своих основных поставщиков. В Aberdeen считают, что, игнорируя хранение, обе стороны серьезно рискуют.

Рост ассигнований в управление цепочками поставок

Компания Forrester Research провела опрос руководителей, ответственных за управление цепочками поставок на производственных предприятиях с оборотом выше 1 млрд. долл. Большинство опрошенных (92%) главной задачей управления цепочками поставок считают улучшение операционной эффективности; на втором месте — повышение уровня обслуживания клиентов (54%), на третьем — ускорение выпуска продуктов на рынок (23%). Основным фактором, негативно влияющим на производительность цепочки поставок, лишь 19% назвали несовершенство технологий. Большинство же опрошенных посетовали на неэффективность процессов: около 46% испытывают трудности с модификацией процессов и корпоративной культуры, соответствующей планам повышения эффективности цепочки поставок. В то же время 42% назвали серьезным сдерживающим фактором быстрые изменения, происходящие в сфере поставок и спроса; 8% опрошенных ожидают снижения бюджета цепочки поставок в ближайшие три года; половина респондентов рассчитывает на умеренное увеличение, 27% — на сохранение существующего уровня, 8% — на значительное повышение. Наибольший объем инвестиций в цепочки поставок ожидается со стороны производителей потребительских товаров, в особенности — в системы заказов и управления спросом. CIO.com

Снижение темпов

Согласно результатам опроса более 360 руководителей информационных служб, проведенного в январе журналом CIO Magazine, ИТ-бюджеты компаний увеличатся в текущем году по сравнению с 2002 годом, но темпы роста будут отставать от показателей конца 90-х. Ожидается, что увеличение расходов на ИТ составит 5,2%, в то время как в 2002 году этот показатель равнялся 4,6%. Более половины опрошенных заявили, что они уже начали замену персональных компьютеров новыми моделями или намерены завершить эти работы в течение года. Более 35% респондентов сообщили, что в течение пяти лет они планируют использовать в качестве серверных операционных систем продукты Microsoft, 21% рассчитывают на платформу Linux, 22% ориентируются на традиционные варианты Unix. Более половины ИТ-менеджеров предполагают увеличить расходы на программы обеспечения безопасности. Что же касается использования Web-служб, то 47% респондентов планируют применять Microsoft .Net, около 20% — IBM WebSphere и 8% — Sun ONE.

Бизнес и технологии

Учитесь управлять рисками

Как считают аналитики META Group, к 2006 году управление рисками (а не уход от них) будет главной дисциплиной, обучение которой должен пройти кандидат на пост ИТ-директора. В зависимости от специализации и других особенностей компании, управлению рисками следует посвящать от 5 до 20% ИТ-бюджета. Разумная трата этих средств станет основной заботой директора информационной службы уже в нынешнем году. Важнейшие составляющие полноценной программы управления рисками таковы: обеспечение непрерывности бизнеса за счет средств восстановления после бедствий при совместной работе отдела ИТ с другими (кадровым, хозяйственным); создание всеобъемлющего набора правил безопасности масштаба предприятия, охватывающего все аспекты бизнес- и ИТ-операций; идентификация, анализ и управление рисками проектов на протяжении всего цикла их осуществления; идентификация кадровых рисков ИТ-отдела, планирование замены служащих и использование методов управления знаниями для сохранения важнейших навыков; отслеживание рисков, связанных с жизнеспособностью поставщиков, и разработка планов на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

Выбор стратегии интеграции

Аналитики AMR Research подчеркивают: выбирая стратегию интеграции, не следует ожидать, что все задачи удастся решить приобретением одного продукта. Прежде всего необходимо определить, является ли целью интеграции синхронизация данных или согласование процессов, и состоит ли ее задача в обеспечении связи данных с процессами или пользователей с приложениями. Как показало исследование, в большинстве случаев наилучшим образом решить эту проблему позволит сочетание из системы интеграции приложений предприятия и системы B2B. Средства извлечения, трансформации и загрузки данных больше помогают в обеспечении доступности информации и согласовании источников данных, нежели в интеграции приложений реального времени.

«Слабое звено» CRM-проектов

Как показало исследование, проведенное AMR Research, примерно в половине всех компаний, внедряющих CRM, имеют место трудности, связанные с восприятием нововведения конечными пользователями, что нередко ставит проект под угрозу срыва. В большинстве случаев система CRM приобретается для корпоративных нужд, а потребности служащих, партнеров и клиентов не учитываются. Основные причины проблем таковы: на многих предприятиях конечные пользователи сохраняют возможность продолжать выполнение своих задач, вообще не притрагиваясь к CRM; с точки зрения конечного пользователя, передача собственных знаний системе делает его менее ценным для компании и позволит с легкостью заменить в будущем; а также низкий уровень участия руководства в CRM-проектах; кроме того, многочисленные трудности возникают, когда бизнес-процессы компании в принудительном порядке модифицируются при помощи программного обеспечения без предварительного вовлечения пользователей.

Как управлять жизненным циклом изделий

Управление данными об изделии (Product Data Management, PDM) — основа стратегии управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). В лучших случаях PLM позволяет сократить время выпуска на рынок на 60%, расходы — на 5%, однако это возможно лишь тогда, когда PDM переопределяется в качестве модели данных для стратегии PLM. Многие пользователи, начинавшие с внедрения PDM, ограничились сферой инженерного проектирования; в результате переход к PLM потребовал обратного хода для переопределения моделей данных и масштаба внедрения. Лишь немногие PDM-системы полностью соответствуют требованиям PLM; большинству необходима некоторая переработка. Опыт наиболее успешных внедрений показывает, что стратегия PLM должна определять толкование, выбор и внедрение PDM. Удачное применение изолированного приложения возможно, однако если оно в чем-то не соответствует стратегии PLM, это приведет к неполноценному использованию обходных решений. PLM требует долговременного планирования. Новые технологии жизнеспособны, но прогресс будет определяться унаследованными продуктами и существующей пользовательской базой. AMR Research

Растет популярность VPN

В подавляющем большинстве крупных предприятий, принявших участие в опросе, который проводила In-Stat/MDR, для организации intranet, extranet и подключения удаленных пользователей применяются виртуальные частные сети на базе IP или планируется начать их использование в течение ближайших двух лет. Около 90% предприятий самостоятельно приобретают оборудование для организации VPN и управляют им; в остальных сторонние поставщики обеспечивают поддержку виртуальных частных сетей. В 21% компаний, планирующих создание VPN, предполагают воспользоваться аутсорсингом. Ведущие поставщики услуг для организации IP VPN отдают предпочтение собственным сетям нежели оборудованию, предоставленному клиентом. В половине компаний, пользующихся IP VPN, по ним передается голосовой трафик. Имеет место заинтересованность заказчиков в услугах безопасности и поддержки Internet-центров данных наряду с VPN-услугами; ожидается рост рынка услуг VPN, организуемых для удаленных пользователей, подключающихся к корпоративным сетям по беспроводному соединению. Из поставщиков оборудования VPN на базе IPSec у организаций наибольшей популярностью сейчас пользуется Cisco Systems; имеют также вес Nortel и Check Point/Nokia.

Необходимо победить «консерватизм программ»

На многих предприятиях (в том числе по выпуску программного обеспечения) разработчики стратегий, руководители информационных служб не имеют реального представления о важности перехода на новые платформы, реализации Web-поддержки и функциональном усовершенствовании программ. Между тем предстоящая волна обновлений, касающихся поддержки Itanium и Web-служб, резко повышает риски для организаций, в которых не понимают опасности «консерватизма программного обеспечения». Эффективная стратегия эволюции программного обеспечения рассматривает весь ассортимент приложений как единое целое; подразумевает тщательный выбор объектов для усовершенствования, замены или сохранения в прежнем виде, и использует информацию, полученную в процессе реализации инноваций. Важен также выбор продуктивного инструментария: он позволит ускорить построение масштабируемых, доступных и высокопроизводительных приложений с использованием существующих активов. Аналитики Aberdeen Group призывают ИТ-руководителей изучать эффективные решения для усовершенствования программного обеспечения.


Торговля как двигатель прогресса

С 25 по 28 февраля в Москве прошла ежегодная выставка «Торговля и склад?2003». По данным устроителей выставки, в ней приняло участие около 130 компаний. Судя по представленным решениям «темой дня» является организация адресного хранения на складе. Это позволяет упорядочить хранение и максимально автоматизировать операции сбора заказов. Различные предложения участников выставки сводятся к двум функциональным возможностям. Во-первых, заказчику дается инструмент для графического изображения структуры склада либо в виде иерархической структуры, либо в виде плана. Во-вторых, обеспечивается использование штрихового кодирования мест хранения за счет поддержки различных видов сканеров, в частности мобильных, и различных видов штриховых кодов. Задача управления сбором заказов и использования иных, нежели штрих-коды, технологических решений пока не ставится.

По мнению участников выставки, продвижению прогрессивных ИТ-решений препятствуют низкая компьютерная грамотность рядового персонала и недостаточный уровень зрелости менеджмента. Последнее проявляется:

  • в отсутствии понимания структуры бизнес-процессов предприятия;
  • в слабо развитом стратегическом мышлении, что приводит к выбору дешевых, но недостаточно гибких решений;
  • в самоустранении руководства от контроля реализации ИТ-проектов, что существенно снижает уровень бизнес-компетентности сотрудников службы заказчика.

Что касается собственно выставки, то практически все участники отмечают снижение числа посетителей по сравнению с предыдущими. Ряд участников считает, что глобальная сеть постепенно теснит выставочный бизнес. По мнению других, это связано со снижением количества праздношатающейся публики: стенды в основном посещают лица, принимающие решения. Эти люди осознали свои проблемы и ищут способы их устранения. Кроме того, возрос удельный вес представителей крупных компаний, которым по карману реализация серьезных ИТ-проектов.

Первый ERP-форум

Свыше 130 представителей 76 предприятий и организаций из России и стран СНГ собрал первый ERP-форум, организованный компанией TopS BI. Это мероприятие было построено исключительно на выступлениях представителей предприятий. ИТ-руководители компаний «Альфа Групп», «Уралкалий», «КНААПО», ЦВ «Протек», «Стинол», «ВымпелКом», «Газпром», СПб КПК, Equant, «Русский Алюминий», Нижнетагильского и Западносибирского металлургических комбинатов, Lattelekom, торговых домов «Копейка» и «Эльдорадо» поделились с коллегами опытом решения различных проблем в области управления ИТ на предприятии, начиная от разработки ИТ-стратегии и заканчивая организацией ИТ-служб, ориентированных на сопровождение и развитие различных ERP-систем (SAP, Oracle, Baan). Помимо пленарных заседаний прошли круглые столы, посвященные вопросам подготовки ИТ-инфраструктуры к внедрению ERP-решений, организации управленческого учета и бюджетирования, а также различным аспектам развертывания и использования систем различных производителей — SAP, Oracle и Baan.

Гости форума проявили к нему явный и очень сильный интерес: свободных мест практически не было, а дискуссии подолгу продолжались в кулуарах. По признанию участников и гостей форума, он оказался для них необычайно полезным в плане обмена опытом и приобретения новых знаний, касающихся внедрения и использования ERP-систем на предприятиях.

Причины провалов ИТ-проектов

В статье, опубликованной в недавнем выпуске бюллетеня MIT Sloan Management Review, Эндрю Маккафи, консультант в области ИТ и доцент Гарвардской школы бизнеса, анализирует распространенные ошибки, допускаемые на этапе внедрения ИТ.

В течение нескольких лет он исследовал ход проектов в компаниях, запускающих программные системы ERP, CRM, SCM, электронной коммерции и организации снабжения. Как выяснилось, от 30 до 75% новых систем не соответствуют ожиданиям конечных пользователей. Он уверен: главная проблема подобных проектов — стремление подогнать бизнес-процессы предприятия под существующую технологическую инфраструктуру. По его мнению, причина многих неудач кроется в попытке следовать «универсальному списку действий», но зачастую на практике эти рекомендации оказываются лишь пустыми фразами.

Совет наподобие «заручитесь поддержкой руководства» кажется вполне резонным, но иногда, скажем, при работе над небольшими проектами, поддержка высшего звена ни к чему, в других же — она имеет решающее значение. Составить набор действий, необходимых для конкретного проекта, является трудным, но важным делом, считает Маккафи, предлагая собственный список «основополагающих принципов, применимых к любой ситуации». Вот его рекомендации.

  • Рассматривайте новую систему как основу для изменения бизнес-процессов компании, а не просто как новую технологию. Обеспечте четкое распределение ответственности при выполнении проекта, причем руководство проектом следует возложить на бизнес-менеджеров.
  • Выделяйте достаточно ресурсов для осуществления проекта.
  • Не переоценивайте возможности системы. С самого начала четко очертите круг решаемых ею задач.
  • Следите за ходом выполнения проекта, оценивайте промежуточные результаты.
  • Тестируйте все до начала работ, но не пытайтесь параллельно использовать старую и новую системы.
  • Постарайтесь точно определить, какие подводные камни могут угрожать реализации конкретного проекта.

Главное — понять, что нельзя все мерить одной меркой. Часто отправной точкой при выборе программного обеспечения является сопоставление специфики производственных процессов предприятия с технологическими возможностями выбираемых продуктов. Однако Маккафи считает, что начинать следует с обсуждения вопросов об исполнителях, уровне его сложности, важности затрагиваемых бизнес-процессов, а также особенностях реализации и возникающих в связи с этим трудностях. Служба новостей IDG

Как управлять ценообразованием

Компании, придающие стратегическое значение установлению цен и их регулированию, могут рассчитывать на прибавку в своем обороте до 10%. Однако достижение подобных результатов потребует от руководства пересмотреть традиционные взгляды на систему ценообразования и быть готовым к тому, что развертывание приложений для управления оборотом займет по меньшей мере год. В данном случае пересмотр стратегий ценообразования и сбыта получает приоритет над оценкой технологий. По мнению аналитиков AMR Research, управление оборотом следует рассматривать как дисциплину, а не как приложение. Известен ряд случаев, когда компании, сделав управление оборотом частью корпоративной стратегии, получили существенную прибавку оборота и прибыли.

В AMR Research выявили основные составляющие эффективной ценовой политики. Это, во-первых, анализ текущих правил назначения цен — стоимость должна отражать ценность продукта для конкретного клиента в данный момент времени, ее следует рассчитывать с учетом данных об эластичности цен, рыночном спросе и конкурентах. Во-вторых, применять сегментированные стратегии управления каналами, очевидно, понимание ценности продукта в аспектах различных каналов позволит более точно распределять запасы, рассчитывать и контролировать пороги цен, а также диапазоны скидок. В-третьих, искать источники индикаторов спроса, так как точное прогнозирование спроса позволит быстрее устанавливать уровни цен и запасов, соответствующие ему и, следовательно, повышать эффективность управления потоком оборота. В-четвертых, определять ценность клиентов исходя из подробных сведений об обороте, приносимом каждым, и расходах, связанных с его обслуживанием, чтобы гарантировать для наиболее ценных клиентов постоянное наличие запаса. В-пятых, не упускать очевидной возможности увеличить оборот, для этого необходимо полагаться на технологии, помогающие выявить потенциал и оценить микрорынки компании, ведь вся остальная ее деятельность приводит к генерации больших объемов информации. В-шестых, неустанно переоценивать стратегии: рыночные условия непрерывно меняются, и этим переменам должна следовать тактика ценообразования. Механизмы оптимизации цен позволят осмыслить всю совокупность данных быстрее, а управленческие системы помогут принять решения о ценах без вмешательства человека. Все вместе это даст возможность высвободить время, которым служащие смогут воспользоваться для решения стратегически более важных задач.