Средства интеграции приложений могут стоить больших денег. В крупных компаниях и при реализации серьезных проектов эти затраты окупаются.

Инструментальные средства интеграции приложений масштаба предприятия могут стоить до полумиллиона долларов, но в больших компаниях и при реализации серьезных проектов эти затраты окупаются.

Размышления о EAI Объединение данных и использование средств более быстрой и эффективной доставки информации ведет нас прямо к конечной цели. Лен Ломбардо, директор информационной службы TransUnion
Если вы отправите в компанию Bose заявку на приобретение акустических колонок, ваш запрос попадет в систему, которую директор информационной службы Bose Роберт Рамрат называет Common Order Interface. Группа Рамрата связала имевшиеся компоненты в единое целое примерно три года тому назад. Два унаследованных приложения центров вызовов, а также программа электронной коммерции, созданная в основном при помощи средств Microsoft, были связаны с объединяющей базой данных и подключены к внутренней корпоративной системе ERP. Таким образом, ваш заказ попадет в систему SAP независимо от того, где конкретно он был размещен.

Именно для решения подобных задач и проектировались изначально средства интеграции корпоративных приложений (Enterprise Application Integration, EAI). Программное обеспечение EAI подключает приложения к центральному концентратору, осуществляющему маршрутизацию сообщений. Он похож на промежуточные программные средства типа IBM MQSeries. Однако в состав систем EAI входят еще и средства синтаксического анализа и преобразования данных. Кроме того, информация автоматически пересылается в нужное место в соответствии с настройками бизнес-процессов.

Отдача от больших проектов Большое количество приложений eGM создало условия для более быстрой и полной отдачи. Черри Массер, директор информационной службы eGM
Компания Bose сначала отказалась от EAI и приступила к проектированию системы обработки заказов на основе заказных программ и средств интеграционного языка BAPI, разработанного корпорацией SAP. Рамрат признался, что опыт этот был мучительным... Почему же он сразу не отдал предпочтение EAI? Дело в том, что на начальном этапе реализации проекта системы EAI еще не отличались достаточной зрелостью. Основным же препятствием являлось то, что стоимость развертывания серьезной системы EAI легко могла перевалить за полмиллиона долларов, а это слишком дорого для одного проекта системной интеграции.

В основе концепции EAI лежит вполне естественная идея распределения затрат между всеми интеграционными проектами — объединением систем CRM, электронной коммерции, унаследованных приложений и т. д.

Развертывание системы EAI требует создания определенной инфраструктуры, а экономическое обоснование проектов, связанных с формированием инфраструктуры, всегда вызывает сложности. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив отказ от использования подобных средств или какого-то иного подхода к согласованной корпоративной интеграции, например инициативы .Net или Web-служб, обойдется еще дороже. Да, реальная отдача от EAI связана прежде всего с повышением гибкости ведения бизнеса, с возможностью быстро менять бизнес-процессы, но в условиях нынешней экономической ситуации такой аргумент вряд ли убедит финансового директора.

Пока не готовы Компания Bose предпочла создавать свои собственные интерфейсы, поскольку огромные затраты на систему EAI казались неоправданными. Роберт Рамрат, директор информационной службы Bose
Тем не менее опыт больших компаний (в частности, General Motors) показывает, что после развертывания концентратора сообщений и с момента начала повторного использования интерфейсов на реализации отдельных интеграционных проектов можно сэкономить до 80% предполагаемых затрат. Небольшим организациям принять такое решение значительно труднее, но те, кому приходится сталкиваться с необходимостью интеграции множества критически важных для успешного ведения бизнеса приложений, могут извлечь из концепции EAI немалую выгоду. Если у директора информационной службы имеется четкое представление о расходах (в том числе и о стоимости консультационных услуг и технической поддержки), определение соответствующей стратегии интеграции (например, EAI) на достаточно длительном этапе позволит компании сэкономить немало денег.

Баланс окупаемости

Компания General Motors как нельзя лучше подходит для внедрения систем EAI вследствие наличия огромного портфеля приложений. Директор информационной службы eGM Черри Массер, выполняющая также обязанности директора по вопросам обработки информации цепочек поставок для ИС и обслуживающих организаций, пыталась выйти на «более высокий уровень повторного использования интерфейсного кода». Она стремилась также внести ясность в запутанный клубок приложений eGM. Ее усилия помогли компании сэкономить деньги.

К широкому набору приложений, находившемуся в ведении Массер, относились все ориентированные на клиентов Web-службы GM, система CRM Siebel, системы поддержки дилеров, а также программное обеспечение портала, разработанное iPlanet.

Инфраструктура приложений, обслуживающих цепочку поставок GM, предусматривает подключение к системе Covisint, отвечающей за управление заказами на автомобили, к логистическим программам и приложениям, предназначенным для организации планирования, а также к системе управления запасами. Некоторые подразделения GM (расположенные, как правило, в регионах с компактным проживанием населения) используют систему SAP, некоторые — нет. Кроме того, в настоящее время разрабатывается программное обеспечение управления цепочками поставок i2 Technologies. Этот пакет проектируется в рамках амбициозной программы полного пересмотра порядка выполнения всех операций, начиная от заказа и заканчивая доставкой, и должен прийти на смену старым приложениям планирования. Таким образом, усилия Массер направлены на достижение постоянно меняющейся цели, на интеграцию тысяч унаследованных систем.

Стандартизация проводилась в GM на базе набора инструментов EAI компании SeeBeyond. По словам Массер, ее группа настойчиво доказывала необходимость выделения средств на решение задач интеграции, и в конечном итоге программное обеспечение SeeBeyond помогло добиться значительной экономии, хотя корпорация GM и не обнародовала точные цифры.

После приобретения ПО SeeBeyond команда Массер помогла руководителям подразделений продаж освоить несколько различных подходов. Для начинающих концепция EAI была продемонстрирована на примере несложных диаграмм. Простота единого универсального интерфейса для всех приложений, предусматривающего отказ от множества пересекающихся связей между системами, служила подтверждением высокого потенциала подобного решения. Массер рассчитала реальные затраты в каждом из возможных вариантов и предложила коллегам из основных подразделений самостоятельно оценить их. Помимо прочих рассматривалась и ситуация, при которой функции EAI выполнялись при помощи набора промежуточных программных средств.

Подчеркивая достоинства EAI, Массер постаралась привлечь на свою сторону директора GM по обработке информации для производственной сферы. Чем больше проектов перемещалось «под крышу» EAI, тем выше оказывалась отдача, обусловленная удобством повторного использования уже имеющегося интерфейса. Когда руководители производственных отделов согласились применять средства SeeBeyond в своих интеграционных проектах, экономия для GM стала еще более значительной. Именно поэтому крупные корпорации, работающие одновременно над множеством проектов, получат отдачу от внедрения системы EAI быстрее, чем небольшие компании.

Сейчас процесс поэтапного внедрения SeeBeyond в General Motors находится в самом разгаре. Первым проектом стала интеграция с программным обеспечением поставщика логистических услуг Vector (и организация совместного предприятия компаниями GM и CNF Transportation), написание сценариев, позволяющих извлекать данные из унаследованных систем. Наличие ключевого проекта и оценка окупаемости инвестиций помогут получить более полное представление о достоинствах стратегии EAI. Пока экономия оправдывает ожидания, но она станет еще более весомой по мере расширения повторного использования интерфейсного кода для интеграции дополнительных приложений.

Подобной простой политики придерживается исполнительный вице-президент и директор информационной службы компании TransUnion Лен Ломбардо. Это кредитное бюро приступило к внедрению у себя инструментальных средств EAI, разработанных компанией Vitria.

Первый проект EAI TransUnion ориентирован на обслуживание системы страхования, которая получает информацию у сторонних фирм, объединяет ее с данными TransUnion и предоставляет полученные сведения страховым компаниям. На основании этих данных клиенты TransUnion принимают решения о стоимости страховых полисов. Оценивая проделанную к данному моменту работу, Ломбардо утверждает, что система Vitria в дальнейшем позволит его компании добиться 40-80-процентного сокращения издержек. Но еще более важна, на его взгляд, быстрота развертывания этих интерфейсов. Информация в данном случае выступает в роли корпоративного продукта, который помогает создать новый продукт — страховой полис. Без средств EAI на формирование отчетов у компании TransUnion уходило бы по крайней мере в два раза больше времени.

Точку зрения Ломбардо разделяет и вице-президент по стратегическим продуктам и услугам консультационной фирмы EbizQ Бет Голд-Бернштейн. По ее мнению, самое главное преимущество EAI — это возможность эффективной организации управления, поддержания взаимоотношений с партнерами по бизнесу и контроля за бизнес-процессами в режиме реального времени. Имея в своем распоряжении систему EAI, компании могут использовать графические средства моделирования рабочих процессов — в частности, процедуры оформления заказов. Для изменения этих процессов достаточно одного щелчка мышью, программное обеспечение EAI корректно отразит все изменения в коде, отвечающем за маршрутизацию и преобразование данных. Можете и далее эффективно использовать инвестиции в уже существующие приложения, располагающиеся ниже уровня EAI, поскольку они продолжают нормально функционировать и управлять соответствующими операциями, но только средства EAI позволят быстро внести необходимые изменения в бизнес-процессы и сократить цикл проектирования.

Дорого во многих отношениях

Не делайте ошибок: системы EAI стоят очень дорого. Программное обеспечение высшего класса охватывает множество вопросов — оно поддерживает сложные функции обмена информацией, необходимой для организации управления бизнес-процессами. Поверх этого центрального механизма клиенты EAI устанавливают специальные «адаптеры» для подключения своих приложений (например, адаптеры для программного обеспечения SAP или Siebel), а также специализированные интерфейсы для поддержки унаследованного ПО.

При определении общей стоимости, помимо программного обеспечения, учитывается еще много факторов. Расходы на проекты EAI включают в себя три основных компонента: стоимость консультационных услуг, стоимость технической поддержки и разрешение вопросов, связанных с определением данных, которые увеличивают затраты на первые две составляющие. Все эти расходы являются классическими для проектов в области информационных технологий, однако их редко связывают с EAI, поскольку активная рекламная кампания способствовала формированию точки зрения, согласно которой системы EAI являются уже готовым, полностью завершенным и не требующим никакой сложной настройки продуктом. Но практика показывает, что ничего подобного на деле не происходит.

Прежде всего, внедрять высококлассные системы EAI без консультантов не рекомендуется (а в некоторых случаях это просто невозможно). «Привлечение консультантов из первой пятерки обойдется очень дорого, но еще дороже — отказаться от их услуг», — заметил исполнительный вице-президент компании AutoByTel.com Дэннис Беннер. Непосредственное знакомство Беннера со средствами EAI произошло три-четыре года тому назад, когда он занимал должность директора информационной службы строительной и энергетической компании Fluor. К центральному программному обеспечению ERP требовалось подключить около 80 других систем. Сложность программного обеспечения и всего проекта интеграции делала привлечение консультантов настоятельной необходимостью.

На практике крупные компании привлекают не только консультантов из сторонних фирм, но и представителей непосредственного разработчика EAI. При внедрении системы SeeBeyond в корпорации General Motors, к примеру, клиент потребовал проведения глубокой технической экспертизы с участием сотрудников компаний PricewaterhouseCoopers и Cap Gemini Ernst & Young, а также представителей производителя ПО. Поскольку GM во многом ориентируется на аусорсинг, зависимость от сторонних фирм в вопросах технической поддержки и обновления, по словам Массер, сохранится. Ведь, как и любое другое программное обеспечение, системы EAI требуют технической поддержки.

Ломбардо полагает, что поддержка программного обеспечения потребует полной занятости одного или двух сотрудников. «Возможно, расходы на оплату труда персонала сократятся, но, скорее всего, они просто будут перераспределены», — отметила Голд-Бернштейн. Другими словами, люди, занимавшиеся написанием кода интерфейсов вручную, как правило, переводятся на поддержку связей EAI. Количество людей остается прежним, меняются только их задачи.

Многие компании, подобные TransUnion, устанавливают тесные связи с представителями других деловых кругов. В этом случае внедрение системы EAI имеет смысл. А поскольку потенциальная отдача от подобных взаимоотношений может быть весьма велика, необходимо приложить дополнительные усилия, для того чтобы заставить все эти связи работать. По словам Беннера, технология определения данных в разных компаниях обычно бывает различной, и зачастую отличия присутствуют даже в пределах одной организации. Вспоминая о днях, проведенных во Fluor, он отмечает: «Я мог продать сертифицированный насос за 10 долл. и продукт, не имеющий сертификата, за 7 долл. У них были разные серийные номера и шифры, но под крышкой находился один и тот же насос. С вопросами нумерации и классификации зачастую связаны немалые трудности. Это один из самых сложных технических моментов при передаче данных из одной системы в другую».

Если компания испытывает затруднения при определении «компонента» или «клиента», прежде всего нужно оценить трудоемкость переноса этой информации в другую организацию. Инструментальные средства EAI позволяют разрешить эти вопросы благодаря возможности преобразования данных при пересылке их из одной точки в другую. Однако рутинную работу — описание существующих разночтений и обучение инструментов EAI корректному переносу данных из одной системы в другую — нельзя автоматизировать.

В продаже уже сегодня

Производители средств EAI могут придерживаться той же ценовой политики, что и разработчики систем ERP. Прежде всего необходимо заполучить клиентов из списка Fortune 500, а затем после выхода на рынок средних компаний имеет смысл снизить цены. Небольших клиентов сегодня шокирует стоимость систем EAI, и они предпочитают подождать или поискать себе EAI в другом ценовом диапазоне.

В конечном итоге мы возвращаемся к той головоломке, которую решал Роберт Рамрат при проектировании у себя в компании Custom Order Interface: стоит ли заплатить больше за систему EAI или же лучше пойти на дополнительные расходы тогда, когда возникнет необходимость в изменении программного обеспечения и бизнес-процессов?

Сейчас, после того как инструментальные средства уже преодолели период начального взросления, перед Рамратом вновь стоит все та же дилемма. Специалисты компании Bose только что завершили тщательное исследование инструментальных средств EAI, которое предусматривало анализ пяти возможных сценариев дальнейшего планирования бизнеса. Другими словами, отдача будет зависеть от того, как будет развиваться бизнес Bose в течение ближайших нескольких лет, и каких дополнительных проектов интеграции он потребует. Так стоит ли Bose бросаться в эту пучину? А стоит ли делать это вам?

Derek Slater. Costly, painful and worth. CIO, January 15, 2002.


Кто есть кто в мире EAI

Пионеры в области высококлассных продуктов:

SeeBeyond, Tibco, Vitria, WebMethods

Гиганты отрасли:

Bea Systems, IBM, Microsoft, Oracle

Менее дорогие системы, не обладающие столь широкими возможностями:

Acta, Active, Candle, Level 8 Systems, Sterling Commerce

Экономика EAI

Достоинства

Сокращение затрат

Основными факторами здесь являются упрощение и возможность повторного использования интерфейсного кода. Если основные интерфейсы уже имеются, большую часть того же самого кода вы можете задействовать повторно.

Экономия времени

В некоторых проектах интеграции ускорение налаживания связей означает ускорение выхода на рынок. При использовании систем EAI в этих проектах основное преимущество заключается в непосредственном движении к конечной цели.

Гибкость

Инструментальные средства управления бизнес-процессами, встроенные в программное обеспечение EAI, помогают пользователям отражать изменения с помощью графического интерфейса.

Недостатки

Необходимость внешней поддержки

Реализация проектов EAI фактически невозможна без привлечения внешних консультантов, а зачастую — еще и представителей разработчика.

Сложность технической поддержки

Системы EAI требуют обязательного технического сопровождения.

Дополнительные затраты

Использование систем EAI для интеграции информационных систем различных компаний требует дополнительных усилий вследствие разночтений в определении данных.

Вероятность неверной оценки рентабельности

Расходы на высококлассные инструментальные средства EAI никогда не окупятся в компаниях, где число проектов интеграции невелико.