Создание и внедрение ИС различных уровней и назначений на основе использования современных ИТ, интеграции информационных, вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и применения технологии открытых систем - это сложная, комплексная проблема...

Валерий Васильевич Васютович, начальник отделения ВНИИстандарт Госстандарта России. С ним можно связаться по электронной почте: vniistand@gost.ru, iakimov@gost.ru (Васютовичу В. В.)

Создание и внедрение информационно-телекоммуникационных систем (ИС) различных уровней и назначений на основе использования современных информационных технологий (ИТ), интеграции информационных, вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и применения технологии открытых систем — это сложная, комплексная межотраслевая проблема. В решении этой проблемы одно из ключевых мест занимает стандартизация в области ИТ, и прежде всего внедрение методов функциональной стандартизации. Эти методы позволяют с помощью функциональных стандартов и профилей (включая профили на конкретные проекты ИС) идентифицировать группы базовых стандартов вместе с факультативными возможностями, требованиями и параметрами, необходимыми для выполнения функций, реализуемых конкретными ИС в разных предметных областях деятельности.

В настоящее время подавляющее большинство ИС всех классов и назначений строятся на основе технологии открытых систем. Суть этой технологии состоит в использовании стандартных интерфейсов между разнородными аппаратными и программными компонентами систем. Технология открытых систем лежит в основе создания инфраструктуры всех уровней — от уровня предприятия и отрасли до уровня национальной информационной инфраструктуры, она также обеспечивает интеграцию с мировым информационным пространством, и тем самым с мировой экономикой. Внедрение принципов открытых систем — это комплексная проблема, в решении которой важнейшее место занимают стандартизация и сертификация ИТ.

Научно-техническая политика в области стандартизации информационных технологий и проектирования систем в России заключается в следующем:

  • Создание необходимых актуализированных основополагающих базовых стандартов и других нормативных документов (преимущественно путем прямого применения международных, региональных и зарубежных документов по стандартизации), определяющих фундаментальные общие процедуры, положения и требования, которые могут быть использованы в различных предметных областях деятельности, причем в каждой из них могут выбираться собственные факультативные параметры и требования из базовых стандартов.
  • Разработка функциональных стандартов (профилей), определяющих соответствующие подмножества или комплектации базовых стандартов, используемых для обеспечения реализаций конкретных процессов, функций и задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых стандартов, а также являющихся основой для разработки аттестационных тестов для испытаний и сертификации компонентов и средств информационных систем.

Современное состояние стандартизации в мире

К настоящему времени на международном уровне сформировалась мощная кооперация организаций, разрабатывающих стандарты в области ИТ. Среди этих организаций в первую очередь следует назвать Международную организацию по стандартизации — ИСО (International Organization for Standardization — ISO), Международную электротехническую комиссию — МЭК (International Electrotechnical Commission — IEC) и Международный союз электросвязи — МСЭ (International Telecommunication Union — ITU); его сектор по телекоммуникациям МСЭ-Т является с 1993 года правопреемником МККТТ.

В 1987 году ИСО и МЭК объединили свою деятельность по стандартизации в области информатизации, создав Совместный технический комитет № 1 — СТК1 ИСО/МЭК «Информационные технологии» (Joint Technical Committee N1 — ISO/IEC JTC1 Information Technology), основной задачей которого является разработка базовых стандартов информационных технологий вне зависимости от их конкретных приложений. В последние годы СТК1 ИСО/МЭК активно взаимодействует с техническими комитетами ИСО:

  • ТК 46 "Информация и документирование";
  • ТК 68 "Банковское дело, защита и другие финансовые услуги";
  • ТК 130 "Графическая технология";
  • ТК 154 "Процессы, элементы данных и документы в торговле";
  • ТК 171 "Прикладное представление документов";
  • ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества";
  • ТК 204 "Транспортные информационные и управляющие системы";
  • ТК 215 "Информатика в здравоохранении".

Кроме ИСО, МЭК и МСЭ разработкой стандартов в области информационных технологий, и, в частности, в области открытых систем занимается ряд авторитетных международных, региональных, национальных и специализированных организаций, консорциумов и групп, например такие, как Общество Интернет (Internet Society), Европейский комитет стандартизации — СЕН (Comite European de Normalization — CEN) и Европейский комитет стандартизации в области электротехники — СЕНЭЛЕК (Comite European de Normalization Electrotechnique — CENELEC), Европейская ассоциация производителей компьютеров — ЕКМА (European Computer Manufacturers Association — ЕСМА), Европейские рабочие группы по открытым системам — ЕВОС (European Workshops on Open Systems — EWOS), Европейский институт стандартизации телекоммуникаций (European Telecommunications Standards Institute), Институт инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronic Engineers — IEEE), Группа X/Open, организованная поставщиками компьютерной техники, Фонд открытого программного обеспечения (Open Software Foundation — OSF), Группа объектного управления (Object Management Group — OMG), Форум управления сетями (Network Management Forum — NMF) и др.

Наиболее заметный вклад в стандартизацию средств, систем и технологий информатизации на международном уровне вносит СТК1 ИСО/МЭК «Информационные технологии», членом которого (наряду с 54 другими государствами) является Российская Федерация. Структура CTK1 и характеристика выпущенных им стандартов описаны во врезке.

Состояние и проблемы стандартизации в России

В Российской Федерации в данной области действует по состоянию на 1 января 2001 года свыше 450 межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов (ГОСТ Р), которые в основном обеспечивают прямое введение международных стандартов по перечисленным функциональным группам и направлениям информационных технологий, включая стандарты на терминологию, электрическую и механическую безопасность и электромагнитную совместимость средств вычислительной техники (СВТ), языки программирования Фортран, Кобол, Ада, SQL, VHDL, организацию работы систем и сетей, оценку качества и документирование программных средств, требования к АС и документирование их создания, системы кодирования и защиты информации, организацию взаимосвязи открытых систем (ВОС) и профилей, качество служебной информации, компьютерное сопровождение и поддержку жизненного цикла наукоемкой продукции (CALS-технологии).

Следует отметить, что в настоящее время действующий комплекс стандартов в области ИТ обеспечивает прямое введение только 20-25% от общего числа стандартов СТК1. При этом важно отметить прогрессирующую тенденцию отставания России по числу действующих стандартов ИТ, главной причиной которого являются недостаточное финансирование разработки соответствующих стандартов, а также несовершенство организационно-методических форм принятия международных стандартов в качестве государственных.

За последние годы проведены определенные работы по развитию и совершенствованию нормативной базы в области информационной технологии, разработке основополагающих государственных стандартов по наиболее актуальным направлениям, включая такие направления, как программная инженерия, ВОС, CALS-технологии и т. д.

Широко применяемые в мировой и отечественной практике CALS-технологии должны обеспечивать на основе внедрения стандартов непрерывную компьютеризированную поддержку всех процессов жизненного цикла создания сложной, наукоемкой продукции — от замысла до утилизации, включая в том числе моделирование бизнес-процессов, композицию и декомпозицию изделий, создание моделей виртуальных предприятий, автоматизацию процессов проектирования, технологической подготовки и производства, материально-технического снабжения, поставки, сопровождения и утилизации, что, в свою очередь, требует создания и внедрения современных информационно-телекоммуникационных систем и корпоративных баз данных.

В настоящее время разработка государственных стандартов проводится в соответствии с Планом государственной стандартизации на 2001 год с учетом «Основных направлений стандартизации в области информатизации на 1999 — 2002 гг.» и «Программы стандартизации в сфере информатизации на период 2000 — 2001 гг.», утвержденных Минсвязи России.

Отставание по уровню и срокам принятия международных стандартов, а также по эффективности применения стандартов при проектировании ИС определяется следующими причинами.

  • Действующие программно-целевые документы не в полной мере определяют приоритетность разработки государственных стандартов и не обеспечены соответствующим финансированием.
  • До сих пор в недостаточной степени налажено взаимодействие с руководителями проектов информационных систем в части выбора актуальных объектов стандартизации и приоритетности разработки стандартов, определяющих переносимость приложений, взаимодействие, масштабируемость, информационную безопасность и документирование систем. Решение данной проблемы должно определить востребованность стандартов на всех этапах жизненного цикла проектирования и внедрения ИС.
  • Существует неоднозначное понимание разработчиками Концепции национальной системы стандартизации и Государственной системы стандартизации (ГСС) степени обязательности применения государственных стандартов и других нормативных документов по стандартизации в области ИТ (см. комментарий во врезке).
  • Несовершенна и требует изменения методология прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов, заключающаяся в синхронизации процессов разработки международных и государственных стандартов, начиная с ранних стадий (предложения по новым видам работ, CD, DIS) и заканчивая финальными стадиями, с тем чтобы к моменту принятия международного стандарта в стране был подготовлен актуализированный аутентичный перевод международного стандарта - как основы соответствующего государственного стандарта. Такая методология обеспечит принятие актуального гармонизированного государственного стандарта в течение нескольких месяцев с момента утверждения соответствующего международного стандарта.
  • В настоящее время в стране практически сведена к недопустимому минимуму, а в целом ряде случаев вообще не проводится или отсутствует нормативно-техническая экспертиза (в части нормативного обеспечения) проектов по созданию ИС и документации на эти проекты.

Рекомендации на ближайшее будущее

Проведение нормативно-технической экспертизы должно предшествовать утверждению проектов и документации (в первую очередь по системам, создаваемым по федеральным заказам) - см. комментарий во врезке.

Необходимо активизировать участие российских специалистов в работе СТК-1 ИСО/МЭК, его подкомитетов и рабочих групп, а также в работе других международных и региональных организаций с целью учета интересов России при разработке нормативных документов.

Следует отработать механизмы консолидированного участия федеральных органов, коммерческих организаций и фирм в финансировании работ по развитию и совершенствованию нормативной базы в области информационных технологий и проектирования систем в России. Целесообразно делать это путем создания нейтральных в рыночном отношении некоммерческих организаций (по примеру Internet Society и других упомянутых выше организаций), формирующих комитеты по разработке и независимой апробации стандартов определенных направлений и объединяющих усилия самых разных субъектов рынка и государственного регулирования. Могут также организовываться межведомственные рабочие группы с включением в их состав заинтересованных специалистов всех категорий (механизм workshop). Работу таких комитетов и групп могут возглавлять представители крупных фирм и организаций — системные интеграторы, организации Минсвязи России, РАН, Госстандарта России.

О вновь принятых и готовящихся стандартах

Несмотря на объективные и субъективные трудности, о которых было упомянуто, ВНИИстандарт совместно с организациями Минсвязи России, РАН, Минобороны России и другими заинтересованными организациями за последние годы провел комплекс работ по развитию и совершенствованию нормативного обеспечения в области информационных технологий. В частности, только за 1998 — 2001 годы было разработано и утверждено 108 государственных стандартов и Рекомендаций по стандартизации по упомянутым выше направлениям и объектам стандартизации, включая такие основополагающие стандарты, как ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-1-99, ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10000-2-99, ГОСТ Р ИСО/

МЭК ТО 10000-3-99, определяющие основы и таксономию международных функциональных стандартов, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, определяющий процессы жизненного цикла программных средств, а также Рекомендации по стандартизации Р 50.1.022-2000 «Государственный профиль взаимосвязи открытых систем».

Кроме того, разработаны и находятся на стадии утверждения:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182 по классификации ПС;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271 (руководство по применению ИСО/МЭК 12207.

Находятся в стадии разработки стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК по программной инженерии: по измерению и оценке производительности ПО автоматизированных систем; на процесс создания документации пользователя ПС; по сопровождению ПС; по оценке уровня целостности систем и ПС; руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектами.

За последние годы получили значительное развитие работы по созданию нормативной базы в области CALS-технологий. Стандарты CALS-технологий направлены прежде всего на обеспечение качественно нового уровня организации процессов проектирования, производства и эксплуатации сложной, наукоемкой продукции, повышение эффективности реализации процессов жизненного цикла выпускаемых, эксплуатируемых и новых образцов техники, повышение конкурентоспособности на мировом рынке российских средств и систем, на повышение эффективности технологического менеджмента при создании отечественных средств и систем.

По состоянию на 20.07.2001 в области CALS-технологий разработаны и утверждены шесть государственных стандартов. Разработаны и находятся в стадии подготовки к принятию (до конца 2001 года) проекты трех новых стандартов серии STEP (ГОСТ Р ИСО 10303-22-2001, части 22, 31 и 32). Подробная информация об этих шести утвержденных и трех передаваемых на утверждение документах опубликована в статье «Стандарты CALS-технологий» (Васютович В., Самотохин С., Никифоров Г., «Директор информационной службы», апрель 2001).

Находятся в стадии разработки проекты стандартов серии STEP.

  1. ГОСТ Р ИСО 10303-203 Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 203. Прикладной протокол. Конфигурационное управление проектом.
  2. ГОСТ Р ИСО 10303-43 Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 43. Интегрированные обобщенные ресурсы. Структуры представления.
  3. ГОСТ Р ИСО 10303-44 Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными. Часть 44. Интегрированные обобщенные ресурсы. Конфигурация структуры изделия.

Предполагается разработка (при условии выделения соответствующего финансирования) следующих государственных стандартов и рекомендаций по стандартизации.

  1. "CALS-технологии. Прикладная управляющая логистическая информация (на основе MIL PRF 49506)" (ГОСТ Р).
  2. "CALS-технологии. Руководство по управлению конфигурацией (на основе MIL HDBK 61)" (Рекомендации).
  3. "CALS-технологии. Интегрированная система информационного обеспечения закупок и эксплуатации промышленных изделий (на основе MIL-STD-974, MIL HDBK 59)" (Рекомендации).
  4. "CALS-технологии. Техническая документация в электронном виде. Общие требования" (ГОСТ Р).
  5. "CALS-технологии. Техническая документация в электронном виде. Правила внесения изменений" (ГОСТ Р).
  6. "CALS-технологии. Техническая документация в электронном виде. Требования к аутентификации".

Заключение

Решение проблемы развития и совершенствования нормативной базы в области проектирования информационных систем зависит от консолидации усилий заказчиков, разработчиков проектов и специалистов по стандартизации в части определения тематической направленности, приоритетности разработки, совершенствования организационно-методических форм и финансирования работ по созданию актуальных и востребованных государственных стандартов, определяющих процессы жизненного цикла современных информационных систем.

В настоящее время идет подготовка к формированию плана Государственной стандартизации на 2002 год. Ряд тем по разработке актуальных и востребованных государственных стандартов планируется профинансировать из средств государственного бюджета. Однако количество нормативных документов по стандартизации, которые разработчики и производители продукции и систем хотели бы иметь на уровне государственных стандартов, превышает финансовые возможности Госстандарта России, выделяемые на создание нормативной базы. В связи с этим предлагается заинтересованным предприятиям, федеральным и общественным организациям определить номенклатуру необходимых к разработке государственных стандартов (в первую очередь по прямому введению международных стандартов) и на паритетных условиях обеспечить финансирование соответствующих работ и саму разработку.


Структура комитета СТК1 ИСО/МЭК и стандарты по его тематике

В СТК1 функционирует свыше 20 подкомитетов и рабочих групп, охватывающих в своей деятельности практически весь спектр стандартизации в области информационных технологий и осуществляющих разработку стандартов по следующим основным направлениям: «Наборы символов и кодирование информации»; «Телекоммуникация и обмен информацией»; «Программная инженерия»; «Языки программирования»; «Машинная графика и обработка изображений»; «Взаимосвязь оборудования информационных технологий»; «Методы защиты информации»; «Конторское оборудование»; «Кодирование аудио-, видео-, мультимедиа- и гипермедиа-информации»; «Методы автоматической идентификации, кодирования и фиксации данных»; «Управление и обмен данными»; «Языки описания и обработки документов»; «Интерфейсы пользователя»; «Методы обучения».

По состоянию на 1 января 2001 года в ИСО по тематике СТК1 «Информационные технологии» действует свыше 1600 международных стандартов, которые в официально издаваемых каталогах скомпонованы в следующие функциональные группы и направления информационных технологий и конторского оборудования (классы 33, 35): «ИТ в целом»; «Наборы знаков и кодирования информации»; «Языки, используемые в ИТ»; «Документация на разработку программного обеспечения»; «Взаимосвязь открытых систем»; «Частные сети связи с интеграцией служб»; «Машинная графика»; «Микропроцессорные системы»; «Периферийные устройства»; «Интерфейсы и межсоединительные устройства»; «Запоминающие устройства»; «Применение ИТ (автоматизированное проектирование, идентификационные карты, учрежденческая и издательская деятельность, банковское дело, промышленность, транспорт, торговля и наука); «Конторское оборудование».

назад


Комментарий о степени обязательности стандартов

Главной целью и задачами государственных стандартов в области ИТ является регламентация положений, требований, параметров и методов испытаний компонентов и средств ИС, определяющих различные виды совместимости, взаимодействия, переносимость приложений, информационную безопасность, документируемость и т. д. Вопросы обязательности применения нормативных документов по стандартизации определяются законодательно-правовыми актами и экономико-правовыми взаимоотношениями между заказчиками, руководителями проектов, разработчиками средств, системными интеграторами и пользователями средств информационных технологий. В связи с этим требуется взвешенный, селективный подход к оценке статуса обязательности стандартов в области ИТ. Так, например, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стандарты, определяющие безопасность, охрану здоровья и охрану окружающей среды являются обязательными для выполнения всеми категориями граждан Российской Федерации и субъектами хозяйственной деятельности при разработке, производстве, поставке и продаже средств информационных систем. В других случаях обязательность применения стандартов должна определяться сферой их использования. Если требования государственных стандартов и других нормативных документов по стандартизации включаются в контракты, договора, технические задания, технические условия и т. п., то требования их являются обязательными в рамках данных соглашений и работ в соответствии с действующим законодательством. Безусловно, следует стремиться в этих случаях к преимущественному использованию стандартов и нормативных документов, имеющих юридическую силу в стране, что облегчает решение вопросов сдачи-приемки систем. В этой связи необходимо стремиться к введению в стране де-юре наиболее актуальных международных стандартов.

назад


Комментарий о нормативно-технической экспертизе

Отсутствие организации в стране нормативно-технической экспертизы приводит к снижению качества и технического уровня проектов, повышению сложности решения задач интеграции вычислительных, информационных и коммуникационных ресурсов, взаимодействия систем, переносимости программ и данных, а также к значительным потерям различного рода ресурсов (экономических, технических, социальных, интеллектуальных, временных и др.).

В целях изменения сложившегося положения, упорядочения организации работ, повышения значимости, востребованности и уровня проведения работ по стандартизации предлагается рассмотреть следующее.

  • Введение в стране требований по проведению Государственной нормативно-технической экспертизы проектов по созданию информационных систем, определив положение и порядок ее проведения.
  • Организация подготовки и определения статуса Государственного эксперта по стандартизации, определив его права и обязанности, порядок обучения, подготовки, аттестации и переаттестации. Одновременно эти эксперты могли бы выполнять функции представителей России в технических комитетах, подкомитетах и рабочих группах международных и региональных организаций по стандартизации и других международных организаций.

назад