«Стандарты в проектах современных информационных систем»

Конференция поручила программному и организационному комитетам суммировать высказанные в ходе работы конференции оценки и рекомендации и опубликовать их. Данный документ составлен как реализация этого поручения и рассмотрен на заседании оргкомитета 11 мая 2001 года.

Констатирующая часть

17 — 18 апреля 2001 года в Москве состоялась I Всероссийская практическая конференция «Стандарты в проектах современных информационных систем». Конференция, организованная журналом «Директор информационной службы» и издательством «Открытые системы» при поддержке ВНИИстандарта Госстандарта России и ряда других авторитетных организаций, показала практическую актуальность стандартов для разработчиков, заказчиков и пользователей систем. Она стала первым форумом такого рода, организованным не по официальному государственному или ведомственному плану, а в результате широкой инициативы заинтересованных специалистов, общественных организаций и предприятий. Журнал «Директор информационной службы» стал тем независимым органом, который объединил представителей различных, иногда конкурирующих предприятий и направлений.

Конференция привлекла более 100 участников из ближних и дальних регионов России, а также Белоруссии. Были представлены правительства областей и автономных республик, коммерческие фирмы и исследовательские институты, предприятия Министерства обороны и гражданских отраслей. Состав докладов формировался на основе их открытого привлечения с двухступенчатым отбором в программном комитете. Большинство участников активнейшим образом работали на конференции все два дня — вплоть до финального заседания, на котором были выработаны важные рекомендации. Сборник трудов конференции — более 150 страниц — включил расширенные тезисы 29 основных докладов.

Большая часть докладов была организована в два параллельных потока — «Управление» (в проектировании) и «Конструирование» (систем). При этом поток «Управление» привлекал в два-три раза больше слушателей, чем «Конструирование» (несмотря на то, что в «Конструировании» была группа докладов на «остро актуальную» тему, связанную с применением языка XML). Это показало признание роли стандартов в организации выполнения отдельных проектов и в постановке проектного дела в целом на предприятиях. При этом в потоке «Управление» рассматривались в основном стандарты двух уровней: общие международные или национальные стандарты и стандарты, разработанные (адаптацией общих, включением частных методик и др.) для уровня предприятия или группы проектов.

Были сделаны доклады, представляющие новые нормативные и методические направления в стандартизации, равно как практический опыт многих предприятий и отдельных специалистов — и разработчиков, и заказчиков. В начале работы конференции в качестве ключевых для обсуждения всем участникам были предложены следующие два вопроса:

  • в чем причина столь слабого применения уже существующих стандартов?
  • в каких областях проектов систем и для каких частей самих систем стандарты нужнее всего?

Доклады, описывающие практический опыт создания и использования стандартов уровня предприятия (в частности, представленные специалистами из Тольятти, Перми, Магнитогорска, а также из Москвы), первыми отвечали на эти вопросы.

На двух тематических дискуссиях — круглых столах и на заключительном заседании было высказано много важных мнений и рекомендаций, вошедших в данное итоговое заключение конференции.

Итоговые оценки и рекомендации

Общие итоги

Участники конференции с удовлетворением отметили, что она подтвердила свой всероссийский статус и способствовала открытому обсуждению разных точек зрения на стандарты, способы их создания и применения. Активность участников, разнообразие видов представленных организаций, их география и государственный уровень обсуждавшихся вопросов показали: в стандартизации существует много проблем, которые должны открыто и свободно обсуждаться широким кругом специалистов.

Подтвердилось, что не существует одного «унифицированного» подхода к созданию и использованию стандартов разных уровней, что опыт в этой области продолжает накапливаться, а в России только начинает осмысляться. В силу этого основной функцией конференции было открытое обсуждение различных методических и практических подходов, что создает условия для их анализа и возможной интеграции. Таким образом, те положения, которые приведены далее в качестве рекомендаций, сформулированы на основе подходов и предложений, наиболее часто повторявшихся, устойчивых и принимаемых большинством участников конференции. Другие излагаемые здесь оценки представляют совокупность высказанных участниками конструктивных мнений.

Распространенная характеристика сложившегося положения в данной области — в том числе предложенная и специалистами ВНИИстандарта — состоит в следующем:

  • рациональный путь развития отечественных систем нормативных документов — применение международных стандартов,
  • закрепился подход к созданию систем с открытой архитектурой,
  • новые стандарты проектирования (систем, ПО) ориентированы на процессный подход,
  • существует и пропагандируется подход к созданию крупных систем и отраслевых решений на основе специальным образом формируемых «профилей» — гармонизированных совокупностей подмножеств различных стандартов,
  • сформировался подход к оценке и сертификации систем качества и технологической зрелости организаций.

Вместе с тем, несмотря на активизацию работы ВНИИстандарта Госстандарта России, сложившееся положение нельзя назвать удовлетворительным. Отсутствуют в виде общероссийских нормативных документов многие важнейшие стандарты, в том числе международного уровня. С другой стороны, недостаточное использование имеющихся вполне современных стандартов уровня ГОСТ Р говорит о недостатках на многих этапах их подготовки и распространения — от способа издания до информирования заинтересованных лиц и организаций.

Организационные оценки и рекомендации общего характера

Многие участники конференции, в том числе руководители ВНИИстандарта, отмечали важность использования опыта первой Всероссийской конференции для организации некоммерческих профессиональных объединений с целью проведения инициативных работ по созданию, оценке, внедрению и совершенствованию стандартов. Указывалось, что такой подход отвечает мировой практике разработки стандартов, что при его реализации положительный эффект дает процедура открытого обсуждения и совершенствования стандартов. Отмечалось, что выгоды от использования стандарта различными, в том числе конкурирующими предприятиями превышают возможные потери.

Конференция рекомендует всем заинтересованным сторонам обратить внимание на практически общее мнение о необходимости создания открытых сообществ, публично обменивающихся опытом применения стандартов и формирующих обратную связь к разработчикам стандартов. Было высказано предложение включить в процедуры внедрения стандартов учет рекламаций для корректировки стандартов (вплоть до их возможной отмены).

Вместе с тем говорилось о необходимости использовать в процессах разработки стандартов независимыми организациями опыт и специальные методические знания в деле стандартизации, накопленные экспертами институтов Госстандарта. Особую важность имеет в этом деле формирование корректной терминологии. Говорилось также о необходимости гармонизировать вводимые стандарты с действующими и перспективными международными, о необходимости использовать при разработке и введении стандартов методов проектного управления, использовать имеющиеся методы многоуровневости требований, закладываемых в стандарт, реализовывать пилотные проекты внедрения стандартов.

Конференция рекомендует, таким образом, обеспечивать сбалансированное участие и роль государственных органов, некоммерческих профессиональных объединений и коммерческих фирм в деле формирования стандартов.

Конференция отмечает, что в России инициативы в области разработки стандартов негосударственными организациями только начали появляться. К ним, в частности, относится доложенная на конференции инициатива по разработке стандарта на формат ряда коммерческих документов с использованием XML. Конференция рекомендует разработчикам предпринимать специальные усилия по широкому согласованию форматов, процедур и т. п., создаваемых таким образом, с их предполагаемыми пользователями и другими участниками процессов стандартизации для того, чтобы эти разработки могли получить статус стандарта — не обязательно формального, но реально принятого в таком качестве.

Предлагается обратить внимание на разработку межотраслевых стандартов и их согласование на федеральном уровне, например, разработать межотраслевые стандарты логистики (в области информационной технологии) в части взаимодействия поставщиков, потребителей и транспортного компонента. Вместе с тем отмечалось, что стандарты такого вида уже разрабатываются или имеются в системе стандартов, поддерживающих CALS-технологии, а также, что на межотраслевом уровне необходимо использовать существующие возможности самих ведомств по совместной выработке гармонизированных нормативных документов. Отмечалось также, что применение стандартов не по приказу, но по их реальной применимости и целесообразности в проекте происходит и на предприятиях такого ведомства, как Министерство обороны.

Конференция подчеркивает, что применение стандартов вообще и, в частности, с целью обеспечения необходимого уровня качества работ и продукции не является «бесплатным» занятием и требует адекватных затрат. Было отмечено, что в соответствии с Окинавским соглашением 2000 года, подписанным Россией, решение многих вопросов нормативного обеспечения информационной инфраструктуры национального уровня возложено на правительства. Вместе с тем конференция отметила, что ничто не заменит самостоятельной работы предприятия по заблаговременному, до начала проектных работ по непосредственному конструированию изделия (услуги), созданию системы стандартов уровня предприятия и проекта. Предприятию при этом нужно самому осознавать свои выгоды от применения стандартов.

Рекомендации по отдельным направлениям

Конференция указывает на то, что новые основные базовые стандарты, в том числе стандарты на процессы жизненного цикла систем и ПО, на аспекты управления проектами и управления качеством, а также на модели зрелости процессов и качества изделий помогают преодолевать барьеры между разработчиками и заказчиками, способствуют интеграции дисциплин в комплексных проектах, в частности — интеграции деловых (бизнес-) аспектов и ИТ-аспектов построения систем.

Конференция отмечает, что практически на всех отечественных промышленных предприятиях продолжает увеличиваться разрыв между уровнем организации управления и уровнем технологий; однако основные силы и средства многие руководители по-прежнему продолжают вкладывать именно в развитие технологий (производственных и компьютерных), считая это основным инструментом конкурентоспособности.

Высказано мнение, что необходим механизм (кроме рыночного), заставляющий предприятия регулярно обновлять профиль стандартов, которым оно должно следовать в соответствии с текущими целями, а также заблаговременно формировать профиль стандартов, соответствующий целям, декларируемым в их программах перспективного развития. Было высказано соображение о том, что нужен механизм, побуждающий руководителей (собственников) проводить регулярный аудит на предмет выявления дисбаланса в зрелости различных элементов предприятия как системы: целей — процессов — технологий — организационной структуры — квалификации/мотивации персонала. Вместе с тем и представители ВНИИстандарта, и другие участники говорили о том, что на все более широкие области должны распространяться аттестация и сертификация в результате добровольных действий и заказов предприятий, а также о том, что именно конкурентные силы и открытость информации способны вести предприятия к реальному внедрению стандартов и совершенствованию своей работы.

Конференция рекомендует Госстандарту опережающими темпами разрабатывать, актуализировать и пропагандировать стандарты, определяющие терминологию в новых («молодых») технологиях. Конференция отмечает, что стандарты входят в практику легче, если они проникают в деятельность вместе с реализующими их инструментами: программными средствами разработки, приложениями или методиками; вместе с тем претендующие на такое качество инструменты нужно внимательно проверять на реальное соответствие стандартам.

Конференция отмечает, что значительную пользу в реальной востребованности стандартов может принести включение в них приложений с примерами и рекомендациями по их применению, например (но не только), по типу известных руководств по применению стандартов, выпускаемых ИСО, и рекомендует усилить работы в этом направлении. Целесообразно также обратить внимание на совершенствование способа подачи материала стандартов в их печатном представлении («выпускать стандарты с ?человеческим лицом?»), на развитие информационно-справочных служб, представляющих сведения о различных стандартах, на облегчение возможностей покупки документов, содержащих стандарты и другие нормативные документы.

Конференция рекомендует осуществлять «плавное» внедрение новых стандартов, сохранение всего полезного из того багажа, который уже накоплен, и действует в рамках предприятий, проектов и договоров. В том числе неоднократно отмечалось сохранение пользы от применения положений нормативных документов комплекса стандартов ГОСТ 34 (а также ЕСКД и даже отдельных документов ЕСПД), в той части и в тех случаях, когда они не противоречат или могут быть согласованы с вновь появляющимися информационными технологиями и методами организации проектных работ. В контексте обсуждений этой группы вопросов была отмечена значительная культурологическая роль стандартов.

В ряде докладов были представлены рекомендации по разработке профилей стандартов отраслевого уровня и уровня крупных предприятий на основе международных и национальных стандартов, то есть методом, который можно назвать «сверху вниз». Вместе с тем неоднократно приводился положительный опыт создания и применения стандартов уровня отдельного предприятия или проекта в части деятельности разработчиков систем — в том числе отдельных подразделений или весьма небольших фирм. В качестве основы таких стандартов назывались не только, например, общие стандарты на модели процессов жизненного цикла систем и программного обеспечения, не только известные стандарты на интерфейсы, но и некоторые фирменные стандарты и методики компаний — поставщиков программных инструментов, а также собственные унифицированные программные компоненты и инструктивные материалы. В рамках таких предложений проявился подход к разработке стандартов, который можно назвать методом «снизу вверх».

Конференция рекомендует прибегать к совместному использованию обоих этих методов для соединения преимуществ накопленного практического опыта и методического багажа, сконцентрированного в общих стандартах.

Рекомендации оргкомитету и докладчикам

Конференция рекомендует предложить докладчикам тех сообщений, которые вызвали значительный интерес, подготовить на основе своих докладов статьи для публикации, в частности, в журнале «Директор информационной службы», а также — этому журналу и всем другим инициативным организациям и специалистам — постоянно вести работу по обмену информацией о стандартах и опыте их применения.

Конференция заключает, что на заседаниях 17-18 апреля 2001 года не удалось охватить некоторые запланированные оргкомитетом направления, в частности, стандарты CALS-технологий и применение стандартов в международных проектах. Тем не менее работа конференции в целом признается успешной. Рекомендовано собрать через год вторую Всероссийскую конференцию по данной тематике.

Оргкомитет конференции

С вопросами и предложениями по поводу конференции можно обращаться по адресу: conf@osp.ru с пометкой «Стандарты», а также непосредственно к председателю оргкомитета Е. З. Зиндеру по адресу EZinder@osp.ru