Предложенный в начале 90-х профессорами Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, метод сбалансированных оценочных ведомостей (BSC — balanced scorecard) быстро становится одним из самых широко распространенных в мире подходов к управлению.

По прогнозам International Data Corp., популярность BSC будет расти и в дальнейшем, поскольку все больше и больше организаций вкладывают средства в аналитическую деятельность, в частности, в прогнозирование и оптимизацию бизнес-процессов. Эксперты Meta Group, в свою очередь, считают, что в скором времени все крупнейшие производители систем планирования ресурсов предприятий (ERP — enterprise resource planning) будут поддерживать в своих программных продуктах метод сбалансированных оценочных ведомостей. Фактически это уже делают многие основные игроки рынка ERP. По прогнозам GartnerGroup, по крайней мере 40% компаний, входящих в список Fortune 1000, готовы к внедрению программного обеспечения BSC.

По сути, BSC - это инструментарий руководителя для оценки эффективности работы компании. Он определяет четыре перспективы (потребительская, внутренняя, финансовая и обучающая), которые позволяют оценить, в какой степени компания близка к осуществлению поставленных стратегических целей. Так, к примеру, система BSC может выявлять основные причины убытков, тенденции продаж, определять дефицит в рамках логистической цепочки, помогает компаниям в проведении изменений, способствующих увеличению их оборота. Данный метод позволяет выявить причинно-следственные связи между названными выше перспективами. К примеру, интегрированная система BSC уведомит вас о том, что доход, обеспечиваемый группой мобильных торговых представителей (финансовая перспектива), не дает экономических оснований для увеличения нагрузки на ИТ-службу, занимающуюся техподдержкой этой группы (внутренняя перспектива). Кроме того, с помощью BSC можно оценивать показатели, напрямую не связанные с финансовыми выкладками, такие как уровень профессионализма сотрудников или мнение потребителей о компании.

За последние несколько лет функции BSC были реализованы в самых разных приложениях. Прежде всего это сделали крупные производители систем планирования ресурсов предприятия, такие как SAP, PeopleSoft, Baan и Oracle, затем их примеру последовали и более мелкие производители аналитического инструментария, в частности, компании Gentia, CorVu и Pilot.

Чтобы помочь пользователям понять эту сложную методологию, Каплан и Нортон создали Balanced Scorecard Collaborative. Эта организация публикует функциональные стандарты и сертификационные программы, чтобы стимулировать корректное и разумное использование BSC в программных реализациях.

Внедрить BSC не так-то просто, но в случае успеха этот метод позволяет кардинально улучшить финансовые показатели компании. Он помогает осуществлять сложные программы изменений и выявлять факторы, обеспечивающие компании долговременные конкурентные преимущества. Кроме того, BSC экономит средства, избавляя от расходов на кардинальную смену стратегии в случае неудачно выбранных бизнес-целей. (Вместе с тем BSC требует периодического пересмотра целей с учетом изменения ситуации на рынке и факторов, влияющих на операции компании.) Вдобавок метод поможет разложить основную стратегию на тактические составляющие и определить цели, требующие регулярного пересмотра.

Поскольку BSC охватывает все структурные единицы организации, он обеспечивает их слаженное функционирование. Хотя все компании имеют (по крайней мере, должны иметь) согласованную бизнес-стратегию, многие подразделения и сотрудники зачастую не подчиняются ей. Подобная разобщенность дорого обходится компании. BSC даст возможность сопоставлять глобальные цели с текущими задачами каждого сотрудника и подразделения, позволяя тем самым максимально использовать имеющиеся ресурсы и свести к минимуму число бесполезных и расточительных операций. ИТ-специалистам метод BSC позволяет отслеживать корпоративную стратегию и выявлять наиболее неэффективные звенья в организации.

Проекты внедрения BSC в большинстве случаев терпят крах из-за отсутствия поддержки со стороны руководства. Участие руководителей компании — важнейшее условие успеха, поскольку общая стратегия и вырабатываться должна на самом высоком уровне и, чтобы распределяться по организации сверху вниз.

Приняв решение об использовании BSC, компания приступает к разработке стратегии и преобразованию ее в операционные задачи с конкретными целями. Следующий шаг — утверждение структуры и приоритетов новых и уже развернутых инициатив.

Типичный срок внедрения BSC небольшой группой экспертов — от трех до шести месяцев, хотя это во многом зависит от размера и структуры организации. Большинство компаний привлекают профессиональных консультантов, готовых помочь определить цели и системы показателей.

Тому, кто намерен самостоятельно приобретать программное обеспечение BSC и руководить его установкой, стоит помнить, что система BSC должна не только предоставлять отчеты, но и действовать как руководство по выработке инициатив и средство внедрения новой корпоративной стратегии. Более того, приложение BSC должно поддерживать многие инструменты оперативной аналитической обработки (OLAP), необходимые для того, чтобы выявить скрытые внутренние резервы и потенциальные возможности увеличения доходов.

Система BSC использует накапливаемые за определенный период времени данные из многочисленных источников, таких как служба поддержки потребителей, управление заказами, а не получает их непосредственно из транзакционных систем. Поскольку системы обработки транзакций регулярно обновляют записи, они часто удаляют накопленные финансовые данные, необходимые для работы метода сбалансированных показателей. Наконец, система BSC хранит аналитическую информацию в многомерной базе данных, которая позволяет выполнять анализ по ключевым параметрам и показателям, таким как затраты, доходы, сроки, потребитель и продукт.

Как и любая инициатива в области бизнес-интеллекта, BSC — не панацея. Она не может выправить фундаментальные ошибки в работе компании или заставить сотрудников отказаться от неэффективных методов работы. Однако BSC получила более чем лестные отзывы от журнала Harvard Business Review, который признал ее одной из наиболее значимых бизнес-идей за последние 75 лет. Соотнося задачи, инициативы и меры с общей стратегией компании и объединяя подразделения в единую силу, BSC значительно увеличит ваши шансы на успех.

Тим Филден — старший аналитик испытательного центра InfoWorld Test Center. С ним можно связаться по электронной почте по адресу tim_fielden@infoworld.com


Где узнать о методе сбалансированных оценочных ведомостей

Книги

The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action, by Robert S. Kaplan and David P. Norton, Harvard Business School Press, September 1996

Performance Drivers: A Practical Guide to Using the Balanced Scorecard, by Nils-Goran Olve, Jan Roy, and Magnus Wetter, John Wiley & Son Ltd., March 1999

Macrologistics Management: A Catalyst for Organizational Change, by Martin Stein and Frank Voehl, CRC Press-St. Lucie Press, January 1998

Web-сайты

Организация The Balanced Scorecard Collaborative — www.bscol.com

Гарвардская школа бизнеса — www.hbsp.harvard.edu


Подводя черту: Balanced Scorecard

Область применения: метод сбалансированных показателей помогает компаниям вырабатывать обоснованные бизнес-решения на основе фактических и прогнозируемых показателей. Данные, организованные с помощью BSC, учитывающие как финансовые, так и нефинансовые факторы, дают общую характеристику ситуации в компании. За счет объединения отдельных подразделений корпорации этот метод позволяет сменить лозунг «каждый против всех» на политику сотрудничества и стремления к достижению общих целей.

Технические особенности: эффективное приложение BSC должно поддерживать OLAP-инструментарий и получать доступ к данным, накапливаемым из многочисленных источников. В таком приложении аналитические данные сохраняются в многомерных базах данных, которые позволят проводить анализ по конкретным параметрам.

Достоинства:

  • открывает возможности для сотрудничества на всех уровнях организации
  • помогает направить ресурсы на решение стратегических задач

Недостатки:

  • требует времени, настойчивости и привлечения высокооплачиваемых консультантов на внедрение