Проблема интеграции многогранна и сложна. Нижний пласт проблем - интеграция приложений. Как правило, не представляет проблем связать вместе два-три программных продукта. Значительно труднее «навести мосты» между несколькими.

Проблема интеграции многогранна и сложна. Нижний пласт проблем — интеграция приложений. Как правило, не представляет проблем связать вместе два-три программных продукта. Значительно труднее «навести мосты» между несколькими. Крупным предприятиям приходится интегрировать десятки, а то и сотни приложений. Это и сложно (напомним, что по мере увеличения их числа потенциальное число связей между ними увеличивается экспоненциально), и дорого. С одной стороны, приходится решать немало технических проблем (подробное их обсуждение готовится в ноябрьском номере журнала «Открытые системы»). С другой стороны, затраты на интеграцию могут составлять до 40% полной стоимости приложений масштаба предприятия. Возникает два вопроса: какие затраты на интеграцию следует считать разумными и как организовать интеграционный проект, чтобы снизить затраты предприятия на стыковку приложений? Пролить свет на решение этих вопросов помогут статьи, объединенные в рамках темы номера.

Несколько выше лежит слой проблем, связанных с интеграцией систем, которые активно используются в бизнесе (ERP, АСУТП, САПР/CALS/PLM/PDM и др.). Их стыковка основывается не только (даже не столько) на интеграции технических компонентов, сколько на налаживании четкого взаимодействия между людьми, участвующими в бизнес-процессах. Именно здесь наблюдается наибольшее количество проблем.

Как правило, те, кто занимается ERP, или АСУТП, или САПР, не интересуются вопросами интеграции своих подсистем и бизнес-процессов с другими подсистемами и процессами либо не способен решать эти вопросы сколько-нибудь эффективно. Менеджерам среднего звена такая интеграция часто невыгодна, поскольку интеграция может повысить прозрачность подразделений, где эти менеджеры работают. Есть риск, что в один прекрасный день высшее руководство обнаружит, что «король-то голый»: менеджеры выполняют свою работу не так хорошо, как это принято считать, а некоторые и вовсе вредят своему предприятию. Далеко не все высшие руководители в достаточной мере осознают эту проблему.

В результате на многих предприятиях царит «лоскутное» управление: решаются локальные задачи, однако единое, сквозное управление компанией отсутствует. По мнению Михаила Головко (в этом номере журнала можно познакомиться с его новой статьей, посвященной технологиям CALS и интеграции машиностроительных предприятий), «лоскутная» автоматизация очень часто является следствием «лоскутного» управления.

Как выяснилось из дискуссии, развернувшейся во время заседания круглого стола, который прошел в рамках выставки SofTool и был посвящен проблемам интеграции систем ERP, АСУТП, САПР/CALS, «лоскутность», «местечковость» в реализации информационных систем свойственна не только предприятиям, но и компьютерным компаниям. Несложно найти фирмы, готовые поставить оборудование или внедрить ПО (например, ERP-систему). Крайне сложно отыскать тех, кто мог бы помочь предприятию создать единую информационную систему, обеспечивающую сквозное управление всеми подразделениями и бизнес-процессами, позволяющую лучше выполнить основные задачи предприятия: производить продукцию на промышленных предприятиях, конструировать новые изделия в конструкторских бюро, оперировать деньгами в банках, управлять перевозками в транспортных компаниях, логистическими цепочками в дистрибьюторских фирмах и пр. Место бизнес-интегратора пока вакантно.