Как уже сообщалось, в конце июля Управление МНС России по г. Москве приняло решение о начале внедрения безбумажной технологии представления налоговых деклараций в электронном виде по электронным каналам связи.

Как уже сообщалось, в конце июля Управление МНС России по г. Москве приняло решение о начале внедрения безбумажной технологии представления налоговых деклараций в электронном виде по электронным каналам связи. Первыми приступили к использованию этой технологии налогоплательщики, прикрепленные к инспекции МНС России № 21 по Юго-Восточному административному округу Москвы. О первых итогах внедрения этой технологии рассказывает заместитель руководителя этой инспекции, советник налоговой службы РФ II ранга Ольга Жукова. С ней беседует заместитель главного редактора журнала "Директор информационной службы" Михаил Зырянов.

Какие нормативно-законодательные документы легли в основу безбумажной технологии приема налоговых деклараций?

Прием бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде без бумажных носителей стал возможен после принятия 28 декабря 2001 года закона 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Эти изменения касаются порядка представления налоговых деклараций. В частности, было установлено, что "налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, может быть отправлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи". Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определен приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2002 года № БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Замечу, что с марта 2001 года наша инспекция являлась участником пилотного проекта по представлению отчетности в электронном виде с последующим подтверждением переданных форм на бумажных носителях.

Каков первый опыт вашей инспекции по использованию безбумажной технологии налоговых документов?

В настоящее время участниками системы передачи отчетности в электронном виде являются более 150 организаций, состоящих на учете в нашей инспекции. В общем количестве представляющих отчетность налогоплательщиков цифра пока не очень существенная. Отчасти это объясняется тем, что многие фирмы (в основном средние и мелкие) не имеют персональных компьютеров либо не подключены к Internet.

Программное обеспечение, предназначенное для передачи и приема отчетности, полностью готово. Налогоплательщикам, отправившим к нам свои документы, направляются подтверждения о том, что отчетность получена. Формы отчетности обновляются своевременно и оперативно.

Предприятия достаточно активно пользуются представленной по электронной почте информацией, которую наша инспекция размещает на доске объявлений и рассылает всем участникам данной системы.

Отмечу любопытный факт: немало предприятий из числа тех, кто воспользовался новой технологией, предпочли вместе с электронными документами предоставить нам и их бумажные копии. Судя по всему, не все главные бухгалтеры готовы к тому, что представлять на бумажных носителях отчетность, направленную к нам по электронной почте, просто нет необходимости.

Какую пользу принесет вашей налоговой инспекции новый способ приема документов?

Как мы уже убедились, он сокращает время, затрачиваемое нашими сотрудниками на прием, первичную проверку и обработку отчетности (то есть на ввод данных по всем строкам представленных форм и деклараций). Самым существенным преимуществом нового способа является автоматическая разноска сумм налогов, вычисленных налогоплательщиком, по его лицевым счетам, что исключает технические ошибки персонала.

Что новый способ приема документов даст налогоплательщикам?

За счет применения программных средств проверки и контроля удастся сократить время на подготовку и сдачу отчетности, а также число ошибок при ее подготовке. Благодаря использованию телекоммуникационных каналов связи появится возможность оперативного (причем бесплатного) обновления форм отчетности и получения информационных выписок о соблюдении налоговых обязательств. Более удобным станет доступ к информации об изменении бюджетных счетов, инструктивным письмам и другим материалам, предоставляемым налоговыми органами налогоплательщику. Наконец, налогоплательщик получает право не сдавать отчетность на бумажных носителях, а передать ее в электронном виде прямо из своего офиса по каналам связи.

Насколько велика вероятность, что электронные документы налогоплательщиков попадут в руки криминальных структур?

Конфиденциальность и безопасность данных при их передаче в налоговые органы обеспечена организационными и техническими мерами. На сегодняшний день в Москве существует пока только одна сертифицированная организация (провайдер), имеющая право передавать отчетность налогоплательщиков в налоговые органы в электронном виде. Подключение и обслуживание налогоплательщика в системе электронной сдачи отчетности осуществляет ООО "Такском". При передаче сведений налогоплательщиков применяются средства криптографической защиты, имеющие сертификаты ФАПСИ РФ.

Что же касается обеспечения конфиденциальности налоговых документов в электронном виде после того, как они попадут к нам, то могу заверить: налоговые органы неукоснительно соблюдают требования статьи 102 "Налоговая тайна" Налогового кодекса РФ.